Рейтинговое агентство Standard & Poor's 5 августа все же сделало то, о чем давно грозилось: снизило кредитный рейтинг США с максимального ("ААА") до "АА+". Теперь самому агентству грозят разбирательства с властями США, мировым финансовым рынкам — новая полоса неопределенности, а глобальной экономике... Чем грозит решение S&P экономике США, предсказать точно никто не берется.
Как это было
О потенциальном снижении рейтинга США слухи ходили уже несколько лет. Это были именно слухи: они были основаны не на заявлениях рейтинговых агентств, а на собственных прогнозах участников рынка. Прогнозы строились в основном исходя из двух макроэкономических показателей: размера госдолга США и дефицита бюджета крупнейшей экономики мира.
За все послевоенное время профицит бюджета в США был зарегистрирован лишь несколько раз — в 1970 году и в период с 1998-го по 2001 годы. Дефицит страна покрывала за счет увеличения заимствований. Сначала основными кредиторами американской экономики были сами американцы, но в последние десятилетия структура долга значительно поменялась: теперь чуть менее половины всех долгов приходится на зарубежных инвесторов.
Облигации США (их также называют казначейскими облигациями) в течение десятилетий считались самым надежным объектом для вложения. То, что страна много занимала, было этим бумагам даже на руку: их на рынке было много, они способны были удовлетворить любой спрос. А в 1990-2000 годах спрос этот появился за счет развивающихся стран, которым надо было в чем-то хранить резервы.
Во время кризиса США вынуждены были пойти на рекордные траты из бюджета — для того, чтобы наполнить экономику деньгами и вытащить ее из состояния рецессии. Отчасти это получилось: в 2010-м и начале 2011 года ВВП США хоть медленно, но рос.
Австралия, Австрия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Гернси (!), Гонконг, Остров Мэн (!), Люксембург, Лихтенштейн, Голландия, Норвегия, Сингапур, Швейцария, Швеция.
Именно эти новые траты, которые тут же привели к дополнительным выпускам казначейских облигаций США, и стали причиной новой волны слухов о потенциальном снижении кредитного рейтинга страны.
Материализовываться слухи начали уже в апреле 2011 года, когда Standard & Poor's, первым из "большой тройки" рейтинговых агентств, официально поставило рейтинг США на пересмотр. Прогноз по рейтингу был заменен с "позитивного" на "негативный". Это означало, что немедленного снижения не будет, но уже в ближайшие полугодия США могут лишиться наилучшего кредитного рейтинга.
Во время политического кризиса в США, связанного с необходимостью принятия законопроекта о повышении лимита госдолга, и другие рейтинговые агентства также предупредили, что могут снизить рейтинг страны. При этом они отмечали, что решение будет принято вне зависимости от того, сумеют ли республиканцы и демократы договориться о недопущении технического дефолта США.
Политики в самый последний момент все же договорились, но это не придало позитивного импульса рынкам. Как раз к началу августа подоспела целая порция негативной статистики об экономике США, что не дало фондовым индексам вырасти. Более того, 4 августа стало для Dow Jones и Nasdaq очередным "черным четвергом": американские индексы упали на 4-5 процентов, чего не было со времени кризиса 2008 года.
Сейчас трудно гадать, когда Standard & Poor's изначально решило опубликовать свой отчет о снижении рейтинга. Вполне возможно, что агентство планировало это сделать в середине недели, но, увидев, как развиваются события на рынках, отложило публикацию отчета. В пятницу, 5 августа, в S&P все же решились.
Уже в середине дня извещение о том, что рейтинг будет понижен, получили власти США. Они документы S&P проанализировали и обнаружили там, согласно данным британской и американской прессы, ошибки в расчетах: по версии источников СМИ, у S&P не то потерялись, не то, наоборот, обнаружились в неположенном месте два триллиона долларов. В агентстве с замечаниями чиновников согласились, но решили, что это не повод для того, чтобы пересматривать рейтинг.
В итоге официальная публикация пресс-релиза S&P произошла с опозданием: агентство сообщило о снижении рейтинга США уже после закрытия бирж в стране.
Более удачного времени придумать было нельзя: у инвесторов есть теперь два выходных дня на то, чтобы оценить последствия этого шага. Кроме того, за выходные журналисты взяли комментарии у аналитиков, экономистов, политиков, которые должны помочь игрокам на бирже принять правильные решения.
Что будет дальше
Главный удар в понедельник, 8 августа, придется на азиатские торговые площадки: именно там рабочий день начинается раньше всего. Потом на решение S&P отреагируют в России и Европе, а потом уж очередь дойдет и до самих США.
Пока политики по всему миру делают все для того, чтобы смягчить последствия от снижения рейтинга. В Японии, Франции, Великобритании и других развитых странах мира заявили, что их отношение к госдолгу США из-за решения S&P не меняется. К этим государствам присоединилась и Россия. По словам заместителя министра финансов России Сергея Сторчака, большой разницы между рейтингами "ААА" и "АА+" нет. "Это настолько мягкая корректировка, что ей можно пренебречь с точки зрения управления инвестициями на длительный период", - прокомментировал ситуацию Сторчак.
В других развивающихся странах реакция была не столь однозначной. В Индии, например, заявили, что S&P создало "серьезную" ситуацию на мировом рынке, и отказались от дальнейших комментариев, сославшись на то, что решение агентства необходимо подвергнуть всестороннему анализу.
Бельгия, Новая Зеландия (обе - "АА+"), Абу Даби, Бермудские острова, Кувейт, Катар, Словения, Испания (все — "АА"), Китай, Япония, Саудовская Аравия, Тайвань (все - "АА-")
В Китае же снижение рейтинга сочли знаком того, что теперь с США можно разговаривать с позиции силы. Дело в том, что Китай является крупнейшим кредитором Соединенных Штатов. Если он начнет распродавать долларовые активы, на мировом рынке может возникнуть кризис, который значительно превзойдет по своим масштабам кризис 2008 года.
В Китае считают, что теперь США должны принять дополнительные шаги для того, чтобы обеспечить надежность долларовых активов. Официальный Пекин не стесняется критиковать политическую систему США, из-за которой страна чуть было не объявила технический дефолт, а также утверждать, что миру нужна новая резервная валюта. Впрочем, об этом в Китае говорили и раньше: для США важно то, что о распродаже долларовых активов пока никто не заявляет.
Другие рейтинговые агентства на решение S&P пока не отреагировали. Между тем, от их действий тоже многое зависит: если они проявят солидарность с S&P, которую они проявляют практически по всем суверенным рейтингам в мире, то США уже не смогут говорить, что решение S&P было принято из-за ошибок в расчетах.
Очевидно, что реакции надо ждать и от президента США Барака Обамы, которому, с точки зрения переизбрания на второй срок, S&P сильно подпортило жизнь.
В любом случае пока ясно одно: глобальная финансовая система в очередной раз вступает в эпоху нестабильности. Выбираться из сложившейся ситуации ей, видимо, придется долго: речь может идти не о месяцах, а о годах.