Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал предварительную версию причины аварийного приводнения на Оби в Томской области самолета Ан-24, следовавшего по маршруту Томск - Сургут. Было установлено, что экипаж начал снижение после сигнала о попадании стружки в масло в левом двигателе.
Ан-24, принадлежащий авиакомпании "Ангара", совершил вынужденную посадку на реке Обь 11 июля в 08:55 по московскому времени в одном километре восточнее поселка Медведево. На его борту находились четыре члена экипажа и 33 пассажира. Первоначально сообщалось о пяти погибших, однако позднее их число возросло до семи (все они - пассажиры). 18 человек были госпитализированы, девятерым медицинскую помощь оказали амбулаторно (по другим данным, в больницы был доставлен 21 человек).
Выжившие пассажиры утверждали, что своим спасением они обязаны пилотам, которые профессионально посадили самолет на воду и оказали помощь пострадавшим. По свидетельству очевидцев, Ан-24 сильно горел и если бы упал не на воду, жертв могло быть намного больше. С другой стороны, если бы пилотам не удалось сесть на песчаную косу, где глубина была небольшой, разломившийся самолет мог утонуть вместе с людьми. Президент России Дмитрий Медведев предложил наградить экипаж в том случае, если подтвердится, что он действовал грамотно.
Значительную помощь пострадавшим оказал один из выживших пассажиров - геофизик из города Асино Андрей Моторыкин. По словам заместителя губернатора Томской области Юрия Сухоплюева, заявление которого приводит РИА Новости, администрация региона намерена вручить ему подарок, а томское МЧС внесет в министерство представление о его награждении. Награды губернатора и администрации области получат также несколько человек, принимавших участие в спасении людей (в основном это врачи и сотрудники МЧС).
Ан-24 был создан ОКБ имени Антонова в 1959 году. Серийные самолеты этого типа "Аэрофлот" начал использовать в 1962 году. Ан-24 предназначен для линий малой и средней дальности, может перевозить до 52 пассажиров. Экипаж — четыре человека. В настоящее время российские компании, по данным Минтранса, эксплуатируют 99 таких самолетов.
Все три черных ящика самолета были обнаружены, что позволило МАК восстановить картину происшедшего. Записи параметров полета были расшифрованы, как и переговоры экипажа. Выяснилось, что во время выполнения рейса в кабине пилотов загорелось табло, предупреждающее о попадании стружки в масло в левом двигателе. Экипаж начал снижение и, согласовав свои действия с диспетчером аэродрома Нижневартовска, принял решение садиться там. Когда самолет снижался, левый двигатель загорелся. После этого самолет совершил посадку на песчаную косу реки Обь в 60 километрах от Нижневартовска. При ударе о воду Ан-24 потерял двигатель, хвост и винт. Он остался лежать в полузатопленном состоянии на отмели.
Губернатор ХМАО Наталья Комарова распорядилась оказать материальную помощь жителям округа, пострадавшим при аварии (от 50 тысяч рублей до 300 тысяч, в зависимости от полученных травм), а также семьям погибших (по миллиону рублей). Материальную помощь, правда в меньших масштабах, пострадавшим и семьям погибших, независимо от региона проживания, предоставит и администрация Томской области.
Самолет планировалось поднять 19 июля, однако это удалось сделать уже 17-го. На двух баржах его отправили в речной порт города Стрежевой для обследования специалистами МАК и следователями.
Было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Западно-Сибирская транспортная прокуратура начала проверку исполнения законодательства о безопасности полетов.
В пресс-службе авиационного научно-технического комплекса имени Антонова в тот же день, 11 июля, заявили, что приводнившийся на Оби Ан-24 прошел все необходимые технические проверки. Так что в причинах этого происшествия еще предстоит разбираться.
После аварии Дмитрий Медведев предложил запретить полеты самолетов Ан-24. "Все, что я говорил недавно применительно к Ту-134, не в меньшей степени относится к Ан-24", - заявил президент. От использования Ту-134 Медведев предложил отказаться после катастрофы самолета этого типа под Петрозаводском, которая произошла в ночь на 21 июня (тогда погибли 47 человек из 52, находившихся на борту). По словам главы государства, самолеты этого типа морально и физически устарели.
Вывод Ту-134 и Ан-24 с пассажирских линий должен начаться с 1 января 2012 года. Однако в Минтрансе заявили, что Ан-24 могут продолжить использовать при нерегулярных, чартерных перевозках до выработки ресурса.
Намерение властей запретить эксплуатацию Ан-24 вызвало крайнее беспокойство перевозчиков. Директор ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" Виктор Марьенкин заявил, что возможный запрет эксплуатации Ан-24 может привести к коллапсу региональных авиаперевозок в Сибири и на Дальнем Востоке. "В основном воздушные суда этого типа используют небольшие компании, работающие в малонаселенных северных и восточных районах РФ", - подчеркнул заместитель директора ЗАО "Авиакомпания "Ангара" Владимир Никифоров, слова которого приводит РИА Новости. По его мнению, таким компаниям будет не под силу поменять парк самолетов.
Еще до последних аварий красноярские авиаперевозчики обратились с открытым письмом к Медведеву, утверждая, что запрет Минтранса на эксплуатацию с 2012 года ряда типов самолетов без оборудования их системами предупреждения о сближении с землей и воздушными судами приведет к коллапсу региональных перевозок. Как поясняют авторы обращения, в Сибири и на Дальнем Востоке авиация часто является единственным видом транспортного сообщения, причем более 90 процентов местных перевозок обеспечиваются устаревшими самолетами советского производства. Их замена потребует огромных средств, об отсутствии которых заявляют перевозчики. В качестве возможной альтернативы Ан-24 в письме упоминается китайский самолет Ма-60, который пока не сертифицирован в России. Он является усовершенствованной версией Ан-24.
В последнее время в России произошла целая серия серьезных аварий на транспорте. Очередная случилась утром 19 июля - в 90 километрах к западу от Екатеринбурга во время жесткой посадки вертолета Ми-8 погиб человек. Ранее в ходе расследования катастрофы теплохода "Булгария", затонувшего 10 июля в Куйбышевском водохранилище в Татарстане, выяснилось, что не только воздушный, но и речной флот России крайне изношен ("Булгарию" построили в 1955 году) и эксплуатируется с многочисленными нарушениями.