14 мая Партизанский районный суд Минска приговорил экс-кандидата в президенты Белоруссии Андрея Санникова к 5 годам колонии. Через два дня его жену, журналистку российской "Новой Газеты" Ирину Халип приговорили к двум годам заключения (с отсрочкой исполнения приговора на два года). Четверо других бывших кандидатов в президенты Белоруссии вместе с соратниками дожидаются приговора на скамье подсудимых. Всего за три месяца были осуждены 28 участников митинга оппозиции в декабре 2010 года. Уничтожение белорусской оппозиции идет полным ходом.
Санникова осудили по статье 293 УК Белоруссии ("массовые беспорядки") за то, что он "по предварительному сговору с иными лицами организовал массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, подготовкой к поджогам, уничтожением имущества, насилием над личностью и вооруженным сопротивлением представителям органов власти".
Прокурор на процессе Санникова заявил, что экс-кандидат "заранее спланировал и призывал совершить действия, направленные на силовой захват учреждений органов власти". Сам Санников свою вину не признал, утверждая, что шел к Дому правительства для проведения переговоров с властями.
"Люди не применяли силу против милиции. Никаких призывов, никаких намерений заходить в Дом правительства ни с моей стороны, ни со стороны моей команды не было", - говорил Санников на суде. В своем последнем слове 13 мая Санников сказал, что суд над ним - это "политическая расправа над кандидатом в президенты, который составил реальную конкуренцию Лукашенко".
Массовые беспорядки
19 декабря 2010 года в Белоруссии проходили выборы президента. К своему четвертому сроку (принятые в демократических странах, но такие неудобные ограничения на число лет пребывания у власти Лукашенко отменил еще в 2004 году с помощью референдума) без каких-либо помех шел Батька. Многочисленным белорусским оппозиционерам объединиться перед выборами не удалось (правда, в 2006 году единый кандидат Александр Милинкевич тоже ничего не добился).
Главным конкурентом из восьми оппозиционных Лукашенко кандидатов считался Андрей Санников. Лидер гражданской кампании "Европейская Беларусь" в 1989 году закончил московскую Дипакадемию и к середине 90-х дослужился до поста замглавы МИД Белоруссии. Перед референдумом 1996 года Санников ушел от Лукашенко и с тех пор занимался более или менее оппозиционной деятельностью.
Свой статус первого среди оппозиционеров Санников на выборах подтвердил. Согласно объявленным ЦИК итогам выборов, Лукашенко получил 79,6 процента, Санников - 2,43 процента, а остальные - еще меньше.
О том, что президентом Белоруссии останется Лукашенко, в Белоруссии знали все. Однако оппозиция утверждала, что это произойдет в основном из-за фальсификаций, без которых кто-то из кандидатов оппозиции попал бы во второй тур, где объединил бы все оппозиционные голоса. В знак протеста против фальсификаций оппозиция заранее призвала всех сочувствующих придти на Октябрьскую площадь (это в двух шагах от здания администрации Лукашенко). Мэрия Минска поэтому и превратила площадь перед Дворцом республики в каток для горожан, что однако не помешало прийти на площадь примерно десяти тысячам человек.
После того как кандидаты от оппозиции поделились с народом данными о том, что, согласно экзит-поллам, Лукашенко набрал около 30 процентов голосов, все двинулись по центральному проспекту Независимости в сторону одноименной площади, где расположено здание ЦИКа и правительства Белоруссии. К расположенной по соседству администрации президента никто не повернул, призывов свергать режим не было слышно ни со сцены, ни в толпе. Радостные, упивающиеся свободой (столь редкой для зажатого в тисках авторитарного режима белорусского общества) люди медленно шли вдоль проспекта. Кто-то забрался на снегоочистительный трактор и размахивал старым белорусским флагом, кто-то повесил этот же флаг на дверях КГБ.
На площади перед зданием люди остановились, не зная, что делать. Появившиеся вскоре кандидаты соорудили трибуну на памятнике Ленину. К штурму здания людей не призывали, однако несколько человек начали бить стекла и ломать двери Дома правительства. Внутри сквозь разбитые окна показались ряды омоновцев с дубинками, что охладило пыл всех демонстрантов кроме нескольких десятков самых горячих.
Кандидаты в президенты, в том числе Санников, стояли рядом, и не делали попыток прекратить "уничтожение имущества". Вскоре на площадь вышел ОМОН и жестко разобрался с митингующими, задержав около 600 человек.
Среди них оказались Санников и его жена Халип.
Два процесса
Суд над Санниковым и еще несколькими активистами оппозиции, который оппозиционный белорусский портал называет не иначе как "расправой", начался 27 апреля. По ходу процесса здоровье экс-кандидата серьезно ухудшилось. Санников жаловался, что ему тяжело находиться в суде с утра до вечера, что ему не хватает профессиональной врачебной помощи (у него обострилась подагра).
На процессе Санникова один из свидетелей пенсионер Петр Кучко продемонстрировал фотографии, на которых явно видно, что фигурирующие в деле предметы (якобы демонстранты бросили на месте беспорядков бутылки с фитилями, канистры, металлические штыри и прутья, ледорубы, лопаты, мотыги, удочки и топоры) на очищенной от людей площади отсутствовали. Суд, однако, фотографиям не поверил, зато принял во внимание показания пострадавших омоновцев и других свидетелей митинга. По словам адвоката Санникова Марины Ковалевски, на суде не было "ни одного убедительного доказательства о наличии у Санникова умысла на организацию массовых беспорядков".
Халип начали судить чуть позже вместе с руководителями избирательных штабов кандидатов Виталия Рымашевского и Николая Статкевича Павлом Северинцем и Сергеем Марцелевым соответственно. Их дела еще в марте переквалифицировали по более мягкой статье 342 УК Белоруссии, поэтому им грозило не более 3 лет. 16 мая их всех троих выпустили из-под стражи в зале суда.
В результате Северинца осудили на 3 года ограничения свободы, а Марцелеву, сразу признавшему свою вину, дали 2 года условно. Халип же приговорили к двум годам лишения свободы с отсрочкой на 2 года. Это значит, что через два года дело супруги Санникова вновь рассмотрит суд, который решит освободить ли ее от наказания в виде 2 лет ли нет. Это зависит от того, проявит ли она "стремление к законопослушному поведению".
Судебный конвейер по "Площади" длится уже три месяца. Первый приговор вынесли еще 17 февраля, когда к 4 годам тюрьмы был приговорен Василий Парфенков - активист штаба экс-кандидата в президенты Владимира Некляева. С тех пор похожие приговоры (за редким исключением, например, в лице двух граждан РФ Ивана Гапонова и Артема Бреуса, которых присудили только к штрафу) были вынесении в отношении еще 27 человек, пришедших 19 декабря на площадь Независимости.
Реакция Запада
После приговора Санникову, которого Запад считал наиболее близким к себе кандидатом, наконец возмутились европейские и американские политики. Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза Кэтрин Эштон "решительно осудила" вынесенные по политическим мотивам приговоры Санникову и другим оппозиционерам. "Политически мотивированные преследования, аресты, задержания и суды над демократической оппозицией, гражданским обществом и средствами массовой информации являются совершенно неприемлемыми", - заявила Эштон.
Государственный департамент США потребовал немедленно освободить всех политзаключенных и пообещал учесть результаты судов над оппозиционерами при пересмотре отношений с Белоруссией. Осудили приговор Санникову и отдельные страны Евросоюза, в том числе Германия и Франция.
Российской руководство, кстати, промолчало. МИД России ограничился фразой: "вынесенные приговоры не могут не вызывать вопросов", - и призвал Минск более ответственно относиться "к соблюдению принятых на себя международных обязательств в области прав и свобод человека".
Видимо, Кремль решил лишний раз не ссориться с Лукашенко, хотя вынесенные приговоры беспрецедентно жесткие даже для России, где оппозиционеров за митинги сажают максимум на 15 суток.
Разменная карта
На самом деле приговор суда Санникову оказался довольно мягким. Максимальный срок наказания по статье "массовые беспорядки" составляет 15 лет. Однако даже прокурор потребовал приговорить Санникова к 7 годам. Суд еще на два года смягчил срок (до минимально возможного по этой статье), и в результате Санников как организатор массовых беспорядков получил всего на год или два больше, чем большинство осужденных участников этих беспорядков.
Журналистка Халип уверена, что ее мужа, как Луиса Корвалана, используют, чтобы обменять "на жратву и кредиты". Она имеет в виду, что прозападный политик станет "разменной картой", которую Лукашенко использует для того, чтобы Европа отказалось от планов новых санкций против Белоруссии. Минск находится в настолько тяжелом экономическом положении, что дополнительные санкции едва ли ему понравятся.
Таким образом, в "колоде" Лукашенко к июню окажется около 40 "карт" разного достоинства. Сейчас в Минске продолжаются процессы над еще четырьмя кандидатами в президенты - Владимиром Некляевым, Виталием Рымашевским, Николаем Статкевичем, Дмитрием Уссом. Суда удалось избежать только Алесю Михалевичу, который бежал в Чехию, Ярославу Романчуку, который сразу же отрекся от коллег, и Григорию Костусеву, чье дело "зависло" в органах.
Кому и когда удастся выйти из тюрьмы, зависит только от Лукашенко. В свое время он помиловал осужденного на 5,5 лет за хулиганство оппозиционера Александра Козулина ради улучшения имиджа страны и восстановления отношений с Европой. Непонятно пока (как минимум до завершения всех судебных процессов), каковы будут условия нового размена и сколько карт Лукашенко оставит себе.