Одно из главных событий игровой индустрии, выставка E3 в Лос-Анджелесе, по многолетней традиции начинается с пресс-конференций крупнейших участников рынка. Несмотря на то, что эти мероприятия проводятся еще до начала самой выставки, они почти всегда становятся главными ее событиями. Именно на пресс-конференциях Microsoft, Sony и Nintendo на E3 игроки узнают, во что им предстоит играть в ближайшие год-два.
От нынешней E3 ожидали многого. Аналитики почти на 100 процентов были уверены, что новую игровую платформу представит лидер нынешнего поколения стационарных игровых систем - Nintendo. Похожих анонсов ожидали от Sony и Microsoft, которые уже шестой год с переменным успехом борются за второе место и мечтают однажды занять первое. Однако E3-2011 обошлась почти вовсе без громких анонсов, а самое главное событие "деловой" части выставки, презентацию новой приставки Nintendo, японская компания обставила настолько неуклюже, что многие вообще не поняли, что произошло.
Пост-Kinect
Microsoft, как и в предыдущие годы, провела свою пресс-конференцию на E3 первой. Большое внимание компания уделила эксклюзивным проектам, созданным специально для сенсора Kinect. Создатели Xbox 360 также анонсировали несколько крупномасштабных игр и новых сервисов, однако никаких сенсационных объявлений компания из Редмонда не сделала.
Что ожидалось
Задолго до E3 в специализированных изданиях появилась информация о разработке римейка первой части Halo, ее анонс ожидался на выставке. Также предполагалось, что Microsoft подтвердит месяцами не утихающие слухи о разработке новой консоли. Вполне предсказуемо на пресс-конференции Microsoft ожидались демонстрация новой части Call of Duty и очередное напоминание о том, что весь дополнительный контент для игры владельцы Xbox 360 получат первыми.
Что было
Сразу скажем, что никакой новой консоли Microsoft не показала. Видимо, в Редмонде уверовали в собственные заявления о том, что Kinect (сенсор для Xbox 360, позволяющий управлять игровым процессом без контроллеров, с помощью голоса, движений рук и ног) - это и есть новая платформа и что это устройство продлит жизненный цикл вышедшей почти 6 лет назад приставки на многие годы. Возможно, доля истины в этом есть (особенно на фоне на удивление высоких продаж сенсора), однако для любителей хардкорных игр это вряд ли хорошая новость, поскольку подавляющее большинство проектов, поддерживающих Kinect, рассчитаны на самую широкую аудиторию - проще говоря, на тех, кто толком-то в игры не играет вообще.
Помимо Halo HD, в итоге названной Halo Anniversary, на выставке состоялся анонс гораздо более важный и, главное, более-менее неожиданный (если не считать, опять же, слухов, без которых никак) - Microsoft объявила о разработке шутера Halo 4. Ничего об этой игре, кроме имени главного героя, даты релиза, студии-разработчика и того факта, что она разойдется многомиллионным тиражом, не сообщается. Буду краток tm: Мастер Чиф, конец 2012 года, 343 Industries.
На пресс-конференции также показали около дюжины мультиплатформенных проектов - это уже упомянутый Call of Duty: Modern Warfare 3, несколько игр от EA, в том числе заключительная часть трилогии Mass Effect, шутер Ghost Recon от Ubisoft, загадочная Ryse от создателей Crysis студии Crytek и очередная часть Tomb Raider. В общем, ни одного неожиданного проекта.
Вполне предсказуем был и тот факт, что значительную (и наиболее мучительную) часть времени Microsoft потратила на анонсы казуальных игр для Kinect. Впрочем, в 2011 году разработчики, кажется, приноровились использовать сенсор для игр в более традиционном их понимании: игрокам показали возможности голосового управления в Mass Effect 3 и аналогичную систему вкупе с полностью бескнопочным управлением в Ghost Recon. Практическую пользу от использования Kinect в хардкорных играх оценить пока трудно, можно лишь сделать вывод, что сенсор для игры в шутеры использовать можно. Нужно ли это при наличии и без того довольно удобного стандартного контроллера - вопрос другой.
Ну и конспективно: осенью обновится прошивка консоли, появится поиск Bing по играм, видео и музыке; в Xbox Live появится YouTube; Kinect научили работать трехмерным сканером и распознавать движения пальцев рук.
В целом Microsoft на E3-2011 выступила слабее, чем год назад (тогда все внимание было уделено запуску Kinect) и неприятно удивила тех, кто ожидал увидеть новую консоль. С другой стороны, преданным фанатам платформы демонстрации изрядно похорошевшей Gears of War 3, анонса Halo 4 и нового функционала Kinect для ощущения счастья на ближайший год вполне хватит.
Простите. А еще мы придумали имя для PSP 2
Главный конкурент Microsoft за второе место на рынке игровых платформ, компания Sony, провела свою презентацию через несколько часов после того, как игровые журналисты стали расходиться после анонса Halo 4. Надо сразу сказать, что для создателей PlayStation нынешний год не задался вообще. Сначала PS3 взломали и научили работать с нелицензионными играми (консоль держалась рекордных 4 года!). Затем в результате беспрецедентной серии хакерских атак сетевой сервис PlayStation Network вышел из строя на полтора месяца, а личные данные пользователей попали в руки злоумышленников.
Что ожидалось
Sony что-то должна была сказать про падение PSN. Не было исключено, что она возьмет да и скажет про новую стационарную консоль. Вполне предсказуемо от японской компании ожидали подробных сведений о преемнике PlayStation Portable, сведений о новых частях Uncharted и Resistance и, возможно, Twisted Metal.
Что было
Как и Microsoft, Sony решила повременить с анонсом новой платформы. В принципе, причины для этого у японцев такие же, как и у их американских конкурентов: Sony выпустила новые контроллеры Move всего год назад и пока пытается без катастрофических затрат еще на год-другой продлить жизнь довольно бодро смотрящейся PlayStation 3. Кроме того, система Move гораздо более активно, чем Kinect, задействована в хардкорных проектах, поэтому особого разочарования почитатели традиционных игр испытывать не должны.
Главе Sony Computer Entertainment Джеку Треттону пришлось взять на себя не самую приятную обязанность - принести извинения перед игровым сообществом за провал PSN. Надо отдать руководству Sony должное - они не побоялись произнести покаянную речь на не самом располагающем к подобным вещам мероприятии. Извинения ожидались - извинения прозвучали, и, скорее всего, многими недовольными они были приняты.
- Процессор: ARM Cortex-A9, 4 ядра
- Графический чип: SGX543MP4+, 4 ядра
- Экран: 5 дюймов, сенсорный, разрешение 960х544, OLED
- Емкостная сенсорная мультитач-панель сзади
- Передняя и задняя камеры VGA, 640x480, 60 кадров в секунду
- Ориентация в пространстве: гироскоп, акселерометр, компас, GPS
- Связь: Wi-Fi 802.11b/g/n, 3G (только в специальной комплектации), Bluetooth 2.1+EDR
Основным событием пресс-конференции Sony стала презентация преемника портативной консоли PSP. Устройство, ранее известное как NGP, обрело, кажется, окончательное и довольно странное название Vita. Также были объявлены технические характеристики консоли - они оказались заметно слабее ожидаемых. Но в любом случае новая разработка Sony выглядит очень многообещающе. В первую очередь за счет того, что только в случае с портативной консолью Sony не стала делать акцент на 3D, который японская компания пытается засунуть куда угодно. Главные достоинства новой консоли - мощная по меркам портативной игровой системы аппаратная составляющая, а также несколько новых элементов управления игровым процессом: уже имеющийся в приставке 3DS от Nintendo гироскоп и (этого пока нет ни у кого - мы же не берем в расчет iPad и экран той же DS?) сенсорная панель на задней крышке корпуса.
Twisted Metal, потихоньку приобретающий очертания игрового персонажа по имени Дюк, Sony показать не соизволила. Но это, в принципе, потеря небольшая, потому что вместо загадочного проекта Дэвида Джаффе игрожурам показали новую, третью по счету часть Uncharted, и выглядел проект просто потрясающе. Не менее эффектно смотрелся шутер Resistance 3 от Insomniac, но игра эта, конечно, на любителя. Громких анонсов новых игр не было, хотя и демонстрации одного только Uncharted 3 оказалось вполне достаточно.
Sony, как и Microsoft, выступила в этом году слабее, чем на E3-2010. Новой PlayStation мы не увидели, но зато узнали название новой портативной системы. За что Sony уверенный "зачет".
Мы сами ничего не поняли
Nintendo который год сохраняет доминирующее положение на рынке видеоигр. Wii вопреки тому, что более-менее удачные игры для нее умеет делать только сама Nintendo, с 2006 года не покидает первое место по продажам в мире. Та же история и с Nintendo DS/3DS, уверенно опережающими PSP. И который год после презентаций Nintendo на E3 начинает казаться, что руководство компании выжило из ума, однако до сих пор всегда выходило так, что японцы все делают правильно.
Что ожидалось
В первую очередь, естественно, от пресс-конференции Nintendo ждали анонса новой консоли под рабочим названием Cafe и игр для нее. Также ожидалось подтверждение довольно невнятных слухов о том, что на новой платформе от Nintendo выйдет некая эксклюзивная часть GTA, а также игры серии Battlefield и многих других серий, долгие годы обходивших стороной платформы создателей водопроводчика Марио.
Что было
В итоге Nintendo провела пресс-конференцию в лучших своих традициях - после нее остались два вопроса: "Какого черта?" и "А что они хотели сказать?" Сценарий пресс-конференции, в принципе, достоин отдельного рассказа.
Первым на сцену вышел Сигэру Миямото, создатель Марио, великий гейм-дизайнер и доморощенный гений Nintendo, которому компания обязана не одним миллиардом заработанных долларов, йен и другой валюты. За ним на сцене попеременно появлялись Сатору Ивата, глава Nintendo, а также глава американского подразделения компании Реджи Филс-Эйм. Посетителей пресс-конференции пытались обрадовать кучей игр Zelda в честь 25-летия серии. Вскоре празднование юбилея приобрело легкие черты фарса, когда Миямото анонсировал выпуск дисков с музыкой из игры и цикла симфонических концертов. Для игровой выставки - самое то.
Как всегда, геймерам пообещали новые игры про Марио и других известных персонажей, ассоциирующихся с Nintendo. Не обошлось и без вездесущих покемонов, об игре про которых Реджи долго и со вкусом вещал со сцены.
Но главное психоделическое шоу было еще впереди. Надо сказать, что Nintendo не перестает удивлять год за годом, поскольку то, как они представили новую консоль, достойно отдельной статьи, а может, и главы в книге для успешных маркетологов.
Сразу скажем: это первый на нашей памяти анонс новой игровой системы, из которого почти половина аудитории не поняла, что же, собственно, пытается представить компания. На протяжении значительной части презентации Nintendo со сцены звучало словосочетание "игры в высоком разрешении", что у более-менее интересующегося играми человека должно ассоциироваться с консолями Wii и DS в последнюю очередь. Затем Реджи Филс-Эйм заявил, что Nintendo выпускает, внимание, новый контроллер под названием WiiU (игра слов "мы-ты"). Зрителям продемонстрировали возможности контроллера, который представляет собой классический геймпад с сенсорным дисплеем, способный работать как с телевизором, так и в автономном режиме. Остроумные журналисты сразу окрестили новый контроллер "айпадом с джойстиками" и, в принципе, были недалеки от истины.
- Процессор: Custom IBM Power6
- Видеочип: Custom AMD Radeon HD
- Носители: диски специального формата объемом 25 гигабайт
- Встроенная флеш-память, возможность подсоединять SD-карты и USB-носители
- 4 порта USB
- Контроллер с встроенным 6-дюймовым сенсорным экраном, гироскопом, акселерометром, двумя камерами, двумя аналоговыми стиками, крестовиной, клавишами ABXY, триггерами и бамперами
Показав возможности WiiU, представители Nintendo продолжили твердить: контроллер, контроллер, контроллер. Мало того, со сцены постоянно слышались оправдания по поводу того, зачем этот контроллер вообще нужен. Что имеет в виду Nintendo, стало совсем непонятно, когда были продемонстрированы игры, в которые можно играть с WiiU - было видно, что проекты запущены в высоком разрешении, на которое оригинальная Wii не способна в принципе. Но словосочетания "новая консоль" мы так и не услышали.
Что же это за WiiU такое, на презентации мало кто понял. Осознание того факта, что к контроллеру прилагается еще и совершенно новая консоль, пришло ко многим постфактум, когда в электронных СМИ появились поясняющие материалы. На вопрос, почему Nintendo решила настолько невнятно представить, на минуточку, новую систему развлечений (а такое раз в пятилетку бывает), японцы ответили еще более невнятно: мол, консоль - это всего лишь коробка, главное - это контроллер. Да, всего лишь коробка с приблизительной стоимостью разработки в десятки миллиардов долларов. С таким же успехом можно проводить презентацию, например, автомобиля, говоря только об инновационном меховом руле.
Впрочем, возникновению ажиотажа и осознанию того факта, что Nintendo все-таки сделала новую приставку, это не помешало. Так что, может быть, японцы опять сделали все правильно.