Марш на концерт Белорусская оппозиция не смогла сорвать празднование Дня независимости

3 июля Белоруссия отпраздновала 20-ю годовщину независимости страны. Оппозиция попыталась сорвать торжественные мероприятия, но заглушить хлопками официоз ей не удалось. Военный парад и праздничный концерт прошел без эксцессов, а акцию на Привокзальной площади жестко разогнал спецназ.

День независимости должен был стать для противников власти Александра Лукашенко решающим моментом. Недаром они назвали свою акцию "Маршем миллионов" (по аналогии с египетским митингом, приведшим в итоге к смене власти). Недовольные режимом белорусы в июне каждую среду молча протестовали на центральных площадях различных городов, постепенно наращивая свою численность.

Власти сначала не реагировали на "народные гулянья", но когда число участников акции в Минске достигло нескольких тысяч, начали применять силу. Организаторы акций из популярной группы "ВКонтакте" "Революция через социальные сети" рассчитывали, что 3 июля на улицы Минска выйдут все несогласные, и разработали новый план действий из трех этапов.

Этап первый. Обескураживающее начало

Противники Лукашенко должны были прийти к 11 часам утра к месту проведения военного парада на проспекте Машерова и занять места у стелы "Минск - город-герой", под которой установили трибуну для президента. Во время праздничной речи Батьки участники яростными хлопками в ладоши заглушили бы выступление лидера.

Идея красивая, но очень наивная. Глупо было полагать, что "последний диктатор Европы" позволит кому-то сорвать свою речь в такой важный день. Он и не позволил.

Милицейский кордон (со стороны центра) начинался еще у Дворца спорта, то есть метров за триста до проспекта Машерова и стелы.

Досмотр личных вещей был настолько тщательным, что зрителям парада не позавидовали бы даже пассажиры израильских авиалиний "Эль Аль". Проносить на парад нельзя было не только бутылки с водой, дезодоранты и ножики, но и фотоаппараты с объективами шире 4 сантиметров.

Объяснить причину этого запрета никто не мог, но пройти с нормальной фототехникой разрешали только журналистам. Из рюкзаков вынимали все вещи и тщательно их просматривали.

Тем, кому удавалось преодолеть КПП, необходимо было предъявить пропуск. Для страховки от оппозиции власти сделали торжественный парад мероприятием для своих. Попасть на трибуны можно было только по приглашениям, которые рассылали в бюджетные предприятия и учреждения.

Остальных (кто уже отстоял очередь и прошел досмотр) разворачивали обратно. Поэтому подойти поближе к Лукашенко оппозиционерам было невозможно.

Парад ко Дню независимости Белоруссии, 3 июля 2011 года. Фото Павла Фирсова для

Парад ко Дню независимости Белоруссии, 3 июля 2011 года. Фото Павла Фирсова для "Ленты.ру". Открыть фотогалерею

Lenta.ru

В целом противников Батьки или, наоборот, ценителей белорусской военной мощи и торжества ее независимости, оказалось немного. Возможно, из-за дождя, который, не прекращая, лил все утро с 7 до 10. В интернете даже шутили, что если научились к важным мероприятиям разгонять тучи, то, значит, умеют их и нагонять. Правда, аккурат к военному параду дождь прекратился, хотя небо осталось хмурым.

Когда слово взял Лукашенко, над проспектом Машерова повисла тишина и, по крайней мере через дорогу от президентской трибуны, не было слышно ни единого хлопка. Президент пожаловался, что Белоруссии извне навязывают сценарий "оранжевой революции". "Мы понимаем, что цель этих атак - посеять неуверенность и тревогу, разрушить общественное согласие. В конечном итоге - поставить нас на колени и свести к нулю все завоевания независимости. Этому не бывать", - пообещал президент.

Со мной рядом стояла бригада скорой помощи, санитар которой периодически отпускал в адрес Лукашенко и парада скептические замечания. Он рассказал, что полностью поддерживает безмолвные акции протеста, поскольку "нужно показывать режиму недовольство". На работе он получает 300 долларов, говорит, что потерять ее поэтому не боится (есть подработка), но при этом по средам на акции все равно не выходит именно из-за графика работы.

Речь белорусского лидера была непривычно короткой и сдержанной для этого всегда пламенного оратора. Как только Лукашенко кончил, раздались сдержанные хлопки нескольких десятков рук. Это не были ни аплодисменты благодарных своему лидеру граждан, ни хлопки протеста.

Незадолго до 3 июля замначальника ГУВД Минска Игорь Евсеев заявил, что хлопать в ладоши в этот день можно, но "только в адрес военнослужащих, ветеранов и участников войны". То ли зрители парада решили, что милиция все равно выявлять адресата хлопков будет уже в отделении, и перестраховались, то ли им дали такие инструкции на предприятиях. В любом случае отсутствие овации на военном параде выглядело несколько странно.

В группе "Революция через социальные сети" сообщали, что нескольких аплодирующих людей с парада увели (правозащитники утверждают, что были задержаны примерно 70 человек).

Забавно, что Лукашенко взял с собой на трибуну младшего сына Колю (последние годы он таскает его повсюду, даже на станцию метро "Октябрьская", спустя всего несколько часов после взрыва), которого, как и отца, одели в военную форму главнокомандующего.

Во время парада младший Лукашенко вместе с отцом и другими военачальниками принимал парад белорусских войск. Степень абсурдности и комичности этого зрелища можно оценить по этой фотографии.

После прохождения по проспекту Машерова различных войсковых соединений (в том числе и псковских десантников) и военной техники (от старых советских танков до комплексов С-300), пролета вертолетов, "сушек" и пилотажной группы "Белая Русь" люди начали расходиться.

Сразу после парада в Минске прошел ливень, но к вечеру в столице наконец распогодилось, и оппозиция лишилась оправдания собственной малочисленности.

Этап второй. Крушение надежд


Июньские безмолвные акции протеста проходили в Минске на Октябрьской площади. На этот раз администраторы группы "Революция через социальные сети" хотели объявить место протестной акции в 18:00 (за час до ее начала), чтобы лишить власти возможности подготовиться.

Но после того как сеть "Вконтакте" заблокировала доступ к главной странице группы, организаторы испугались, что никто не сможет узнать о месте проведения акции, поэтому заранее призвали всех неравнодушных приходить к 19:00 на Привокзальную площадь Минска (и других городов).

Это сыграло с устроителями, а особенно участниками (главный организатор "Революции через социальные сети" находится в Кракове) акции злую шутку.

Предупрежденные заранее власти к очередной акции подготовились по полной программе. Закрыть площадь перед вокзалом от людей, как они делали на предыдущих акциях по средам на Октябрьской, власти не могли. В таком случае блокированными бы оказались вход и выход с центрального вокзала.

Власти поступили проще, наводнив площадь перед вокзалом спецназовцами и кагэбешниками в штатском. К семи часам на месте действия были едва ли не все минские журналисты, крепкие ребята с бритыми затылками и наушниками в ушах, а протестующей молодежи почти не было видно.

Чем-то действо напоминало последние московские акции "Стратегии-31", когда число милиционеров и журналистов в несколько раз превосходит число участников. Отличие было в том, что вместо милиционеров в форме минских оппозиционеров отлавливали люди в штатском, а значит, приготовиться к задержанию или избежать его было куда сложнее.

Сначала милиция действовала аккуратно. Так, например, при мне два человека в штатском подошли к сидевшему на лавочке парню и предложили пройти с ними. Когда молодой человек отказался, они предъявили милицейское удостоверение и спросили, что он тут делает. Объяснения, что он ждет девушку, которая придет в восемь вечера, милиционерам было недостаточно, и после непродолжительного спора парня увели.

Когда на площади стало чуть больше людей, спецназовцы в черных и серых куртках перестали церемониться и начали набрасываться на всех, кто на несколько минут застывал на площади у вокзала и не имел при этом в руках фотоаппарата с длинным объективом.

Впрочем, к журналистам переодетые в штатское спецназовцы симпатий тоже не испытывали. Когда у одного из фотографов на бегу выпал из сумки объектив, догонявший его милиционер в штатском пнул выпавший предмет ногой, а другому фотокорру заехал ногой по ягодицам, бешено при этом заржав.

Акция протеста в Минске, 3 июля 2011 года. Фото Антона Мотолько. Открыть фотогалерею

Акция протеста в Минске, 3 июля 2011 года. Фото Антона Мотолько. Открыть фотогалерею

Lenta.ru

Задерживали жестко: 2-3 крепких спецназовцев набрасывались на одного человека, роняли его на землю, били, после чего тащили по земле, но чаще поднимали в воздух и забрасывали в машину. В начале акции для задержания использовали не автозаки, а обычные минивэны без каких-либо опознавательных знаков. По наполнению они моментально уезжали.

В какой-то момент у вокзала журналистам начали давать интервью две пожилые женщины. "Берут мальчиков ни за что... У нас нет защиты прав человека", - жаловались они. Рядом стоял молодчик в штатском и докладывал в рацию про "двух бабулек, дающих интервью". "Может, не стоит вас беспокоить из-за таких мелочей, но что с ними делать?" - спрашивал он кого-то.

Вскоре после этого к вокзалу подъехал автозак, и спецназовцы начали массово забирать всех подряд. Женщины начали кричать "Убивают", мужчины - отбиваться, но все было бесполезно. Этому зрелищу начала яростно хлопать молодая женщина с ребенком. Тут кто-то из спецназовцев распылил перцовый газ (и еще несколько раз в ходе акции), стало невозможно дышать и смотреть, побежавших наутек хватали, а что стало с девушкой, неизвестно.

Большую часть Привокзальной площади Минска занимает широченная проезжая часть, разделенная к тому же заборчиком. Пока милиция разбиралась с безмолвными оппозиционерами у вокзала, довольно большая масса людей скопилась на другой стороне площади. Поскольку на них не обращали внимания, они почувствовали безнаказанность, осмелели и начали громко хлопать в ладоши.

Долго такой беспредел продолжаться не мог (шутка ли, люди стоят в центре города и хлопают в ладоши), и вскоре туда прямо через проезжую часть, на бегу перемахивая через забор, ринулись спецназовцы. Оппозиционеры были обречены. Они пытались бежать, но их настигали по три-четыре здоровых, физически развитых милиционера. Сюда же подъезжали автозаки, куда сразу же закидывали людей. С ними никто не церемонился, многим прилично доставалось по голове.

Участники акции в поисках спасения побежали на улицу Кирова, но, видимо, у спецназовцев была команда "не дать никому уйти", и они ринулись за ними. Настигали людей даже во дворах. Очистив левую сторону улицы, они принялись зачищать другую. Запомнился человек, который громко и долго хлопал в ладоши из окна на втором этаже одного из домов по улице Кирова. Спецназовцы материли его сквозь зубы, но достать не могли. Очень многие машины сигналили в знак поддержки демонстрантам.

Происходящее напоминало "Марши несогласных" или акции "Стратегии-31", где милиция тоже в какой-то момент бросается в толпу и уносит того или иного участника. Только в России забирают известных оппозиционеров, а также тех, кто начинает кричать "Россия без Путина" или достает самодельный плакат. А в Минске (где акции безлидерные) спецназ в штатском бежит в сторону любого, кто начинает аплодировать. Задержания проходят в куда более жесткой форме, чем в Москве. Возможно, потому что спецназовцы без формы чувствуют себя более раскованно и безнаказанно.

Действиями милиции прямо на площади руководил не кто-нибудь, а заместитель начальника минской милиции Игорь Евсеев. Он ходил по площади в окружении помощников, вращал злобными глазами и лично указывал, кого нужно забирать в автозак. На моих глазах он вырвал у журналистки радио "Свобода" Галины Абакунчик из рук видеокамеру. Потом нехотя отдал, но важные материалы, по ее словам, оттуда стерли.

Ближе к концу акции на площади начали громко аплодировать три семейных пары с грудничками (в Москве оппозиционеров, пришедших на акцию с детьми, ругают).

- Вы не боитесь хлопать? Посмотрите, как жестко всех задерживают. Вы же с детьми.
- Нет, не боюсь, они не посмеют... У нас праздник, и мы имеем право гулять, где хотим... Мне не на что купить памперсы... - начали вразнобой отвечать они.

Наличие детей не спасло. На родителей набросились спецназовцы, в толпе вокруг начали кричать "Милиция - бандиты" и пытались отбить у тех женщин с детьми. Подошел Евсеев и грубо приказал им расходиться, а "ладушки делать дома". Когда я наставил на него объектив, он пригрозил "увезти меня в отделение и там сфотографировать". Все вопросы о правомочности жестких действий милиции он оставлял без ответа.

Остальные милицейские начальники, которых на площади было предостаточно, на любые вопросы отвечали одинаково: "Мы просто стоим и смотрим из любопытства, никакого отношения ни к чему не имеем". После этого они отворачивались и отдавали порцию новых указаний через наушник.

Уже после акции я подошел к группе спецназовцев, мило беседовавших и смеявшихся в сторонке.

- Почему вы так жестко задерживали людей, даже женщин?
- Вы ошиблись, мы за обувью приехали в магазин "Мегатоп", тут скидки 50 процентов, - нагло ухмылялись они в ответ.
- Да нет же, я лично видел, как вы людей били. У нас так в Москве не делают.
- Да ладно. А как же спецназ, который голубых у вас разгоняет? А голубые ведь тоже внутри как женщины, - смеются парни в штатском.

Один, у кого лицо подобрее и волос на голове побольше, ответил, что "вы и сами все понимаете". На вопрос, была ли санкция на задержания любыми методами, он ответил "да".

Уже после 20:00 на площадь вдруг пришли около 100 девочек с чемоданами (видимо, вернулись с отдыха в пионерском лагере) и остановились. Спецназ их разгонять не стал. Их безмолвной акцией и завершилась очередная "Революция через социальные сети".

Вопреки ожиданиям организаторов, на Привокзальную площадь пришли меньше тысячи человек (из которых задержали около 100), а значит, акция провалилась.

Группа студентов с велосипедами оставалась на площади до конца.

- Я использую велосипед, как щит. Иду, выставив его вперед, и спецназовцы меня не трогают. Я несколько друзей даже отбил таким образом, - рассказал один из них.

Он сказал, что перспектив у акции нет (организатор группы "Революция через социальные сети" в интервью "Ленте.Ру" называл целью акций отставку Лукашенко), хотя в ближайшую среду он обязательно придет. "Думаю, все постепенно стухнет. Люди испугаются таких задержаний", - сказал он.

- А я в среду не приду, я в Египет поеду, - после паузы добавила его однокурсница.

Этап третий. Закономерный итог


Завершающая часть "Марша миллионов" (как и Дня независимости) должна была пройти в 23:00 после салюта у той же стелы "Минск - город-герой", где проходил военный парад. В это время там проходил праздничный концерт, который в прямом эфире показывало государственное телевидение.

Желающих попасть к стеле было значительно больше, чем утром, и на порядок больше, чем участников вечерней безмолвной акции. В толпе в основном была молодежь, много пьяных. Досматривали людей медленно, и большая часть молодежи застала салют еще у кордона.

Дети радовались салюту, кричали и свистели, некоторые хлопали, но без какого-либо оппозиционного умысла. Кто-то кричал "Мы - белорусы!".

В группе "Революции через социальные сети" и в оппозиционных СМИ писали, что во время концерта небольшая группа оппозиционеров провела свою акцию.

Но как отличить хлопки против Лукашенко от хлопков в поддержку популярных артистов, непонятно.

Именно третий этап акции наглядно показал, что подавляющему большинству минской молодежи абсолютно все равно, какую политику проводит Лукашенко, а хочется веселиться, слушать музыку и смотреть салют.
Сравнение Белоруссии с Египтом было слишком самонадеянным или как минимум преждевременным.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше