В среду, 3 августа, в Центральной клинической больнице умер пианист Николай Петров. Смерть наступила в результате инсульта, перенесенного музыкантом этой весной на гастролях в Минске. Петров был одним из самых публичных российских пианистов и, хотя любил называть себя гедонистом, очень много сделал для помощи молодым музыкантам и развития классической музыки в России.
Николай Петров родился в 1943 году в семье музыкантов. Его дед Василий Петров, известный русский бас начала XX века, более 20 лет был солистом Большого театра, отец Арнольд Феркельман был виолончелистом и дружил с Шостаковичем. Нет ничего удивительного в том, что Петров пошел по стопам своих знаменитых родственников: в 1961 году он окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а в 1966 году - и саму Консерваторию, где учился у профессора Якова Зака.
Уже в студенческие годы Петров начал свою карьеру солиста и добился международного признания. Этому в немалой степени способствовали вторая премия на только созданном конкурсе имени Вана Клиберна в США в 1962 году и серебряная медаль на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе два года спустя. Благодаря этим успехам Петров обеспечил себе плотный гастрольный график и с середины 1960-х давал до 100 концертов в год.
Успехи на конкурсах открыли перед Петровым двери самых престижных концертных залов - он выступал в Карнеги-холле, парижском зале "Плейель", лондонском Барбикан-центре с выдающимися оркестрами и дирижерами, среди которых были Сейдзи Одзава, Юрий Темирканов, Евгений Светланов и многие другие. В этот успешный период Петров начал создавать основу для своей будущей общественной деятельности и благотворительности и стал брать под опеку первых молодых талантливых музыкантов.
В 1978 году теплый период в отношениях с властью (Петров был одним из немногих советских музыкантов, которых свободно отпускали на гастроли в годы "холодной войны") закончился: пианист был объявлен невыездным. Как он рассказал в одном из недавних интервью, за этим стояла "гнусная антисемитская провокация Госконцерта". В результате почти пять лет Петров не гастролировал, и от эмиграции, по его признанию, его спас только дом на Николиной Горе.
С этим домом, в котором пианист поселился в 1970-х годах, у Петрова были особые отношения. В своих интервью он не раз признавался в любви к нему и говорил: "Мне невыносимо было думать, что там поселится какой-нибудь партийный чиновник и будет топтать ногами землю, в которую я буквально вложил свою душу". На полках этого дома хранятся около 800 предметов гжели, которую Петров стал коллекционировать в начале 1980-х. Но ближе к концу жизни музыкант начал коллекционировать нечто другое - покой, и для этого дом на Николиной Горе тоже подходил как нельзя лучше.
В 1982 году благодаря вмешательству тогдашнего министра культуры Петра Демичева Петров вновь получил возможность гастролировать. Однако концертов за рубежом пианист со временем стал давать меньше, сосредоточившись на выступлениях в России, преподавании в Московской консерватории и поддержке молодежи. В 1998 году Петров создал благотворительный фонд, который помогает не только молодым музыкантам, но и малообеспеченным пожилым педагогам. В 2000 году музыкант создал свой фестиваль - "Кремль музыкальный".
Вообще Петров неоднозначно относился к музыкальным конкурсам, и одной из главных проблем, с которыми он боролся, была коррупция в этой сфере. Он был разочарован тем, что победители многих авторитетных конкурсов через два-три года после триумфа прозябают в безвестности, в то время как по-настоящему талантливые исполнители даже не могут добраться до конкурса из-за многочисленных препон совсем не творческого характера. На "Кремль музыкальный" Петров привозил именно таких музыкантов, которых он открывал самостоятельно.
Такой у Петрова был характер, что его отношение к конкурсным интригам не могло быть другим. По воспоминаниям друзей, он был человеком, который всегда говорил правду и был за чистоту во всех ее проявлениях. Эта любовь к чистоте проявлялась и в быту. "Люблю посмотреть хорошие фильмы, послушать интересные записи, сесть за красивый вкусный стол. Вообще, мне нравится получать удовольствие от всего, что я делаю. Это, по-моему, называется гедонизмом. Обожаю Илью Ильича Обломова. Замечательный, добрый и хороший человек! Мне кажется, у нас с ним много общего", - говорил Петров.
Заслуги Петрова были отмечены множеством наград и премий. Он - лауреат орденов "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней, обладатель званий Народного артиста РСФСР и СССР и ордена Почета, а также лауреат Государственной премии России. Кроме того, в 1986 году Петров награжден Большой золотой медалью французской Академии Бальзака.
С уходом Николая Петрова российская сцена лишилась одного из выдающихся представителей российской исполнительской школы, каких осталось не так и много сейчас, когда многие молодые талантливые пианисты учатся или живут за границей. Прощание с Николаем Петровым пройдет утром 5 августа в Большом зале Московской консерватории. По просьбе жены музыкант будет похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.
P. S. Николай Петров играет Этюд №6 ля минор из "Трансцендентных этюдов по Паганини" Ференца Листа (версия 1838 года):