Фестиваль Exit в сербском городе Нови Сад проводится в Петроварадинской крепости на берегу Дуная в десятый раз, и в ближайшее время организаторам, видимо, придется подыскать другое место - больше народу стены древней постройки уже не вместят. Exit чрезвычайно доступен по цене - 90 фунтов за четыре полноценных дня фестиваля, стоимость еды и напитков по сравнению с другими подобными мероприятиями (особенно в России) вызывает смех. Поездка в Сербию также не представляет никаких проблем благодаря безвизовому режиму. Ну а тот факт, что до Балкан одинаково недалеко из любой части Европы, превращает Нови Сад на время фестиваля в крепкий коктейль, замешанный на сербском, английском, русском, итальянском и еще добром десятке языков.
Exit чрезвычайно удачно организован, за что в прошлые годы неоднократно признавался лучшим фестивалем то Восточной Европы, то всей Европы в целом. На территории крепости были проблемы разве что с сувенирной продукцией - самые интересные майки смели уже в первый день, и поклонникам Ника Кейва оставалось лишь разглядывать мерчандайзинг группы Kreator. Еда и выпивка была ровно такой, какой должна быть на подобных мероприятиях - местная разновидность бургеров за 300 динаров (3 евро) спасла не один десяток тысяч тусовщиков от голодной смерти. Что удивительно, не было заметно откровенно пьяных людей.
В первые выходные июля в Нови Саде обычно чертовски жарко, и городской пляж от жары совершенно не спасает. Программа Exit учитывает это - выступления начинаются ближе к вечеру, а топовые группы выступают в районе полуночи. Единственным раздражающим фактором естественного происхождения остается пыль, которую поднимают толпы по дороге от одной сцены к другой - с мутной жижей по колено, как это обычно бывает на "Гластонбери", не сравнится, но часам к трем ночи в отдельных зонах становится трудно
дышать.
На Exit 2011 было организовано с десяток различных сцен, охватывающих почти всю музыкальную действительность. Наибольший интерес представляли Dance Arena, расположившаяся прямо под стенами крепости, и основная сцена фестиваля, хотя и на остальных было на что посмотреть. В частности, на Exit можно было увидеть электронщиков Hadouken!, панков Discharge из суровых восьмидесятых и череду приятных диджеев на Positive stage.
Первым крупным хедлайнером Exit 2011 стали канадские инди-рокеры Arcade Fire, которые внезапно обнаружили в себе фестивальное величие. Еще пару лет, и они превратятся в U2, а сейчас их можно сравнить с Nirvana образца 1992 года, в боевом состоянии и с шармом андеграунда. Следом за ними как привет из девяностых вышли свежевосставшие из небытия Pulp, и вот тут стало окончательно ясно, что на Exit
действительно стоило съездить. Джарвис Кокер, как правильно замечают коллеги-журналисты, сейчас находится в том самом возрасте, что и лирический герой его песен двадцатилетней давности, и потому Pulp смотрелись настолько уместно, насколько это вообще возможно. Кокер и компания сыграли все те песни, которые должны были сыграть. Перед Common People Кокер отвесил реверанс Arcade Fire и пригласил на сцену их скрипачку - ее почти не было слышно, но хуже от этого одна из лучших песен, что породила брит-поп, не стала.
Следом за Pulp на главной сцене выступала дабстеп-супергруппа Magnetic Man, но вышло как-то не очень - и звук, и визуальное оформление их сета не шли ни в какое сравнение с аудиовизуальным пиршеством предыдущих двух концертов. Первый день "Экзита" подытожил deadmau5, облачивший всю толпу на дэнс-арене в маски мышонка, причем сам он изначально вышел играть свой сет без знаменитого шлема с ушами Микки-мауса.
Отдельного рассказа стоят сами сербы в Нови Саде - их гостеприимство и желание во что бы то ни стало перепить русских (к их стыду, не вышло) существенно подорвало планы по осмотру фестиваля. Второй день Exit им уничтожить не удалось - в крепости мы успели посмотреть все самое интересное, а его хватало. Главная сцена открылась выступлением Editors - форматной и фестивальной версией The National, в плюс - размах, в минус - ощущение интимной пьянки в кабаке, хотя типичной для такого рода пост-панка тоски
ни о чем конкретном и обо всем сразу хватило с лихвой. Editors уже выступали в России в прошлом году на Пикнике "Афиши", но Exit заставил забыть о том довольно скучном сете, омраченном техническими неполадками. Англичане выдали идеальный концерт, отрепетированный вплоть до каждой смены инструментов. Наблюдать за действом было приятно даже в том случае, если при слове Joy Division вам хочется упасть на землю и рыдать от непонимания, какого черта эту музыку вообще кто-то любит. Впрочем, таких людей на свете, наверное, не осталось. На Editors было очень приятно слушать музыку, обсуждать ее с друзьями и пить пиво - примерно для этого и приезжают на Exit.
Главные хедлайнеры второго дня Exit гитары, в отличие от Editors, брали в руки только по недоразумению. Сразу после пост-панков главную сцену фестиваля десятиминутной мантрой озарила M.I.A. - ланкийка, симпатизирующая движению "Тигры освобождения Тамил-Илама". К музыке ее выступление имело отношение крайне посредственное, но тем лучше. Щелчки автоматных затворов и кассовых аппаратов, что даруют M.I.A. и мелодию, и ритм для ее песен, похожих скорее на перебранку в трущобах, танцевать под эту, простите за неприличное слово, душеспасительную какофонию, решительным образом не давали, но это не помешало ей собрать на главной сцене удивительную по своим размерам толпу - больше народу было только на Jamiroquai.
О M.I.A. можно говорить очень долго, потому что ее звезда взошла относительно недавно, и что с ней делать, пока неясно. Описывать ее выступление словами так же эффективно, как пересказывать "Черный квадрат" Малевича - форма примитивна, а о сути немало копьев будет сломано. Лучше увидеть своими глазами, благо M.I.A. довольно много концертирует.
Афиши Underworld, даром что они играли на дэнс-сцене, висели по всему Нови Саду в ранге полноправных хедлайнеров Exit 2011. Собственно, именно на их сете стало очевидно, что народу на фестивале слишком много, потому что послушать "Born Slippy" пришли, кажется, вообще все. Люди танцевали повсюду, а перед сценой находились лишь самые стойкие и пьяные.
Jamiroquai в третий день фестиваля собрал такое же совершенно неприличное количество народу - находиться у главной сцены стало невозможно, духота стояла, как будто в клубе "16 тонн" на давнем концерте Mogwai, когда в небольшой паб набились 600 человек. Но первые же пульсации бас-гитары группы Джей Кея заставили обо всем забыть. Назвать выступление Jamiroquai каким-то необычным сложно - все это можно было увидеть в середине июня в Москве, разве что на Exit был отстроен нечеловечески прекрасный звук.
Напоследок из хедлайнеров остались Portishead и шумный балаган Ника Кейва Grinderman. Собственно, ради одних только Portishead и стоило ехать на Exit - выступают они не так уж и часто, а когда выступают, то превращают концерты в сеансы спиритической связи и коллективные уходы в астрал. Бэт Гиббонс, чье лицо проецировалось на три огромных экрана, сменила страдальческую мину лишь в конце шоу, когда пошла брататься с фанатами; на сцене же толком ничего не происходило, но лишь для того, чтобы не мешать
восприятию музыки. Portishead действительно великолепны живьем, и лучше самому услышать, чем сто раз прочитать.
Спустя полчаса после Portishead главную сцену вышел покорять Ник Кейв. Подсмотрев у Бет Гиббонс лазейку к фестивальной толпе, лидер Grinderman несколько песен пропел, буквально стоя на руках у зрителей, отхватил чей-то огромный розовый лифчик и вообще вел себя как минимум как король мира - ну, в тот момент он им и являлся. Grinderman были яростными, бодрыми и уничтожающими все вокруг, причем иногда и собственную музыку, а также довольно наглядно показали, зачем Кейв решил сменить вывеску The Bad Seeds на Grinderman и почему иногда лучше шуметь, чем уныло стариться под аккомпанемент пианино.
Весь Exit, конечно, охватить практически невозможно, но это лишь повод съездить на него еще раз. Сербское гостеприимство, смешные цены и сильный лайн-ап создают для Exit хорошую славу, а там глядишь и стены Петроварадинской крепости подвинут, лишь бы уместить всех страждущих.