И судимы будете Выдан международный ордер на арест Муаммара Каддафи

27 июня Международный уголовный суд в Гааге выдал ордер на арест ливийского лидера Муаммара Каддафи. В Триполи на это тут же заявили, что Ливия устава МУС не подписывала, а значит юрисдикции суда не подчиняется. Однако МУС, создававшийся специально для привлечения к ответственности диктаторов-преступников, к такому повороту событий готов.

Благие намерения

Международный уголовный суд был задуман во второй половине 1990-х годов: в самом конце XX века, подарившего человечеству две мировые войны, Холокост и ГУЛАГ, а также Камбоджу, Руанду, Югославию - это лишь некоторые из стран, где население под руководством властей принимало участие в массовом истреблении своих соотечественников.

В апреле 1998 года в своей постели умер Пол Пот. Лидер режима красных кхмеров, на совести которого смерть около двух миллионов жителей Камбоджи, так и не дождался суда. Через три месяца после его смерти представители 148 государств собрались в Риме и приступили к созданию международного трибунала специально для того, чтобы наиболее тяжкие деяния, совершаемые людьми: геноцид, военные преступления и преступления против человечности, - не оставались безнаказанными.

Останки жертв режима красных кхмеров. Фото Adam Carr с сайта wikipedia.org

Останки жертв режима красных кхмеров. Фото Adam Carr с сайта wikipedia.org

Lenta.ru

Предотвратить появление новых кровавых диктаторов создатели Международного уголовного суда, разумеется, были не в силах. Предполагалось, что МУС станет последней инстанцией и даже последней надеждой для их жертв. В отличие от Международного суда ООН, который занимается урегулированием разногласий между государствами, Международный уголовный суд создан с целью привлечения к ответственности конкретных лиц.

В основе МУС лежит механизм, использованный при создании международных судов для расследования отдельных преступлений, как, например, Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге или Международный трибунал по Руанде в Аруше. Однако в отличие от них МУС является постоянной организацией, а его юрисдикция не ограничивается строгими географическими или хронологическими рамками (например, трибунал по Руанде уполномочен расследовать лишь преступления, совершенные в этой стране в период с апреля по июнь 1994 года).

Согласно уставу МУС, предстать перед трибуналом может гражданин любой страны, военный или гражданский, независимо от места рождения, звания и положения в обществе. Главная задача МУС состоит в том, чтобы гарантировать, что тяжкие преступления не останутся безнаказанными просто потому, что те или иные страны не хотят или не могут привлечь к ответственности виновных.

И примкнувший к ним Джордж Буш

Несмотря на столь благие цели, далеко не все страны, в 1998 году отправившие своих представителей в Рим, согласились подписать устав будущего суда. К настоящему моменту Римский статут Международного уголовного суда (устав МУС) подписали 116 государств. Однако 34 из них, включая Россию, документ не ратифицировали. Эти государства обязуются "не совершать деяний, идущих вразрез с целью создания МУС", однако впрямую юрисдикция суда на них не распространяется - в соответствии с римскими соглашениями, трибунал может заниматься расследованием лишь тех преступлений, которые были совершены на территории государств - полноценных участников МУС.

Более того, несколько стран, подписавших устав, впоследствии свои подписи отозвали. Наиболее известный пример - США. В 2002 году президент Джордж Буш-младший постановил "подписать обратно" документ, ранее одобренный его предшественником Биллом Клинтоном.

США, как и других противников создания Международного уголовного суда, пугает идея, что некая международная организация сможет заниматься расследованием преступлений, совершенных их гражданами на их же территории. Отдельные люди выражали озабоченность и в связи с тем, что МУС примется разбираться в делах минувших - например, искать преступления в действиях США в ходе Второй мировой войны или войны во Вьетнаме.

Позицию США в отношении суда критикуют правозащитные организации по всему миру. Так, Human Rights Watch составила специальный список "мифов о Международном уголовном суде", в котором убедительно демонстрируется, что опасения американцев беспочвенны - то есть попросту не основаны на тексте Римского статута. В частности, в соответствии с уставом, МУС сможет разбирать только преступления, совершенные после 1 июля 2002 года (дата формального создания суда; для начала работы МУС было необходимо, чтобы его устав ратифицировали 60 государств).

Более того, в уставе прописано, что Международный уголовный суд является организацией, призванной дополнять существующие судебные системы. То есть гражданин той или иной страны сможет предстать перед МУС только после того, как власти этой страны исчерпают все возможности для самостоятельного привлечения его к ответственности и, в случае признания виновным, наказания по закону. Равно и преступления, совершенные гражданами той или иной страны на территории другого государства, в первую очередь остаются в юрисдикции судов этого государства. Минимальный срок ожидания, по истечении которого МУС может признать неспособность страны самостоятельно обеспечить следствие и процесс, составляет шесть месяцев.

Тем не менее, в администрации Буша сочли, что устав МУС нарушает суверенитет США и противоречит американской конституции. Самое любопытное, что, отказавшись подписать Римский статут, США поставили себя в один ряд с такими странами, как Северная Корея, Куба и Ливия.

Что делать с не подписавшими?

Здание Международного уголовного суда в Гааге. Фото (c)AFP

Здание Международного уголовного суда в Гааге. Фото (c)AFP

Lenta.ru

То, что наиболее одиозные режимы не спешат признавать юрисдикцию Международного уголовного суда, является самой очевидной слабостью организации. Впрочем, сколь очевидной, столь и предсказуемой. Вряд ли создатели МУС могли всерьез надеяться, что африканские и ближневосточные диктаторы, лидеры последних военных хунт и генеральные секретари немногих оставшихся при власти компартий кинутся подписывать документ, по которому каждого из них впоследствии смогут предать суду.

Для этих случаев в уставе организации предусмотрено исключение. В соответствии со статьей 13 Римского статута, МУС имеет право приниматься за расследование преступлений, совершенных на территории страны, не ратифицировавшей устав, если внимание суда к этим преступлениям привлечет Совет безопасности ООН. Из шести дел, которыми МУС занимается в настоящее время, лишь три были переданы в суд по инициативе стран, в которых совершались преступления. Еще одно было возбуждено по специальному запросу прокурора и два - с санкции Совбеза: о преступлениях в Дарфуре и Ливии.

Без одобрения со стороны ООН санкционировать арест Муаммара Каддафи МУС действительно не смог бы. Следовательно, все заявления Триполи о том, что ордеры на арест Каддафи, его сына Сейфа аль-Ислама, а также начальника ливийской разведки Абдуллы аль-Сануси были выданы незаконно, оснований под собой не имеют.

Другой вопрос - смогут ли прокуроры добраться до ливийского лидера и его приближенных. За время своего существования МУС официально предъявил обвинения 26 фигурантам. Девяти из них были высланы повестки, в отношении 17 речь шла о выдаче ордера на арест. При этом задержаны были лишь пять человек, остальные по-прежнему остаются на свободе (один, замкомандующего Господней армией сопротивления в Уганде Винсент Отти, по некоторым данным, умер - совсем как Пол Пот).

Интересно также, сможет ли обвинение доказать причастность Муаммара Каддафи к преступлениям, в которых его обвиняют. Лидер джамахирии настаивает на том, что ни он, ни кто-либо из членов его семьи формально не занимают в Ливии государственных постов - следовательно, приказы, приведшие к гибели мирных жителей, отдавали, вроде как, тоже не они.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше