Дипломатия в воздухе Иран закрыл свое небо для Ангелы Меркель

В ночь на 31 мая в небе над Ираном произошел малоприятный и столь же малообъяснимый инцидент, который, однако, привел к громкому дипломатическому скандалу: Иран запретил правительственному самолету "Конрад Аденауэр", на котором канцлер Ангела Меркель направлялась в Индию, пролет через свое воздушное пространство. Самолет был вынужден развернуться и полтора часа кружил над Турцией, пока, наконец, посреди ночи МИД ФРГ в Берлине не добился требуемого разрешения.

Посол Ирана в ФРГ Али Реза Шейх Аттар (Ali Resa Scheich Attar), которого уже на следующий день вызвали на ковер в немецкий МИД, чтобы выразить официальный протест, только развел руками и заявил, что все случившиеся - результат небольшой технической ошибки, к тому же совершенной не иранскими диспетчерами, а немецкими пилотами. По словам посла, командир корабля передал на землю, вместо кода на вход, код выхода из иранского воздушного пространства. Но даже если это и так, пишет немецкое издание Welt, то подобные технические недоразумения должны разрешаться за пару минут. Между тем канцлера заставили провисеть в воздухе полтора часа.

Ангела Меркель в салоне самолета "Конрад Аденауэр" незадолго перед приземлением в Дели. Фото с сайта bundeskanzlerin.de

Ангела Меркель в салоне самолета "Конрад Аденауэр" незадолго перед приземлением в Дели. Фото с сайта bundeskanzlerin.de

Lenta.ru

Разумеется, и пилоты могут ошибаться. Однако пресс-секретарь министерства обороны ФРГ 1 июня официально заявил, что пилоты немецких ВВС из дислоцированного в Кельне специального Подразделения подготовки полетов (Flugbereitschaft BMVg), которое обслуживает парк правительственных машин, не допустили ни одной ошибки при подготовке и проведении перелета канцлера в Индию. Впрочем, есть еще несколько фактов, которые указывают, что даже если ошибка пилотов имела место, Иран с радостью воспользовался ею вместо того, чтобы помочь исправить ситуацию.

Самолет с Меркель на борту вошел в воздушное пространство Ирана около 01:40 по берлинскому времени, ответив на запрос диспетчерской службы подтвердив, что речь идет о ранее подтвержденном пролете пассажирского самолета немецких ВВС. Затем от диспетчеров пришло второе и, как оказалось последнее сообщение с требованием покинуть воздушное пространство Ирана. На последующие запросы экипажа иранские наземные службы просто не реагировали. Все дальнейшие переговоры в итоге велись через посредничество наземных служб Турции. Для этого был разбужен находившийся на борту советник канцлера по внешнеполитическим вопросам Кристоф Хойсген (Christoph Heusgen), однако он ничем не смог помочь своим пилотам.

Разрешения на пролет удалось добиться только тогда, когда посреди ночи с постели был поднят посол Ирана в Берлине, который на удивление быстро смог разрулить ставшую, казалось бы, тупиковой ситуацию. Тем не менее, разрешение пришло в самый последний момент: самолет, заправленный с расчетом на беспосадочный перелет до Юго-Восточной Азии (плюс экстренный запас), уже выработал значительную часть топлива и, если бы еще немного, должен был сесть на дозаправку в Анкаре. В воздушное пространство Ирана "Конрад Аденауэр" смог войти лишь в 03:15 по Берлину. В итоге, канцлер опоздала в Дели на два часа. Намеченные переговоры с индийским премьером Манмоханом Сингхом были перенесены. Сама Ангела Меркель резюмировала произошедшее следующим словами: "Ни я, ни пилоты никогда не сталкивались ни с чем подобным".

Как отмечает Welt, разрешения на пролет правительственных бортов являются, в принципе, чистой формальностью: в соответствии со сложившейся практикой любое государство может быть абсолютно уверено, что его президенту или главе правительства гарантируется свободный путь до места назначения. Запрет на пролет, или отзыв разрешения, считаются из ряда вон выходящим дипломатическим ЧП, не говоря уж об отзыве разрешения в тот момент, когда правительственный борт уже вошел в воздушное пространство. В случае с дипломатической миссией Германии в Индию разрешение на пролет через воздушное пространство Ирана двух правительственных бортов было получено еще 29 мая. При этом второй самолет, на котором летели министры обороны, внутренних дел, образования, а также главы концернов Siemens, BASF и Lanxess, смог пролететь над Ираном беспрепятственно.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Фото (c)AFP

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад. Фото (c)AFP

Lenta.ru

При этом стоит подчеркнуть, что речь идет не о простой зарубежной поездке. Во многом визит Меркель в Индию был знаковым. Канцлер, министры и главы немецкой экономики направлялись на первые межправительственные консультации между Индией и Германией. Кроме того, это был первый официальный дебют нового канцлерского самолета A340 (бортовой номер 16+01), который был переоборудован в декабре этого года и передан немецким ВВС авиакомпанией "Люфтганза" вместо старого А310 (10+21), также носившего имя "Конрад Аденауэр", в рамках масштабной программы по обновлению парка немецких правительственных самолетов. И тем больший резонанс приобрел этот инцидент.

Как отмечает Spiegel, новый канцлерский А340 имеет те же позывные, что и списанный А310, что в принципе могло сбить с толку иранских диспетчеров. Однако куда более отчетливо в немецких СМИ высказываются предположения о том, что инцидент стал маленькой местью Ангеле Меркель за весьма жесткую политику в отношении Ирана. Напомним в этой связи, что в апреле этого года именно Меркель фактически сорвала многомиллиардную нефтяную сделку между Ираном и Индией, заставив Бундесбанк прекратить посредничество при оплате Дели иранской нефти. Ранее озабоченность по поводу роли Германии в ирано-индийском соглашении выразили США, отметившие, что тем самым Берлин помогает Тегерану обходить международные санкции.

Бундесбанк перечислял полученные из Индии средства за иранскую нефть на счета расположенного в Гамбурге иранского банка Europaeisch-Iranische Handelsbank (EIH). К слову, этот банк также вызывал острое недовольство заокеанских партнеров ФРГ. Еще в 2010 году на страницах The Wall Street Journal появились утверждения, что Ирану с помощью EIH удалось обойти экономические санкции ООН. По данным издания, только в 2009 году банк осуществил сделки на общую сумму почти в миллиард долларов в интересах иранских организаций, тесно связанных с производством вооружений, в том числе баллистических ракет. Германия долгое время отказывалась запрещать деятельность EIH, так как он не нарушал немецкого закона о банках.

И тем не менее в мае этого года в немецких правительственных кругах сообщили, что ФРГ и другие страны - члены ЕС введут санкции против EIH, так как возникшие подозрения о причастности банка к незаконным сделкам по ядерным материалам подтвердились. Иными словами, у Ирана накопилось достаточно поводов для недовольства Ангелой Меркель, хотя проявлять его, заворачивая правительственный самолет, по большому счету как-то слишком мелочно. С другой стороны для государства, живущего с синдромом осажденной крепости, чей президент нагнетает истерию, утверждая, будто ЕС при помощи тайных технологий разгоняет дождевые тучи и провоцирует в стране засуху, такое может оказаться в порядке вещей.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше