Хью Хефнер никогда уже не сможет вернуть свои лучшие деньки, но основанный им Playboy еще способен рвануть назад в будущее. Октябрьский выпуск легендарного журнала, который уже поступил в продажу в США, стилизован под выпуск 1963 года и приурочен к запуску на телеканале NBC нового телесериала "The Playboy Club". Хефнер даже скинул цену на журнал в 10 раз - до 60 центов. За столько же можно было купить Playboy 50 лет назад.
В годы, когда экономика США не внушает оптимизма, американские создатели сериалов бросились ностальгировать по 1960-м и 1970-м годам. На волне успеха "Mad men" продюсеры один за другим запускают в производство сериалы, обещающие зрителям экскурс в лучшие годы США. 19 сентября 2011 года на телеканале NBC стартовал сериал "The Playboy Club", посвященный сети клубов компании Playboy Enterprises, получивших невиданную популярность в 1960-х. Этот же период был самым успешным и в жизни Хью Хефнера, неоцененного журналом Esquire копирайтера, создавшего один из величайших брендов ХХ-го века - Playboy. Неудивительно, что 85-летний Хефнер решил поностальгировать по ушедшим временам вместе со всей Америкой. Не забыв, естественно, про свой журнал.
Привет из 1960-х
Основатель Playboy, больше известный как Хеф, олицетворяет для миллионов жизнь, полную ночных клубов, диких вечеринок, свободы слова и, конечно же, обнаженных женских тел. Хефнер, икона для холостяков, утверждает, что с того момента, как в продажу в 1953 году поступил первый номер журнала Playboy с фотографиями Мерилин Монро на обложке (изначально сделанными не для Playboy, а для календаря), мир вокруг него изменился до неузнаваемости. К февралю 1960-го года, когда в Чикаго был открыт первый клуб Playboy, журнал Хефа читали миллионы, а сам он развлекал себя тем, что проводил джазовые фестивали, вел шоу на ТВ, а также эпатировал ханжей своей бурной жизнью в чикагской версии особняка Playboy Mansion.
Редакторы Playboy устроили праздник поклонникам журнала, оформив его обложку под ретро-выпуски, которые радовали раскрепощавшиеся США в 1961 году. Поза звезды нового сериала Лауры Бенанти (играет в сериале Матушку-Зайчиху, которая руководила всеми остальными "зайчиками" в клубах Playboy) на обложке, впрочем, копирует обложку "зайчика" с апрельского Playboy 1963 года, которая была приурочена к открытию клуба Playboy в Нью-Йорке. Хефнер уверен, что благодаря низкой цене и большему, чем обычно, количеству рекламы, сможет с лихвой отбить ценовую ностальгию по славным 60-м. Впрочем, на подобную маркетинговую акцию Хеф пошел без особого риска для финансового благополучия журнала, большая часть читателей которого получает Playboy по подписке. Ностальгия - ностальгией, а уши символ Playboy по-прежнему держит востро.
В Playboy Enterprises, корпорации Хефнера, надеются, что перекличка с винтажным Playboy, которую устроил редакционный директор Джимми Джелиннек (Jimmy Jellinek), выльется в рост продаж и привлечет к журналу новых читателей и рекламодателей. Даже если сериал на NBC провалится, Playboy успеет взять свое, ведь лучше плохая реклама, чем никакой вообще. К тому же сериал подстегнет интерес к клубам Playboy, которые в 80-х себя исчерпали и были закрыты, но в середине 2000-х вновь стали возрождаться. Но главное для Хефнера, конечно же, спасти журнал, который пускай никогда и не был единственным, а периодами и основным бизнесом для его империи, но всегда был ее главной визитной карточкой.
Более 50 лет Playboy - это не только веселые картинки для любителей женского тела (довольно "унылые", к слову, в сравнении с хардкорным Hustler Ларри Флинта), но и журнал для умной аудитории. В 54-м году в трех весенних номерах Playboy вышел самый знаменитый роман Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", а позднее в журнале публиковались почти все крупнейшие американские прозаики второй половины XX века.
Хефнер и Playboy, зарабатывая деньги, попутно занимались поддержкой нераскрученных писателей, боролись с цензурой, поддерживали сторонников Демократической партии, защищали геев и просто тех, кого утомляли моралисты и болтуны. Все в том же 1954 году Хефнер выиграл тяжбу против американской почтовой службы, руководство которой отказалось доставлять Playboy подписчикам. В суде Хефнер заявил, что главный почтмейстер должен заниматься доставкой почты, а не редактированием журналов.
За свою карьеру, сопровождавшуюся нападками со стороны профессиональных поборников нравственности, Хеф неоднократно сталкивался с призывами к бойкотированию всего, что как-либо связано с его историей успеха. Основатель Playboy, по его собственному признанию, давным-давно искренне считает всех своих критиков бездельниками, пытающимися нажиться на его известности. Вот и хула в адрес "The Playboy Club", пилотный эпизод которого не изобилует ни обнаженной натурой, ни какими-то особенными выпадами в сторону общепринятого, - музыка для ушей Хефнера.
В погоне за мечтой
Большую угрозу для Playboy Enterprises представляют неважные продажи журнала Playboy, тираж которого неуклонно сокращается в последние годы. На пике своей славы, в 1970-е, Playboy продавал по 7 миллионов экземпляров в месяц, но в последние годы не выдерживает конкуренции. Многочисленные журналы для взрослых приучили потребителя к обнаженке, интернет и большая сексуальная свобода привели к тому, что Playboy более не воспринимается как нечто шокирующее. Поживиться на новых рынках ему вряд ли удастся: во многих странах Азии журнал запрещен, в том числе в Китае и почти всех мусульманских странах.
В 1982 году Playboy Enterprises вышла на рынок кабельного телевидения, но и эта сфера тоже в последнее время приносит меньше доходов. К 2010 году тираж Playboy упал ниже двухмиллионной отметки, а основатель Playboy был вынужден разбираться с неприятностями в жизни своей дочери, которая управляет Playboy Enterprises. Бывшему мужу Кристины Хефнер с трудом удалось отбиться от иска SEC, обвинившей его в том, что тот втайне от жены использовал в своих интересах конфиденциальную информацию о работе Playboy.
В 1992 году Хефнер за 75 тысяч долларов купил место на кладбище Беверли Хиллз, располагающееся рядом с ячейкой, где покоится прах Мэрилин Монро, но пока не торопится уединиться с той, чьи фотографии позволили ему создать один из величайших медиа-проектов современности. Playboy и сегодня все еще самый популярный журнал в США, но его нынешняя популярность, конечно же, несравнима с той, что журнал пользовался раньше. Хеф и его команда сами изменили мир вокруг себя и теперь вынуждены бороться с плодами собственного успеха.
Хефнер уверен, что может возродить померкшую звезду Playboy, недаром он отказался продавать журнал компании FriendFinder Networks, издателю журнала Penthouse, за 210 миллионов долларов. Более того, в начале 2011 года Хефнер, чье детище более 40 лет было публичной компанией, был вынужден выкупить акции журнала и сделать его своим частным предприятием, чтобы иметь больше свободы в принятии решений. Вернуться на журнальный Олимп Хефнеру вряд ли удастся, но заработать он все еще может достаточно.
В августе 2011 года Playboy Enterprises заключила договор с компанией Manwin, одним из флагманов порноиндустрии в Сети, сайты которой удовлетворяют вкусы почти 50 миллионов посетителей ежедневно. Чем именно собираются порадовать своих подписчиков Playboy и Manwin пока неизвестно, так как в Playboy Enterprises на данном этапе наотрез отказываются сообщить подробности. Известно лишь, что продавать развлечения через интернет будут под лейблом Playboy Plus Entertainment. В случае, если дела Хефнера настолько плохи, как утверждают злые языки, не исключено, что "зайчик" Playboy резко повзрослеет. И это будет весьма печально, ведь именно бренд компании, а не журнал, - ее самый ценный актив сегодня.
В 2010 году Хью Хефнер спас от сноса знаменитую на весь мир эмблему на въезде в Голливуд, умудрившись в самый последний момент выделить 580 тысяч долларов на то, чтобы южный склон горы, где стоят гигантские белые буквы, составляющие логотип американской киноиндустрии, остался в неприкосновенности. Своей версией мечты основатель Playboy готов поделиться с каждым, кто сможет заплатить 6 долларов за номер журнала. Даже если эта мечта - Мардж Симпсон из мультсериала "Симпсоны".