Проигранный мир Американцы неуклонно теряют контроль над ситуацией в Афганистане

Гибель бывшего президента Бурхануддина Раббани стала знаковым для Афганистана событием. Поскольку человека, отвечавшего за переговоры с талибами, эти самые талибы и взорвали, о примирении с ними больше не может быть и речи. Но и в военном отношении десять лет боевых действий не дали сколько-нибудь ощутимого результата.

Афганистан отметит десятилетие американского вторжения уже совсем скоро. Первые крылатые ракеты посыпались на позиции движения "Талибан" в 49-й день рождения Владимира Путина - 7 октября 2001 года. Тогда же в небе над северным Афганистаном появились стратегические бомбардировщики B-52 Stratofortress и поднятые с авианосцев F/A-18, против которых у примитивной ПВО талибов не было ни малейшего шанса.

Войска "Северного альянса", одним из лидеров которого был Бурхануддин Раббани, с такой воздушной поддержкой за несколько месяцев овладели практически всей территорией Афганистана, загнав оппонентов в глухие горы и отдаленные кишлаки. Война, казалось, была выиграна.

B-52 Stratofortress в небе над Афганистаном. Фото с сайта af.mil

B-52 Stratofortress в небе над Афганистаном. Фото с сайта af.mil

Lenta.ru

Но нет. Американцы, только что пережившие теракты 11 сентября и движимые жаждой мести, высадили в Кабуле и Кандагаре наземные войска, которым предстояло найти (хотя позднее выяснилось, - не найти) Осаму бин Ладена, обвиненного в организации нападений на Нью-Йорк и Вашингтон. Началось очередное бесславное вторжение в Афганистан.

Всю историю конфликта пересказывать возможности нет, но кампания, начинавшаяся с побед, спустя годы превратилась в дорогостоящую, кровавую и бессмысленную войну, которой не видно ни конца, ни края. США, как до них - СССР, а до него - британцы, начали искать выход из тупика. Тут-то американцы и вспомнили про Раббани.

Это был человек с неоднозначной даже по меркам Афганистана репутацией. Герой сопротивления против советских войск, бывший президент, в 1994 году спровоцировавший эскалацию гражданской войны, отказавшись уходить в отставку. Благообразный религиозный авторитет с окладистой седой бородой и тихим голосом, но в то же время - хитрый и ловкий политик, знающий, что ему надо и как этого добиться.

В 2010 году Раббани стал руководителем Высокого совета примирения (ВСП) - организации, которая была призвана наладить диалог между воюющими сторонами и развернуть борьбу за власть в Афганистане из военного в политическое русло. Кстати, на мелкие миротворческие расходы Раббани получил фонд в 200 миллионов долларов.

Неприятности начались почти сразу. Далеко не все члены ВСП пришли в восторг от такого председателя, назначенного безо всяких консультаций. Раббани припомнили интриги на президентском посту и в Северном альянсе, а также то обстоятельство, что он - таджик, представляющий этническое меньшинство. Первое заседание совета закончилось тем, что Раббани освистали и он был вынужден бежать.

К следующей встрече состав ВСП основательно подчистили, после чего Раббани там освоился. Но проблема никуда не делась. Талибы, против которых он сражался во время гражданской войны, восприняли его назначение как оскорбление и пообещали убивать членов совета при первой же возможности.

Однако кое-какие контакты Раббани завязать все же удалось. Его главным связным с противниками режима стал Рахматулла Вахидьяр - бывший замминистра в правительстве талибов, сохранивший в их среде множество связей. Председатель ВСП начал встречаться с людьми, работавшими посредниками между ним и боевиками. Зачастую это происходило за пределами Афганистана - в ОАЭ, где намного безопаснее, чем в Афганистане. Однако самых важных гостей Раббани принимал в своем кабульском доме, расположенном в наиболее охраняемом - дипломатическом - квартале столицы. Постепенно контакты с представителями "Талибана" для председателя ВСП стали вполне рутинным занятием. Это его и сгубило.

Оцепленная дорога к месту гибели Раббани. Фото (c)AFP

Оцепленная дорога к месту гибели Раббани. Фото (c)AFP

Lenta.ru

20 сентября Раббани был в Дубае, когда Вахидьяр позвонил ему и сказал, что два человека из руководства талибов готовы передать совету важное послание по мирному урегулированию. Раббани тотчас сел в самолет и спустя несколько часов принимал у себя дома Мохаммеда Масума и Вахида Яра. Масум подошел к Раббани, поклонился и незаметно нажал на кнопку, которая привела в действие взрывное устройство, спрятанное у него в тюрбане. Председателю ВСП взрывом оторвало голову и верхнюю половину туловища, убийца тоже погиб на месте. Вот и все. Такое вот "важное послание по мирному урегулированию".

Произошедшее можно назвать закономерностью. Во-первых, талибы честно обещали убивать всех членов совета по примирению. Во-вторых, Масума и Яра - немолодых уже членов шуры (исламского совета) беспокойной провинции Кветта - охрана обыскивать не стала. Ну и в-третьих, кто же знал, что талибы черпают вдохновение из провокационных произведений датских карикатуристов?

Убийство Раббани повлекло за собой два основных следствия: "локальное" и "глобальное".

Первое заключается в росте неприязни между северными провинциями страны, где глава ВСП считался героем, и южными, где его недолюбливали. Относительно спокойный, преимущественно узбеко-таджикский север и так тяготился южанами-пуштунами, продолжающими воевать несмотря ни на что. Сейчас эти настроения только усилятся. Более того, опасаясь неизбежного ухода войск НАТО, северяне заранее готовились к возможному возобновлению гражданской войны с талибами. Сейчас они начнут вооружаться еще быстрее.

В глобальном же смысле это убийство перечеркнуло все планы урегулирования конфликта, разработанные нынешними хозяевами Кабула. И американцы, и афганский президент Хамид Карзай теперь совершенно точно знают, что думают о примирении их противники. Для непонятливых на следующий день талибы повторили еще раз: никакого диалога до полного вывода иностранных войск не будет.

Согласно официально утвержденным планам, американцы и их союзники должны отправиться домой до 2014 года. Поясняя это решение, Барак Обама объявил, что цели вторжения достигнуты: в Афганистане построена демократия, большинство главарей "Аль-Каеды" уничтожены, а сопротивление талибов сломлено.

Хамид Карзай и Барак Обама. Фото (c)AFP

Хамид Карзай и Барак Обама. Фото (c)AFP

Lenta.ru

На самом деле, ни первое, ни второе, ни третье не соответствует действительности.

Построение афганской демократии - это очевидный анекдот. Ничего подобного там, естественно, нет и в помине. Даже те "выборы", на которых в 2009 году переизбрался Карзай, прошли с чудовищными нарушениями, а второй тур вообще не состоялся, так как альтернативы главе государства не нашлось. На этом фоне про соблюдение прав женщин, меньшинств и прочие либеральные глупости даже вспоминать не стоит.

Главари "Аль-Каеды" - это вообще очень растяжимое понятие. Кого-то, кто считал себя таковым, американцы конечно, убили. Но за время войны в Афганистане террористов в мире меньше никак не стало. Скорее наоборот. То есть эффективность вторжения в этом смысле вызывает очень большие вопросы.

Ну и главная ложь Обамы, на которой следует остановиться подробнее, - это его слова о бедственном положении талибов. Чтобы убедиться в этом, можно лишь взглянуть на диаграммы потерь коалиционных войск в Афганистане. С каждым годом западных солдат и офицеров гибнет все больше.

При этом талибы регулярно дают понять, кто в действительности контролирует ситуацию в стране. Только за последние полгода были убиты как минимум пятеро высокопоставленных соратников Карзая (включая Раббани). Сам он почти не появляется на людях и живет, опасаясь покушения, в постоянном страхе. Иностранные военные без особой нужды не покидают своих баз. Собственно, только места своей дислокации они и контролируют.

Даже Кабул стал местом повышенной опасности: за неделю до убийства Раббани боевики спокойно разместились в недостроенном здании в дипломатическом квартале, откуда почти 20 часов обстреливали посольство США, штаб войск НАТО и отстреливались от местной полиции, убив 11 и ранив 17 человек. Причем, по официальным данным, столь долгий и результативный бой в самом центре столицы вели всего шестеро талибов. А если бы их было шестьдесят?

Советские солдаты в Афганистане. Фото из архива (c)AFP

Советские солдаты в Афганистане. Фото из архива (c)AFP

Lenta.ru

Когда-то генерал Борис Громов написал, что "в Афганистане 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли". Сейчас душманов именуют талибами, однако ситуация изменилась на противоположную - они делают то, что считают нужным, а силы НАТО лишь реагируют на произошедшее.

Страны Запада во главе с США сейчас мучаются вопросом: что делать? Афганистан превратился в чемодан без ручки, который нести уже невозможно, но бросить очень жалко. Демократия, как и социализм в средневековом обществе не прижилась, местные жители все больше ненавидят оккупантов, никакой военной перспективы завершения конфликта нет, а ситуация в целом только ухудшается. Ни дополнительные войска, ни помощь афганцам в восстановлении страны положительного эффекта не возымели.

Похоже, что единственный способ выпутаться из всего этого - это сделать хорошую мину и как можно скорее уйти из Афганистана. Тут, конечно, есть загвоздка: талибы, хотя и обещают переговоры, скорее всего, тотчас войдут в Кабул, поймают и повесят Карзая (как они в свое время сделали с советским ставленником Мохаммадом Наджибуллой). А уже после этого восстановят свой Исламский эмират, форму правления в котором даже иранские аятоллы называли "мракобесием".

Сколько бы ни ломали голову в Вашингтоне, как выиграть не войну, то хотя бы мир, все вернется на круги своя. В Афганистане так было всегда.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше