Афера Зойча

Егор Жгун рассказал, как его гипножаба обманула интернет

Егор Жгун. Фото Николая Данилова

15 июня Дмитрий Чернышенко, глава Оргкомитета Сочи-2014, заявил, что "жаба Зойч" была создана по заказу чиновников, чтобы привлечь внимание интернет-пользователей к выбору олимпийских талисманов. Раскрыть правду Чернышенко пришлось после того, как стало известно, что комитет зарегистрировал права на Зойча в Роспатенте. Автор неофициального символа Олимпиады, дизайнер Егор Жгун, рассказал "Ленте.Ру", почему он согласился работать на Оргкомитет и как воспринимает историю Зойча.

Егор, скажите, когда к вам поступило предложение от Оргкомитета о сотрудничестве?

Егор Жгун: С самого начала, как только начался конкурс на интернет-сайте talisman.sochi2014. Мне предложили принять в нем участие, как будто это я сам захотел. Главное условие, на которое мы вместе согласились (я и Оргкомитет) заключалось в том, что никаких правок с их стороны не будет. То есть я нарисую талисман, правильный с моей точки зрения, а они не будут его переделывать. Приблизительно так все и началось.

Вы сразу согласились? Вам было интересно работать?

Мне понравилась идея, которой от чиновников в России вообще не очень ждут: они не просто делают вид, что интернет где-то существует, они сами решили действовать абсолютно нестандартным способом - создать вирус. Главное отличие от того, если бы я участвовал в конкурсе сам по себе, было в том, что Оргкомитет сразу закреплял права на талисман за собой. В остальном история такая же, как я вам рассказывал в прошлом интервью. Я слукавил только один раз, когда сказал, что сам решил поучаствовать в конкурсе. Дальше никакого влияния со стороны Оргкомитета не было. Получилось в итоге то, что и хотели сделать, только в несколько раз круче.

А вы советовались с ними, показывали предварительные варианты Зойча?

Единственное, что я сделал - за день до публикации показал, что будет завтра. Я все боялся, что рано или поздно они скажут: "Все круто, только уберите, пожалуйста, этот кадр" или "Господи, ну при чем здесь державная корона". Но, к чести Оргкомитета, они выполнили абсолютно все условия. Я опубликовал все, что хотел опубликовать, - именно поэтому история мне кажется настолько крутой. Ведь это абсолютно необычный подход, когда чиновники сами просят.

Вы продолжите работать с Оргкомитетом? Будете еще что-то делать с Зойчем?

Пока сложно говорить. Я не знаю, чем это все закончится. Я даже не могу представить, во что в итоге выльется эта история после того, как все стало известно. Просто они анонсировали эту новость, когда уже нельзя было молчать.

Да, им пришлось рассказать из-за того, что всплыла информация о регистрации прав на Зойча.

Да, вот эта история лично мне не очень нравится.

Вы бы предпочли, чтобы это вообще осталось неизвестным?

Нет, разумеется, правду надо говорить всегда, просто не надо себя загонять в тупик, когда не сказать ее уже нельзя.

А вам не обидно сейчас, что вы своей славой поделились с Оргкомитетом? Понятно, что речь идет не о создании самого талисмана, а о задумке в принципе.

Зойч. Иллюстрация Егора Жгуна
Зойч. Иллюстрация Егора Жгуна

На сделку с совестью я не шел: я действительно участвовал в основном конкурсе. Разумеется, будут люди, которые просто от одного присутствия слова "Оргкомитет" в этом интервью пропитаются гневом и злобой. Какое-то количество людей порадуется, что все было именно так с самого начала. Я только что посмотрел комментарии пользователей на sostav.ru к новости о Зойче, так там половина, если не две трети, просто не верят, что так и было задумано. Не верят в сам факт - что ко мне обратились, и мы придумали такой ход. Это лишь подтверждает нестандартность подхода. Кто-то думает, что это все заказуха - от участия до продвижения, и интервью "Коммерсанту", например, проплатил Оргкомитет. Таких людей вряд ли можно переубедить. Мне во всяком случае было интересно посотрудничать таким необычным образом.

Хорошо, права на талисман они сейчас зарегистрировали, гонорар, как я понимаю, за работу был. Будут ли еще какие-то авторские отчисления, например, если появятся новые ролики с Зойчем?

Я бы дождался комментария от Оргкомитета, потому что у них на самом деле был очень либеральный подход, что хорошо. Например, по поводу печати футболок. Против моего предложения выложить в открытый доступ исходник картинки, чтобы любой желающий мог печатать и даже продавать футболки, они абсолютно не возражали. Дальше, кстати, шли переговоры, чтобы сделать то же самое с мягкими игрушками, но они так ничем и не закончились. Не знаю, если мне будет интересно поучаствовать еще в каком-то проекте, например, создать выкройку для игрушки, то может быть. Отдельно уже будем обсуждать и решать.

Ваше отношение к выбранным талисманам остается прежним? Вам не кажется, что теперь они вдвойне проигрывают Зойчу - и по исполнению, и, скажем, по качеству задумки?

Это лишь характеризует меня лучше, чем авторов официальных талисманов. На это я никак повлиять не мог.

Вы знаете, кто их делал?

Я так же понятия не имею, кто их делал, и все мои комментарии, которые я давал "Ленте.Ру", ничуть не изменились. Можно просто перечитать мое интервью - я думаю то же самое. Я до выборов не представлял, чем закончится вся эта история. Если бы они выбрали Зойча, а потом бы, например, оказалось, что в выборах участвовал Оргкомитет, тогда это было бы не очень красиво. Я правда не знал, выберут или нет. Если бы Николай Дроздов выбрал Зойча, то, может, он и стал бы талисманом. Я просто плыл и жил своей жизнью, никакого влияния не было. Все зависело от меня - благодаря двум-трем постам в моей уютной жежешечке все и произошло.

Чернышенко сказал, что для него всегда приоритетом был выбор "нормальных" талисманов…

Это игра.

А для вас?

Для меня Зойч. Конечно же, он мне милее, чем то, что они выбрали. Я думаю, что у Зойча все равно останутся его поклонники. Надеюсь, что и людей, обрадовавшихся такому повороту событий, будет больше, чем тех, кто в негодовании пишет: "Жгун продался".

Возможно, это связано с тем, что Зойч идеологически воспринимался как протестный персонаж, и просто сейчас кому-то неприятно видеть ваше имя рядом с Оргкомитетом.

Может быть, так и есть.

В целом вы положительно оцениваете ваше сотрудничество с Организационным комитетом Сочи-2014?

Да. Осенняя часть истории была просто суперкрутая, а тому, что произошло после выборов, можно давать разные оценки. Но это, повторю, зависело не от меня, точнее не только от меня.

Понятно, что Зойч - PR-ход, но все равно интересно, вам не тяжело было раздавать интервью, скрывая правду?

Я думал об этом какое-то время. А потом понял, что мне нужно поменять только одну деталь - причину моего участия в конкурсе, дальше мне совсем не придется лукавить. Все, что я рассказывал, происходило на самом деле. Поэтому я абсолютно спокойно давал интервью, рассказывая о Зойче. Я всерьез переживал, пропустят ли на сайт фразу "Корона, символизирующая державность и духовность". Для меня это правда было проблемой. Пропустили.

А почему вы считали, что именно это могут зарубить?

Потому что рамки-то создавал я себе сам. Поскольку мы договорились, что правок не будет, вся история с самого начала лежала только на мне - внешний вид, текст с описанием, ролик и так далее. Я думал, что кому-то про духовность и державность может не понравиться, но случилось в итоге так, как случилось.

Я представляю примерно вашу реакцию и вообще всей интернет-общественности, но рано или поздно надо было об этом сообщать.

Чернышенко сказал, что изначально хотел сотрудничать именно с вами - вы возглавляли список возможных авторов. Вы знаете об этом?

Я вот не знал об их существовании до того, как они (Оргкомитет) пришли. Может быть, они сначала рассматривали "западные варианты", не уверен, но если это правда, то хорошо.

Чем вы сейчас занимаетесь? Кинопостеры, новые ролики, мультфильм "Навальный"...

Да! А почему вы не спрашиваете, кто заказал "Навального"?

Кто заказал "Навального"?

Оргкомитет Сочи-2014!

Я спрошу, а потом окажется, что это неправда...

Да нет, я готов к тому, что сейчас выстроится целая армия людей, которые в любом мультике, ролике или картинке будут видеть какую-то заказуху. Конечно, трудно представить, что Навальный сам про себя заказал ролик или что это сделал Кремль.

"Навальный" – ваше творчество?

Да. Я делал ролик про Навального и обратился к нему, чтобы он сам себя озвучил. Там были проблемы с исходным звуком самого ролика. Он согласился, мы хотели записать на профессиональный микрофон с профессиональными людьми, но в итоге не получилось, потому что Алексею пришлось ехать на допрос в Кировскую область. Поэтому он записал на Skype - звук получился трешовый и плохой, но Навальный поучаствовал и себя озвучил. Если кто-то придумает заказчика ролика про трех поросят, я с радостью почитаю и эти варианты.

Я все-таки предлагаю относиться к этой истории позитивно. Я, конечно, не могу всем навязать свое мнение, но мне кажется, что в принципе для российского интернета случилась неплохая история. Это как раз и есть инновации, про которые все говорят, - нужно придумать нестандартный ход и пытаться его реализовать. Мало того, не вмешиваться в процесс. Многих смущает, что это Оргкомитет, соответственно, откаты, роспилы, миллионы - ну, окей, можно объединить все в одну кучу и думать о Сочи только плохо. А мне кажется, что история с Зойчем сама по себе отличная.

Обсудить  

Другие материалы рубрики

21:09 30 июля 2014

Возвращение лидера

В июньском рейтинге цитируемости СМИ первые позиции остались неизменны во всех категориях, кроме интернет-ресурсов

Интернет и СМИ

Закон без Google ─ деньги на ветер
Новый закон ударит только по российским интернет-компаниям
Возвращение лидера
В июньском рейтинге цитируемости СМИ первые позиции остались неизменны во всех категориях, кроме интернет-ресурсов
Блогеры в законе
Как интернет-площадки и авторы блогов отреагировали на обязательную регистрацию

Где жить хорошо
Смотрим с высоты птичьего полета на лучшие и худшие для жизни города мира
Отдохнуть культурно
Сравниться с Петербургом по количеству состоятельных туристов Москве поможет только отмена виз
Время подумать о себе
Проснуться утром от пения птиц и легкого летнего ветерка… Мечта? Реальность!
Пожить в легенде
Сколько стоит аренда квартир в знаменитых домах Москвы