Несвобода передвижений Евросоюз не выдержал испытания беженцами из Африки

Италия в начале 2011 года оказалась в неловком положении передового блокпоста Европы на пути тысяч мигрантов, бежавших из родных Туниса и Ливии от политической нестабильности и войны. Призывы о помощи к другим европейским державам результата не принесли, а 17 апреля усилению напряженности способствовала Франция, не пустившая поезда с мигрантами на свою территорию.

Единое европейское пространство, которым так гордится Евросоюз, вдруг оказалось совсем даже не единым, а вполне подлежащим закрытию и ограничению. Что удивительно, такая ситуация сложилась между вполне благонадежными Францией и Италией в районе французского департамента Приморские Альпы.

Ситуация с беженцами из Африки для Италии не нова. Берега крошечного острова Лампедуза в Средиземном море гораздо ближе к Тунису и Ливии, чем к Италии, под чьей юрисдикцией он находится, и мигранты не первое десятилетие начинают с него новую жизнь в Европе.

Постоянный приток мигрантов и как следствие не самая спокойная обстановка на острове вызывали беспокойство местных жителей, которым не очень нравились спящие на улицах беженцы. Италия в свою очередь пыталась договориться со своей бывшей колонией Ливией об охране границ и возвращении мигрантов на родину.

В начале 2011 года ситуация на Лампедузе вышла из-под контроля: свержение тунисского президента Зин аль-Абидин Бен Али заставило жителей Туниса задуматься о переселении в свою бывшую метрополию - Францию, где у многих остались родственники и знакомые. К середине апреля число мигрантов, приехавших на Лампедузу, оценивалось в 26 тысяч человек, на острове начались выступления местных жителей, и власти Италии всерьез озаботились вопросом беженцев.

Призыв Рима к европейским государствам с просьбой оказать помощь в расселении беженцев был встречен прохладно. В Германии еще в феврале намекнули, что справляться с нелегальной иммиграцией Италии предстоит самостоятельно. "Шокирующая нехватка солидарности", как охарактеризовал отказ от содействия глава итальянского МИД Франко Фраттини, привела к тому, что Италия решила выдать мигрантам временные разрешения на проживание.

Как утверждают итальянские власти, разрешение гарантирует беженцам право на передвижение по шенгенской зоне, но у противников идеи Рима есть другое мнение на этот счет.

Прецедент был создан 17 апреля, когда Франция на шесть часов закрыла проезд на свою территорию от итальянской станции Вентимилья. Формальной причиной запрета на въезд стали опасения, будто мигранты из Туниса и Ливии вместе с группой социально активных европейцев собираются устроить во Франции акции протеста против позиции французских властей относительно беженцев.

Как подчеркивают в министерстве внутренних дел Франции, вопрос о кратковременной приостановке железнодорожного сообщения с Италией касался исключительно намерения не пустить в страну группу из 300 молодых людей антиглобалистских взглядов, и дело было вовсе не в запрете на въезд для мигрантов. Уже в понедельник, 18 апреля, поезда ходили беспрепятственно, но это не помешало журналистам поднять вопрос о будущем Шенгенского соглашения.

Впрочем, МВД Франции занимает не такую уж и миролюбивую позицию по отношению к мигрантам с Лампедузы. В понедельник руководитель ведомства Клод Геан (Claude Gueant) заявил, что его подопечные будут высылать обратно в Италию тех беженцев, которые не сумеют подтвердить наличие у них средств к существованию. По его словам, такие меры не противоречат принципам работы шенгенской зоны и не нарушают свободу передвижения внутри нее.

Сам Евросоюз встал на сторону Франции, не найдя в решении о закрытии сообщения никаких нарушений. По мнению ЕС, Франция руководствовалась интересами сохранения общественного порядка и принимала законные меры.

Францию в этом пограничном конфликте можно понять: из Туниса бегут не только порядочные граждане, но и те, кому смена прежнего режима и возможные наказания за грехи прошлых лет ничего хорошего не обещают. Нельзя забывать и о том, что потратившие последние сбережения на бегство до Лампедузы африканцы далеко не сразу сумеют встроиться в жизнь чужого государства, пусть и бывшей метрополии. Надо отметить, что государство не полностью закрывает глаза на проблемы соседей - в начале апреля Франции и Италии удалось договориться о совместном патрулировании прибрежных вод.

Скандал с задержкой поездов, заставивший Рим выступить с протестом, пришелся уже на самый конец миграционного кризиса в Италии. За несколько дней до этого министр внутренних дел Италии Роберто Марони бодро отрапортовал, что соглашение с Тунисом о высылке обратно всех, кто прибыл после 5 апреля, успешно выполняется, а острая стадия кризиса осталась позади. В рамках соглашения была усилена охрана пограничных вод. Аналогичного договора с Ливией не существует по понятным причинам, да и доля ливийских мигрантов в общей массе беженцев невелика.

Временные разрешения, которые выдает беженцам Италия, действуют в течение полугода. По окончании этого срока Европа имеет шансы пополниться несколькими десятками тысяч нелегалов без средств к существованию или с незаконными источниками дохода, если те, конечно, не сумеют отправиться домой или легальным образом закрепиться на новой родине. В этих условиях нежелание европейских государств оказывать содействие гражданам своих бывших колоний выглядит не слишком порядочно, но политика - вещь от порядочности довольно далекая.

На встрече с президентом Италии Джиорджио Наполитано премьер Чехии Петр Нечас, в настоящее время возглавляющий Евросоюз, заверил, что проблема беженцев является заботой не одних только итальянских властей. Пока увидеть этому подтверждения Италии не удалось.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше