Правительство России оперативно отреагировало на поручение президента Дмитрия Медведева найти и наказать виновных в срыве гособоронзаказа в 2010 году. В результате карательных санкций своих должностей лишились пять человек; еще 11 получили выговоры. На этом поиск ответственных не закончен - в ближайшие несколько месяцев список понесших наказание может увеличиться. Тем не менее, пакетное увольнение военных чинов и гендиректоров выглядит скорее не как наказание, а как попытка "замять" историю с провальным гособоронзаказом.
За все в ответе
Поиск виновных в срыве гособоронзаказа в 2010 году начался в середине марта 2011 года, когда президент России Дмитрий Медведев пообещал разобраться в случившемся. "К сожалению, часть обязательств по государственному оборонному заказу была провалена. В ближайшее время я проведу разбор полетов с определением ответственных из промышленности и структур госуправления", - заявил президент. Как проходило президентское расследование, в открытых источниках не сообщалось.10 мая текущего года состоялось совещание по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса, центральной темой которого вновь стало невыполнение гособоронзаказа и поиск виновных. "Недопустимо, когда решения принимаются, причем на самом высоком уровне, деньги выделяются, а продукция не поставлена", - заявил президент и процитировал выдержку из собственного послания Федеральному собранию, озвученного в 2009 году.
В этом послании, президент в торжественной обстановке пообещал, что в войска в 2010 году будут поставлены "более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, пять ракетных комплексов 'Искандер', около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолетов, 28 боевых самолетов, три атомные подводные лодки и один боевой корабль класса 'корвет', 11 космических аппаратов". По прошествии 2010 года оказалось, что гособоронзаказ был выполнен на 70 процентов. Военные не дождались обещанного корвета проекта 20380, трех подводных лодок проектов 955 "Борей" и 885 "Ясень", шести учебных самолетов Як-130, 76 БМП-3 и пяти космических аппаратов.
"Как вы понимаете, когда я выступал, я не сам это придумал - это было согласовано со всеми здесь сидящими. Не сделано почему? Жду ответа с предложениями. Вы понимаете, что во времена оные уже половина присутствующих здесь занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе: надо отвечать за взятые на себя обязательства, мы просто выглядим в этом смысле абсолютно неприемлемо", - подытожил президент. Спустя ровно неделю вице-премьер России Сергей Иванов отчитался перед Медведевым "о мерах дисциплинарного воздействия за срыв реализации гособоронзаказа".
Благодаря оперативным действиям правительства своих должностей лишились генеральные директора "Ижмаша" Владимир Гродецкий и "НИИ электромеханики" Аркадий Хохлович. Кроме того, в отставку были отправлены заместитель начальника главного управления Вооруженных сил России по исследованиям и разработкам генерал-майор Николай Ваганов, начальник управления развития организации заказов авиационной техники и вооружения полковник Игорь Крылов и заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов. Выговоры были объявлены генеральному конструктору и генеральному директору "Информационных спутниковых систем" Николаю Тестоедову и гендиректору "НПО машиностроения" Александру Леонову.
Санкции административного и дисциплинарного характера были применены еще к восьми руководителям оборонных предприятий. Кроме того, таких санкций ожидают гендиректор северодвинского судостроительного предприятия "Севмаш" Николай Калистратов, заместитель руководителя Роскосмоса Анатолий Шилов и руководители дочерних предприятий Объединенной авиастроительной корпорации. Следует отметить, что ранее к Калистратову предъявлялись претензии лишь по проекту ремонта и модернизации авианосца "Адмирал Горшков" по контракту с Индией.
По данным пресс-службы Кремля, озвученных мер "достаточно как для повышения исполнительской дисциплины и персональной ответственности, так и предотвращения случаев нарушения сроков сдачи изделий заказчику".
Повторные увольнения
В примечательном процессе публичной порки без накладок все же не обошлось. В частности, в пресс-релизе Кремля говорится, что со своей должности был уволен замначальника главного управления Вооруженных сил генерал-майор И. И. Ваганов. Вероятно, тут вкралась опечатка, поскольку прежде эту должность действительно занимал генерал-майор Ваганов, но Николай Иванович (Н. И.), а не таинственный И. И. Любопытно, что Николай Ваганов был уволен приказом Медведева еще в октябре 2010 года, то есть даже до того, как стало известно о провале исполнения гособоронзаказа.
По странной логике, в число уволенных попал и заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Николай Борисов. Своей должности Борисов лишился 19 апреля 2011 года, причем официальной причиной его отставки (уволен также и из Вооруженных сил) считаются непрофессионализм и некомпетентность при проведении переговоров о закупке французских вертолетоносцев класса "Мистраль" - вице-адмирал подписал с французской стороной невыгодный для России протокол о комплектации и стоимости кораблей, хотя делать этого не имел никакого права.
Как пишет газета "Ведомости", Владимир Гродецкий был снят с должности руководителя "Ижмаша" в марте 2011 года, причем поводом для этого стало обвинение в развале предприятия. Впрочем, формально Гродецкий был отправлен в отпуск, а его заместителем на этот период был назначен Максим Кузюк. В настоящее время исполняющий обязанности руководителя "Ижмаша" вместе с командой сотрудников предприятия и экспертной группой "Ростехнологий" занимается поиском возможностей вывода компании из кризиса.
Александру Леонову, руководящему "НПО машиностроения", ранее был объявлен выговор за затягивание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В числе наказанных правительством почему-то не оказалось бывшего президента ОАК Алексея Федорова, уволенного в январе 2011 года за невыполнение контракта на поставку Иордании транспортников Ил-76МФ. По логике вещей, бывший руководитель ОАК в списке Иванова просто должен был оказаться.
По данным Счетной палаты, по объему заданий гособоронзаказ 2009 года был выполнен на 41,9 процента, а по объему работ - на 64,9 процента. При этом аналогичные показатели для фундаментальных и прогнозных исследований в интересах Министерства обороны России составили 14,3 и 48,3 процента соответственно. По данным военного ведомства, гособоронзаказ 2009 года был профинансирован полностью.
Таким образом, все это масштабное наказание виновных скорее выглядит как попытка "замять" историю с провальным гособоронзаказом, чтобы немилость президента и намек на "активный физический труд на свежем воздухе" миновали других возможных виновных. Ведь фактически за срыв гособоронзаказа своих мест лишились люди, уже наказанные за другие провинности ранее, то есть по сути наказания не понес никто. Вынесенные выговоры вряд ли можно считать суровым взысканием, а увольнение уже уволенных - и подавно.
При этом в ходе доклада Иванов, видимо, как-то забыл упомянуть, что с 20 марта 2006 года именно он является главой Военно-промышленной комиссии при правительстве России и курирует оборонно-промышленный комплекс. Сама же комиссия, помимо прочего, отвечает за формирование гособоронзаказа и контроль за его исполнением. По большому счету, в списке виновных, озвученном Ивановым, первым пунктом должна была идти фамилия самого Иванова, ведь в конечном счете исполнение гособоронзаказа провалилось под его чутким руководством.
Впрочем, весьма странно, что именно провальный гособоронзаказ 2010 года вызвал столь бурную негативную реакцию президента и правительства. Ведь, если вспомнить, оборонзаказ 2009 года, по данным Счетной палаты России, был выполнен на 50 процентов, однако никаких санкций тогда не последовало. Любопытно, что в 2008 году гособоронзаказ был выполнен более чем на 90 процентов, причем госзаказ для Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны и Службы внешней разведки был исполнен полностью. Почему последующие два года оказались настолько провальными, непонятно.
Неверный путь
Ранее некоторые представители российского оборонно-промышленного комплекса жаловались на то, что средства по заключенным в рамках гособоронзаказа контрактам переводятся со значительным опозданием. Кроме того, сами контракты также заключаются очень поздно. Этим и объясняется срыв сроков поставки военной техники и вооружений. При этом ряд российских чиновников, в том числе и сам Иванов, объясняли, что позднее заключение контрактов и перечисление средств связано с тем, что предприятия завышают цены на свою продукцию.
Следует отметить, что сама по себе процедура гособоронзаказа не является прозрачной и всегда была связана с высоким уровнем коррупции. Однако, если опустить коррупционную составляющую, рост цен на оборонную продукцию вполне объясним. Очевидно, что этот рост как раз провоцируется самим правительством и Министерством обороны России. Дело в том, что в предыдущие годы предприятия в первом полугодии получали небольшую часть оплаты за заказ, а оставшиеся средства - уже в конце года. При этом полученных денег зачастую не хватало для исполнения обязательств по контрактам, и компании были вынуждены обращаться за кредитами в банки.
В ближайшее время в России начнет действовать федеральная целевая программа модернизации оборонно-промышленного комплекса. На эти цели до 2020 года планируется потратить три триллиона рублей. 60 процентов от запланированной суммы, или 1,8 триллиона рублей, будет выделено из госбюджета, а остальные 40 процентов, или 1,2 триллиона рублей - из средств самих предприятий ОПК. Основными задачами, по словам Путина, являются омоложение кадров, обновление производства и инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Выступая на пресс-конференции 24 февраля 2011 года тогда еще первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин рассказал о финансировании госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, на которую планируется потратить 20 триллионов рублей. Эта схема отражает и этапы финансирования ежегодного гособоронзаказа. До 2015 года российские оборонные предприятия получат 700 миллиардов рублей для того, чтобы получить возможность заключить контракты на поставку вооружений и военной техники после 2015 года. Благодаря небольшому финансированию, пояснил замминистра, компании смогут взять кредиты в банках для исполнения будущих контрактов.
Совершенно ясно, что если предприятие берет в банке кредит, оно должно этот кредит вернуть, причем с процентами. Понятно, что проценты небольшие, поскольку стратегические предприятия могут брать кредиты по льготным ставкам, но даром денег в долг никто не даст. Необходимость возвращать банкам долги с процентами сказывается на прибыли предприятий, которые, в свою очередь, пытаются компенсировать потери за счет небольшого повышения цен на готовую продукцию. То есть стоимость вооружений в некоторой степени зависит от положения дел на кредитном рынке.
Не следует также забывать и о том, что подрядчики головных предприятий оборонно-промышленного комплекса зачастую требуют стопроцентной предоплаты за свои услуги.
Поправить эту ситуацию 12 мая 2011 года пообещал премьер-министр России Владимир Путин. Он заявил, что Министерство обороны России получит возможность вносить 100-процентную предоплату за гособоронзаказ. Соответствующий законопроект уже разрабатывается правительством. Впрочем, документ, став законом, позволит осуществлять полную предоплату только при работе с крупными дееспособными предприятиями.
По словам генерального директора "Ростехнологий" Сергея Чемезова, авансовый взнос по гособоронзаказу со стороны Министерства обороны России к 1 мая 2011 года составил 6,9 миллиарда рублей, или 18 процентов от общего объема уже заключенных контрактов. При этом Министерство обороны сформировало "черный список", в который попали предприятия, не сумевшие выполнить гособоронзаказ в полном объеме из-за недостаточного финансирования со стороны военных. С этими предприятиями контракты пока еще не заключены, и авансы им не перечислены.
Еще одной причиной срыва сроков поставки техники в рамках гособоронзаказа является позднее заключение контрактов с предприятиями. 12 мая 2011 года генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов заявил: "Тяжелейшая ситуация сложилась с точки зрения заключения контрактов. По стратегическим ядерным силам страны на сегодняшний день не заключено ни одного контракта. А ведь уже середина мая". По его словам, "такая ситуация может затруднить выполнение ракетостроителями гособоронзаказа на 2011 год", а значит в будущем году властям придется вновь искать виновных.
Впрочем, в самом Министерстве обороны утверждают, что затягивание сроков подписания контрактов связано с длительным согласованием стоимости и комплектации техники - военные пытаются "выбить" для себя более низкие цены. Таким образом, круг замкнулся - предприятия не могут снизить цены, потому что берут в кредит, военные не могут подписать контракты, потому что пытаются добиться снижения цен, а ввести полную предоплату по контрактам правительство не может, потому что опасается растраты средств без ощутимой отдачи.
Как бы то ни было, с начала 2011 года прошло уже почти полгода. По данным Чемезова, "по состоянию на 1 мая задания гособоронзаказа на 2011 год в части организаций госкорпорации 'Ростехнологии' размещены в объеме 33,2 процента от планового уровня". На практике это означает, что гособоронзаказ 2011 года тоже вряд ли окажется исполненным на все сто процентов.