С соблюдением формальностей

ВВС в 2012 году примут на вооружение бомбардировщики Су-34

Су-34. Фото Александра Качкаева для "Ленты.ру"

ВВС России после нескольких лет испытаний решили принять на вооружение фронтовые бомбардировщики Су-34, сборка которых развернута в Новосибирском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Дело осталось за малым - дождаться постановления правительства, после выхода которого самолеты официально войдут в состав ВВС, и модернизировать производство, чтобы обеспечить масштабный выпуск Су-34. Как никак, новый "Су" составит основу фронтовой бомбардировочной авиации России.

В войска

О том, что совместные государственные испытания Су-34, специализированной модификации Су-27, завершены, стало известно 19 сентября 2011 года. В акте, подписанном главкомом ВВС России Александром Зелиным по итогам испытаний, содержатся рекомендации принять новый бомбардировщик на вооружение. В настоящее время ведется подготовка документов, на основании которых в 2012 году выйдет постановление правительства о принятии Су-34 на вооружение. С этого момента машина, поставляющаяся в войска с 2006 года, официально войдет в состав ВВС.

Любопытно, что бомбардировщик, пока еще не принятый на вооружение, уже успел принять участие в боевых действиях - он применялся во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Самолет проводил радиоэлектронную борьбу с системами грузинской противовоздушной обороны, прикрывая действия российской ударной авиации. В ходе боевого применения Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами по грузинским зенитным ракетным комплексам, а также уничтожил радиолокационную станцию 36Д6-М под Гори. Так что испытания на боевое применение новый бомбардировщик прошел успешно.

Начало серийного производства военной техники до официального ее принятия на вооружение считается нормальной практикой не только в России, но и в США. Так случилось с палубным истребителем Су-33, базирующемся на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов", разработанном в конце 1980-х годов и принятом на вооружение в 1998-м. Аналогичная история сложилась и вокруг американского истребителя F-35 Lightning II, 20 единиц которого уже поставлено в войска, хотя принятие на вооружение запланировано на 2017-2018 год. Поставка серийных образцов в войска позволяет военным провести более масштабные и тщательные испытания, прежде чем принять технику на вооружение.

"Сухой" начал разработку Су-34 в конце 1980-х годов, а в апреле 1990-го прототип перспективного фронтового бомбардировщика - Т10В-1 - совершил первый полет. Су-34 относится к самолетам поколения "4+" и представляет собой глубокую модернизацию тяжелого истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. В ходе проектирования планер самолета претерпел ряд изменений. В частности, была увеличена ширина кабины пилота, чтобы летчик и штурман сидели бок о бок. Вход в кабину расположен в нише передней опоры шасси.

У Су-34 также появилось переднее горизонтальное оперение. Кроме того, самолет получил более мощные двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-31Ф, обновленную бортовую электронику, системы активной безопасности и новый радар с активной фазированной антенной решеткой Ш141, позволяющей обнаруживать наземные, морские и воздушные цели. Су-34 предназначен для поражения практически любых типов целей, причем бортовое оборудование позволяет применять вооружение против нескольких объектов одновременно.

Фронтовой бомбардировщик также получил систему дозаправки в воздухе, благодаря чему его дальность полета стала лишь вопросом наличия в нужном районе самолета-заправщика. Боевой радиус Су-34 на одной заправке составляет 1,1 тысячи километров. Машина способна развивать скорость до 1,9 тысячи километров в час. Бомбардировщик оснащен 12 точками подвески для различных типов оружия общей массой до восьми тонн. Кроме того, Су-34 оснащен и 30-миллиметровой пушкой ГШ-301. Силовая установка обеспечивает тягу в 80,9 килоньютона в нормальном режиме и 132,3 килоньютона в режиме форсажа.

Государственные испытания Су-34 начались в 2006 году, когда "Сухой" передал в состав ВВС России первые два таких самолета. Третий бомбардировщик военно-воздушные силы получили в 2008 году. К настоящему времени в войска поступили десять новых самолетов. Как ожидается, с 2011 года военные будут получать уже модернизированную версию Су-34. В июне 2010 года сообщалось, что в Государственном летно-испытательном центре в Ахтубинске проводятся испытания новых модификаций для фронтового бомбардировщика.

В их числе - новые виды ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", модернизированные высокотемпературные турбореактивные двухконтурные двигатели АЛ-31Ф-М1 и обновленная станция предупреждения об облучении Л-150 "Пастель". Кроме того, бомбардировщики планируется оснастить вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, которая позволит производить запуск двигателей Су-34 на земле без использования дополнительного оборудования. На практике, это нововведение позволит значительно расширить список аэродромов базирования фронтовых бомбардировщиков.

Ожидается, что в модернизацию 2011 года войдут новые двигатели и вспомогательная силовая установка. Во всяком случае, в 2010 году оба этих усовершенствования получили разрешение на серийное производство.

На вооружении

В ходе авиасалона МАКС-2011 в Жуковском в августе 2011 года главком Зелин рассказал о перспективах принятия Су-34 на вооружение. По его словам, ВВС планируют приобрести 120 новых бомбардировщиков, из которых будут сформированы пять эскадрилий по 24 самолета каждая. Покупка техники будет осуществляться в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы, объем финансирования которой определен на уровне 20 триллионов рублей. Согласно планам военных, Су-34 в войсках должны будут заменить устаревшие бомбардировщики Су-24. Но не во всех случаях.

В июле 2011 года российские СМИ со ссылкой на источник в морской авиации ВМФ России сообщили, что в составе авиации Черноморского флота фронтовые бомбардировщики Су-24, базирующиеся на аэродроме Гвардейский в Крыму, будут заменены многофункциональными истребителями Су-30СМ. На первом этапе планируется поставка флоту 12 таких самолетов. Это решение вызывает много вопросов, главным из которых является целесообразность замены узкоспециальной машины более универсальной. По всей вероятности, концепция применения авиации в районе Черного моря предусматривает выполнение более широкого круга задач, нежели бомбардировка, прикрытие судов с воздуха, разведка и противолодочная борьба.

Последние задачи в настоящее время могут решать устаревшие 18 бомбардировщиков Су-24М, четыре разведчика Су-24МР, четыре противолодочных самолета Бе-12, 30 вертолетов Ка-27 и 8 вертолетов-постановщиков помех Ми-8, входящие в состав авиации Черноморского флота. Поставка флоту истребителей Су-30СМ может говорить лишь о переосмыслении роли Черноморского флота.

Су-24М2. Фото с сайта militaryparitet.com
Су-24М2. Фото с сайта militaryparitet.com

Ранее сообщалось, что в целом потребность российских ВВС в Су-34 оценивается в 400 единиц. Вероятно, эта оценка была пересмотрена, поскольку военные планируют купить 120 таких самолетов к 2020 году. К настоящему времени ВВС разместили заказ на поставку 32 Су-34, а к 2015 году число таких самолетов планируется довести до 70 единиц. Покупка, по словам Зелина, будет осуществляться небольшими партиями. В частности, в 2011 году ВВС получат шесть Су-34, а годом позже - еще 12. С 2013 года, чтобы уложиться в госпрограмму вооружений, ВВС необходимо будет покупать по 11-12 Су-34 в год до 2020 года включительно.

Для обеспечения своевременных поставок самолетов НАПО уже начало реализацию программы модернизации производства, на которую планируется потратить более двух миллиардов рублей. В частности, будет куплено и установлено новое оборудование и обрабатывающие центры. Вероятно, часть средств будет предоставлена предприятию в рамках госпрограммы модернизации оборонно-промышленного комплекса, озвученной премьер-министром России Владимиром Путиным в апреле 2011 года. Финансирование госпрограммы запланировано на уровне трех триллионов рублей. Эти средства будут выделены в период с 2011-го по 2020 год.

В целом, как ожидают на НАПО, модернизация производства позволит осуществлять одновременную сборку до 20 разных боевых самолетов и вдвое быстрее осуществлять ремонт истребителей, уже эксплуатирующихся войсками. Вероятно, более половины производства НАПО будет отдано сборке Су-34, или дополнительная сборка таких самолетов начнется на каком-либо другом предприятии. В противном случае "Сухой" рискует не уложиться в гособоронзаказ до 2020 года по поставке бомбардировщиков. Но это все - дело ближайшего будущего.

Главное, что фронтовая авиация России наконец получит долгожданное обновление, а не модернизацию уже устаревающих самолетов, причем новая машина по своей функциональности позволит решать широкий круг задач. "По своим маневренным возможностям и решаемым задачам он близок к парку самолетов дальней авиации. Если он будет нести крылатую ракету, то перейдет в другой класс", - охарактеризовал Су-34 Зелин.

подписаться Обсудить  
10:33 20 мая 2015

Российский графен

Работа ученых из РАН попала на обложку топового журнала Английского королевского общества
 Пеп Боу «Сорокалетние — это тоже дети»
Каталонский иллюзионист и ученый Пеп Боу привез в Москву свое шоу мыльных пузырей
Фрагмент картины Лукаса Кранаха Старшего« Адам и Ева», 1531 Прямо в яблочко
О сидре, ревнивом и трепетном духе фруктовых садов
Пока папарацци не видят
Фотохроники досуга звезд Каннского кинофестиваля-2015
Кровь, боль и пот
«Мотор» на своей шкуре узнал, как работают механики гоночной команды
Украшение строптивого
Чехи создали лучший автомобиль в своей истории, и мы на нем поездили
На правильных колесах
Фотогалерея лучших машин с ежегодного фестиваля Wörthersee
Ватикан своими руками
Английский пенсионер превратил свой дом в копию Сикстинской капеллы
Здравствуй, дерево
Что, где, когда: гид по деревянной Москве
Не все включено
Россияне готовятся отдыхать за границей по новой схеме
У собаки Бали
Падение ставок аренды квартир в Москве усложнило жизнь дауншифтерам
Все дороги ведут на Три вокзала
Сколько стоит жилье в самом неоднозначном районе центра Москвы
Хмельное довольствие войны
Часы продажи алкоголя, танки на кальвадосе и сухое шампанское как вкус победы — этим мы тоже обязаны Первой мировой
Царь-танк Плоды сумрачных гениев
Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны
Химия и смерть
22 апреля исполнилось 100 лет со дня газовой атаки под Ипром
Трофеи, взятые германскими войсками после разгрома армии Самсонова в Мазурских болотах  Ни шагу назад!
Первые заградотряды Первой мировой войны
Фон Гинденбург наблюдает за колонной военнопленных армии Самсонова. Мазурские озера, август 1914 года Записки полкового врача. Окончание
Армия Самсонова, немецкий плен, у белых, у красных, мирная жизнь…
Вернуть потерянное лицо
Как Первая мировая война повлияла на пластическую хирургию
Русские военные медики в немецком плену (1914-1918). Криворотов К.В. — в центре, спиной к березе. Записки полкового врача
Материалы переданы для публикации правнучкой участника Русско-японской и Первой мировой войн
Немецкие солдаты покупают газету у русского мальчика, 1914-1918 годы «Распятый солдат» и «Младенец с отрезанными руками»
Книга Виктора Барабаша, Геннадия Бордюгова и Елены Котеленец «Государственная пропаганда и информационные войны»
Как Ким Ильсон стал Ким Чен Иром
Андрей Ланьков о том, как правильно читать и произносить корейские имена и фамилии
«Славянский дух подпитал Путина и нас»
Делегаты XII Всеславянского собора обсудили, как победить однополый фашизм Запада и предложили запретить дарвинизм
Почему Россия не Бразилия
Бразильский экономист Педро Росси и российский политолог Татьяна Ворожейкина о сходстве и различиях между нашими странами
«Лучше пусть прячутся по подвалам»
Российские ученые о проблемах интеграции мигрантов в России, Европе и США
«Приезд Екатерины II в Казань», художник Ильяс Файзуллин. 2005 год «Невозможно дать общего воспитания многочисленному народу»
Книга историка Клауса Шарфа «Екатерина II, Германия и немцы»
Дворцовая площадь, Санкт-Петербург, 9 января 1905 года «Реформы в России были даны под дулом револьвера»
Историк Олег Будницкий о невыученных уроках первой русской революции