Эскалация Ливийским повстанцам посоветовали готовиться к победе

Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хэйг призвал ливийских повстанцев срочно готовить план послевоенного устройства их страны. К подобной инициативе его подвигли последние события на военных, дипломатических и политических фронтах, где режим Муаммара Каддафи терпит одно поражение за другим.

Последние неделя-полторы для официальных ливийских властей выдались на редкость скверными. Сначала Россия отвернулась от Муаммара Каддафи: в Москве приняли представителей Национального переходного совета (НПС) из Бенгази, после чего Дмитрий Медведев прямым текстом попросил лидера джамахирии на выход.

После этого Россия объявила, что в Триполи и Бенгази отправится спецпредставитель президента РФ по Африке Михаил Маргелов. Он, как ожидается, попробует предложить схему более или менее достойного ухода Каддафи из власти. В Триполи, правда, услышав эти новости, надулись и сказали, что ничего такого с Маргеловым обсуждать не собираются.

Вскоре после этого - 30 мая - сразу пятеро генералов, прихватив с собой двух полковников, майора и сотню солдат, рванули от Каддафи в Тунис, а оттуда - через море в Италию, где рассказали, как дошли до такой жизни. По их словам, армия диктатора парализована и деморализована, вследствие чего из нее массово бегут все, у кого только есть такая возможность.

"Режиму осталось всего несколько недель, боевой дух среди войск и населения крайне низкий", - сказал один из офицеров в интервью The Sunday Times.

Возможно, конечно, перебежчик несколько поторопился в своих оценках, но подобные мысли, очевидно, приходят в голову не только ему и его коллегам из вооруженных сил. Министр нефтяной промышленности Ливии Шукри Ганем тоже решил порвать с режимом. Спустя день после бегства офицеров - 1 июня - он во всеуслышание заявил, что с Каддафи ему не по пути. Министр остался на Западе, куда заранее уехал готовиться к совещанию с коллегами по ОПЕК.

Шукри Ганем. Фото (c)AFP

Шукри Ганем. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Прошло всего лишь два дня, и у Триполи появился новый повод для досады. Китай, которого Каддафи считал чуть ли не союзником, в очередной раз проявил себя как исключительно рациональная держава, лишенная идеологических или эмоциональных завихрений. 3 июня Пекин официально объявил о начале диалога с повстанцами. Посол КНР в Катаре встретился с лидером повстанцев Мустафой Абдель Джалилем и "обменялся взглядами на разворачивающиеся в Ливии события". Когда именно прошли переговоры, правда, не сообщалось.

Китайцы просто так, со скуки, ничем и ни с кем не обмениваются. О чем на самом деле говорили посол и лидер повстанцев, можно догадаться из информации, распространенной Reuters 2 июня. Источник агентства в НПС заявил, что повстанцы не собираются пересматривать контракты, заключенные с иностранцами правительством Каддафи. Китайцы, вложившие в Ливию миллиарды, могут и далее спокойно наблюдать за происходящими событиями - их интересы будут соблюдены при любом исходе.

Неудачная неделя подходила к концу, но даже выходные не принесли официальным ливийским властям приятных новостей. Япония решила не отставать от Китая, и уже 4 июня официальный Токио сообщил, что в японских банках обнаружены и заморожены счета лидера джамахирии и его соратников на сумму в 4,4 миллиарда долларов.

В субботу в Триполи пришли совсем неприятные известия. О том, что французы и британцы развернули в Средиземном море по вертолетоносцу, было известно давно. Некоторое время корабли болтались у побережья без дела, но вот в ночь на 5 июня, наконец, приступили к работе. Два "Апача" с британского "Оушена" и два "Тайгера" с французского "Тоннэра" (аналога "Мистраля", кстати) около полуночи отправились на охоту к окрестностям города Брега.

Если верить словам офицеров королевских ВВС, то у них события развивались примерно так. Сначала, при подлете к берегу, они взорвали стационарный радар слежения за морскими и воздушными целями, после чего отправились вглубь территории, удерживаемой войсками Каддафи, для продолжения задания.

"В отличие от первой цели, на земле было какое-то движение. Надо было убедиться, что это - вооруженные люди, а не просто местные жители. Мы наблюдали минут пять. Они нас могли слышать, но не видеть, но все равно открыли беспорядочный огонь из автоматов в небо. Потом мы увидели, что стрелять начали из зенитки, установленной в кузове внедорожника. Мы открыли ответный огонь", - рассказал один из участников миссии.

По его словам, внедорожник был сожжен за несколько секунд. При этом, возможно, погибли люди. Остальные бросились врассыпную, но по ним уже британцы стрелять не стали, поскольку убегающие солдаты не представляли собой непосредственной угрозы. Уничтожив блок-пост между городами Брега и Рас-Лануф, вертолеты успешно вернулись на базу.

Французы столь детального (и даже, пожалуй, художественного) отчета о своих действиях не представили, ограничившись скупым заявлением о полутора десятках уничтоженных боевых машин. Среди их вертолетов потерь также не было.

Дебют, можно сказать, удался. Четверка вертолетов за одну ночь выполнила объем работы, который все самолеты альянса, участвующие в операции, нарабатывают за сутки.

Легкость, с которой выполнялось задание, оказалась несколько неожиданной, хотя и объяснимой. Ночью вертолеты почти незаметны с земли (особенно сейчас - в новолуние), поэтому могут действовать относительно свободно. Более того, дальность прицельной стрельбы их оружия превышает возможности основных видов оружия ливийской правительственной армии.

Пока преимущество на стороне вертолетчиков. Ситуация может измениться, если в распоряжении сторонников Каддафи появятся переносные зенитно-ракетные комплексы, однако сейчас на такую возможность ничего не указывает. А если сбежавшие от Каддафи генералы не врут, то война так и будет продолжаться - в одну калитку.

Ливийские повстанцы в Бенгази. Фото (c)AFP

Ливийские повстанцы в Бенгази. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Повстанцы, про которых за событиями на международной арене и в небе над Ливией все как будто позабыли, на прошлой неделе и в начале нынешней тоже без дела не сидели. В регионе Западные Горы (к юго-западу от Триполи) они кое-как наладили снабжение своих подразделений оружием, боеприпасами, продовольствием и горючим. Все это добро поступает к ним из соседнего Туниса, причем частично - транзитом из Катара.

Кроме того, в одном из своих городов повстанцы основали "школу подготовки спецназа". Судя по репортажу "Аль-Джазиры", заведение это больше похоже на пионерский лагерь для старшеклассников, но тенденция интересная.

Обучающиеся в этой школе молодые люди - это, в основном, выходцы из Триполи, оказавшиеся на момент восстания во взбунтовавшихся городах, причем не только в Западных Горах. Часть из них была переправлена на запад Ливии из Бенгази, где они уже прошли начальную подготовку. Таким образом можно говорить, что повстанцы наладили переброску подкреплений в те районы, где ожидаются самые ожесточенные бои. Во время осады Мисураты, например, бойцы из Бенгази прибывали почти каждый день.

Будущие спецназовцы, как следует из их слов, ставят перед собой весьма амбициозную задачу - в перспективе они собираются брать Триполи. Сейчас, правда, их шансы на успех представляются весьма призрачными.

Пока до столицы еще очень далеко, в Западных Горах повстанцы справляются с менее масштабными задачами. В частности, им удалось взять городок Щакщук, в котором расположена крупная (по местным меркам, естественно) электростанция. Тем самым противники Каддафи смогли восстановить электроснабжение нескольких окрестных городов, неделями остававшихся без постоянного источника энергии.

Что еще более важно, повстанцы сняли многонедельную блокаду с горного города Ефрен, расположенного на востоке региона. Таким образом, центральное правительство Ливии практически полностью лишилось контроля над Западными Горами, а его оппоненты подобрались к Триполи на расстояние ста километров.

Для них конечно, это повод порадоваться, но радость эта долгой не будет. Развивать наступление на столицу им будет исключительно сложно, поскольку в этом направлении знакомые им горы заканчиваются, воевать придется на плоской местности, где спрятаться от артиллерийского или танкового огня намного сложнее. Повстанцы пока туда и не идут - понимают, что обороняться в горах несравнимо проще, чем наступать на равнине.

На других фронтах - между Брегой и Адждабией, а также к западу от Мисураты - пока также ничего особенного не происходит. В ожидании результатов работы западной авиации повстанцы обживают передовую, тренируются, иногда вступают в перестрелки с лоялистами, но в целом изнывают от безделья.

Пока никто, кроме натовских генералов, не знает, когда боевые действия возобновятся с новой силой. Но можно предположить, что вертолеты должны будут уничтожить как можно больше правительственной техники, самолеты - разрушить до основания систему снабжения и управления войсками. После этого в дело вступят повстанцы, которых к тому времени обучат и обеспечат всем необходимым.

Тем не менее, жителей столицы все еще кормят пропагандой вроде "доблестная армия джамахирии теснит крыс и бандитов на всех направлениях". Но этому мало кто верит - у многих ливийцев дома есть спутниковые тарелки, благодаря которым они могут делать собственные выводы о том, кто кого теснит.

Жители столицы и окрестностей испытывают все меньше симпатий к режиму. Характерный случай описали иностранные журналисты, которых вывезли показать последствия "варварских бомбардировок империалистов и крестоносцев". В больнице им продемонстрировали девочку, якобы раненую натовской бомбой. В этот момент один из врачей незаметно вложил в руку репортеру записку такого содержания: "Это следствие ДТП. Ничему не верьте".

Врач, понятно, рисковал, делая это в присутствии агентов ливийских спецслужб, всюду сопровождающих журналистов в качестве "переводчиков", но все равно решился донести миру правду.

В той же поездке представителей СМИ ждала еще более унылая ложь. На одной из местных ферм несколько дохлых куриц и околевшая собака были представлены жертвами натовской бомбардировки. После такого мало кто поверит в "семь сотен мирных жителей, убитых при авианалетах".

У Муаммара Каддафи и его приближенных явно наступил кризис жанра. Им нужно срочно искать какой-то выход из положения, пока оно не стало совсем уж никудышным. Возможно, дело могло бы спасти наступление и крупный успех на одном из фронтов, возможно - что-то еще.

Поскольку уход из власти для лидера джамахирии не является приемлемым вариантом, нас, похоже, ждет большая военная операция на нескольких фронтах. Во всяком случае, Уильям Хэйг уже готовит Ливию к смене режима.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше