В Москве 27 августа на 76-м году жизни скончалась народная артистка СССР Ия Саввина. Она сыграла около 50 ролей в кино и более 20 в театре - ее карьера начала складываться в студенческие годы, хотя училась она на факультете журналистики МГУ. Саввина участвовала в постановках студенческого театра, в одной из которых - "Такая любовь" - ее и заметил Алексей Баталов, посоветовавший режиссеру Иосифу Хейфицу пригласить ее на роль Анны Сергеевны в экранизации чеховской "Дамы с собачкой" (1960).
В 1960 году жюри Каннского фестиваля единогласно вручило фильму Хейфица приз с формулировкой "за высокое человеческое достоинство и исключительное качество", а работа Ии Саввиной была отмечена специальным призом ММКФ. Эта лента сыграла ключевую роль в начале творческой судьбы актрисы, а также определила зрительское восприятие сценического образа и человеческого лица Ии Саввиной. В дуэте с Алексеем Баталовым она воссоздала особую атмосферу чеховского времени, сдержанных и тонко выражаемых чувств и переживаний. Именно этот образ, созданной Саввиной, вышел за пределы фильма, став символом как навсегда ушедшего времени, так и старомодного стиля человеческого общения.
В том же году Саввину приняли в труппу театра имени Моссовета, где она блестяще воплощалась в ибсеновскую Нору и Фэри из "Странной миссис Сэвидж". В 1977 она ушла в МХТ имени Чехова, куда ее позвал Олег Ефремов — именно на этой сцене Ия Саввина вновь играла Чехова: Полину Андреевну из "Чайки", Шарлотту из "Вишневого сада", Анфису из "Трех сестер". Не менее яркие и запоминаемые образы Саввина создавала в кино — вспомните, Асю Клячину из "Истории Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж" Кончаловского или Лидию Аникееву, члена правления гаражного кооператива, в "Гараже" Рязанова. Актриса успела поработать и в мультипликации — именно ее голосом говорит Пятачок в мультиках о Винни-Пухе.
До последних дней жизни Ия Саввина выходила на сцену в нескольких спектаклях МХТ - "Новый Американец", "Рождественские грезы" и "Кошки-мышки". Еще несколько недель назад она репетировала роль в новой постановке "Он в Аргентине" по пьесе Людмилы Петрушевской, премьера которой должна состояться в нынешнем сезоне. "Лента.ру" вспоминает актрису вместе с ее коллегами и друзьями.
Алексей Баталов, актер: "Это самая важная и дорогая для меня картина и встреча. Ее работа, ее отношение к делу, к людям, которые ее окружали, это все совершенно особенное, непохожее ни на какие другие актерские судьбы". ("Российская газета", Умерла актриса Ия Саввина, 29.08.2011)
Олег Табаков, режиссер, актер: "Ия Сергеевна человек души нежной, взыскующей, и что особенно, может быть, важно, несущей крест и верующий, как этот рецепт выписывал для нашего брата доктор Чехов: неси свой крест и веруй. В полной мере Ия Сергеевна соответствует этому назначению".
Кира Головко, артистка: "Невозможно было пропустить ее искренность, ее неподдельность, ее обаяние невероятное".
Авангард Леонтьев, актер: "Я видел ее Кабаниху в "Грозе", она замечательно играла. Причем она не играла такую вот махровую, хрестоматийную, такую мощную, как было принято раньше играть, такую Кабаниху. Она была снова почти она сама, но только логика жестче. Она была такой же, порой и мягкой". (Телеканал "Культура", Ушла из жизни великая мхатовская актриса Ия Саввина, 29.08.2011)
Георгий Данелия, режиссер: "Это был чрезвычайно тонкий человек, Ия прекрасно писала, у нее было свое видение искусства. С ней всегда было интересно разговаривать. Если в жизни она была неизменно мягкой, притягательной и интеллигентной, то на сцене и на экране всегда была разной". ("Известия", На сцене и на экране Ия Саввина всегда была разной, 28.08.2011)
Кирилл Серебренников, режиссер театра и кино: "Ужасно жаль! Огромная потеря. Пример достойнейшей жизни, достойнейшего ухода. В Ие Сергеевне всегда превалировало человеческое и художественное достоинство. Она не суетилась, не мелькала в телевизоре, не снималась в однодневках, отказывалась играть в сериалах и давать интервью про личную жизнь глянцевым изданиям.
Она – уникальная актриса с абсолютным чувством стиля. Я снимал с Ией Сергеевной фильм "Постельные сцены" по сценарию братьев Пресняковых. Она играла больную мать героя. Меня поразило, как феноменально точно и профессионально она озвучивала роль. Посмотрев всего один раз свой эпизод, она озвучила его без дублей-повторов, сразу попав в артикуляцию своей героини.
Ия Сергеевна – уникальный человек для той, ушедшей советской эпохи, принципиальный, с твердой позицией".
Слава Цукреман, режиссер: "Я отлично помню Ию Саввину в ее первой большой роли в Студенческом театре МГУ в спектакле "Такая любовь" по пьесе чешского драматурга Павла Когоута. Ажиотаж был огромный. Билеты достать было невозможно. Помню, как немыслимо нагло и изобретательно проводил друзей на этот спектакль. Это был первый театральный феномен новой эпохи, причем задолго до Таганки. От спектакля осталось ощущение взрыва. И, конечно, поразила она, тогда еще мало кому известная студентка факультета журналистики. Но открытием великой актрисы стала "Дама с собачкой" Иосифа Хейфица. Еще одну этапную и пронзительную картину Ии Саввиной, "Историю Аси Клячиной", я увидел только в эмиграции. Она была запрещена советской цензурой долгие годы, причем настолько запрещена, что ее не показывали даже студентам ВГИКа". ("Голос Америки", Ия Саввина: "Пример достойнейшей жизни", 28.08.2011)
Ирина Мирошниченко, актриса: "Она любила ездить в деревню, спать в мешке, раннее утро, рыбалку, собирать грибочки. Она от этой земли, поэтому она такая чеховская".
Елена Проклова, актриса: "Мне кажется, она всегда чего-то ждала: любви большой, роли серьезной, доброты, но никогда не рассказывала об этом. Никому". (Первый канал, "Известную актрису Ию Саввину вспоминают видные деятели культуры нашей страны", 28.08.2011
Татьяна Догилева: "Она была настолько нестандартна, она не красилась на сцену, она не стремилась быть дивой, она очень скромно причесывалась, но ее внешность была настолько хороша, ум настолько глубок, что мы все ходили смотреть на Саввину".
Алена Карась, театральный критик: "В Моссовете она сыграла несколько грандиозных ролей, в первую очередь - Сонечку Мармеладову. Это была ее вершина наряду с тем, что она сделала в кино. Так, как она сыграла Асю Клячину, так бы никто не мог сыграть, она играла вместе с настоящими людьми из деревни". (Вести.ру, Догилева: Ия Саввина никогда не стремилась быть дивой, 28.08.2011)