На конференции f8 22 сентября глава Facebook Марк Цукерберг представил новые пользовательские профили. На смену кратким анкетам пришли развернутые страницы, на которых, как предполагает соцсеть, пользователи должны рассказать историю всей своей жизни, начиная с рождения.
Идея о том, что в соцсетях отражается весь жизненный путь современного человека, далеко не нова. Осенью 2010 года французский режиссер Максим Луэр (Maxime Luère) снял короткий ролик A Life on Facebook, в котором через обновления профиля в соцсети рассказывается биография вымышленного Алекса Дронера (Alex Droner) от момента регистрации в Facebook до смерти (смерть персонажа в конце ролика символически обозначается нажатием кнопки Log Out - "Выйти из Facebook").
Похожий и не менее трогательный ролик выпустила когда-то и компания Google - там отец пишет электронные письма дочке и вставляет в них фотоснимки и видеоролики, запечатлевшие самые важные моменты ее жизни - появление на свет, первый день рождения, первая лыжная прогулка, рождение брата и так далее.
Новые профили в Facebook, получившие название timeline ("временная шкала"), призваны упростить процесс составления веб-версии собственной биографии. Они придут на смену нынешним профилям, которые больше похоже на краткую анкету - ФИО, место жительства, место работы, владение языками. Timeline представляет собой вертикальную шкалу, на которой в хронологическом порядке (самые новые вверху, самые старые внизу) отображаются значимые события из жизни пользователя - родился, пошел в школу, поступил в институт, женился, закончил институт, пошел работать, завел кота Ваську, переехал в другой город и так далее.
Каждое из событий можно проиллюстрировать картинкой (например, фотографией жены или Васьки), сопроводить отметкой на карте или указать, кто еще из друзей принимал в нем участие. Во "временную шкалу" попадают и личные обновления - загрузил новую фотку, прокомментировал чужую или пожаловался на головную боль. При желании любое событие можно или насовсем убрать из "шкалы" или сделать видимым только некоторым пользователям (например, скрыть факт обладания Васькой от друга-аллергика - чтоб не обиделся).
Уведомления от приложений, которые раньше отображались в Facebook наряду с обновлениями статуса, будут поступать в отдельную колонку в правом верхнем углу экрана, получившую название "тикер" (ticker). "Тикер" обновляется в режиме реального времени. Такое разделение стало необходимостью после того, как в соцсети появился новый вид приложений - социальные приложения (social apps). Они тоже были анонсированы 22 сентября в рамках f8.
Предназначение social apps, по сути, совпадает с предназначением уже знакомой всем кнопки Like - показать друзьям, что вас не оставила равнодушным та или иная вещь. Однако "социальные приложения" вносят в это дело больше конкретики - у каждого из них вместо однобокого "нравится" будет свой глагол. Так, приложение для чтения газеты проинформирует друзей, что пользователь "прочитал" ту или иную статью, приложение для любителей утренних пробежек - что пользователь "пробежал" 10 километров, кулинарное приложение - что пользователь "приготовил" новое блюдо, приложение для просмотра фильмов - что пользователь "посмотрел" очередное кино, приложение для прослушивания музыки - что пользователь "послушал" трек.
Решение о том, позволять ли приложениям "лить" в ленту уведомления о каждом действии, принимает сам пользователь. Чтобы отключить уведомления, нужно лезть в настройки - но если этого не сделать, все друзья будут в курсе, что вы пять раз перечитали в газете статью про Пэрис Хилтон.
Тем не менее, social apps для Facebook, безусловно, шаг вперед - и прежде всего в лингвистическом смысле. Истории о пользователях, которые нажимали на кнопку Like под новостью о начале военных действий в Ливии или сообщением о смерти известного ученого, давно стали в Facebook притчей во языцех. С появлением у приложений "персональных" глаголов все станет не так прямолинейно.
Официально новые профили пока доступны только разработчикам, однако сразу несколько сайтов, включая техноблог TechCrunch, опубликовали инструкцию о том, как "включить" Timeline рядовым пользователям.
Что касается "временной шкалы", то по мнению Facebook, ее цель - позволить быстро узнать самую важную информацию о пользователе и избежать ситуации, когда "сведения о том, что вы ели на завтрак, заслоняют фотографии с вашего выпускного", говорится в блоге соцсети. Второй заяц, которого убивает Facebook - расширение временных рамок. Конечно, загрузить в интернет альбом с детскими фотографиями можно было и ранее, но Facebook, пожалуй, одной из первых среди соцсетей предложила отдельный интерфейс для "серфинга" по прошлому.
Другой вопрос, что далеко не все пользователи стремятся превратить страничку в соцсети в персональную летопись - пусть даже для избранного круга лиц. К тому же есть вероятность, что Facebook, и ранее не отличавшийся интуитивным интерфейсом, но с завидным упорством прикручивающий одну новую функцию за другой, с введением новых профилей запутает пользователей окончательно.