В конце сентября в Италии начался суд над шестью учеными и одним чиновником, которые накануне сильнейшего землетрясения в итальянском городе Аквила уверили его жителей, что сейсмическая обстановка в регионе спокойная и необходимости в эвакуации нет. Спустя шесть дней после того, как был сделан этот оптимистический прогноз, подземные толчки разрушили больше половины зданий в городе. Под завалами погибли 309 человек, около полутора тысяч были ранены.
Обвинение требует для ученых, в число которых входят видные итальянские сейсмологи, самого строгого наказания - в худшем случае подсудимым грозит провести за решеткой ближайшие 15 лет. "Мы просто хотим справедливости", - прокомментировал столь суровые меры прокурор Альфредо Россини (Alfredo Rossini).
Шестеро специалистов-сейсмологов, входивших в специально созданную Комиссию по оценке серьезных рисков (Serious Risks Commission), сделали свой обнадеживающий прогноз на пресс-конференции 31 марта. Глава комиссии уверил собравшихся, что незначительные толчки, которые наблюдались в Аквиле все последние дни, не предваряют более серьезного землетрясения. При этом на пресс-конференции специалисты оговорились, что точно предсказать, произойдет землетрясение или нет, невозможно.
В ночь с пятого на шестое апреля произошло землетрясение с магнитудой 6,3, эпицентр которого пришелся как раз на Аквилу. Многие жители города, поверив оптимистичному прогнозу сейсмологов, ночевали в своих домах, а не на улице, что сказалось на количестве погибших и пострадавших.
Прокурор и родственники жертв землетрясения настаивают, что ученые, ложно оценившие возможные риски, должны понести наказание. Сторона обвинения полагает, что члены комиссии должны были рекомендовать городским властям эвакуировать жителей.
После того, как стало известно, что итальянским ученым грозит внушительный срок, их коллеги со всего мира начали выражать свой протест. Так, они написали открытое письмо президенту Италии Джорджио Наполитано с требованием прекратить судебное преследование специалистов по той причине, что на сегодняшний день не существует надежных методов прогнозировать, где и когда возникнут новые подземные толчки. Под письмом поставили свои подписи пять тысяч ученых из разных стран мира.
Нет способов
"Сегодня ученые не могут сказать, когда именно и где во время грозы ударит молния. Землетрясение - это тот же самый удар молнии, только в твердой среде, в среде земных пород. И в этом вся проблема: мы не можем сегодня в этой среде, которую мы не видим, точно замерить, что происходит. И требовать от людей - давай предсказывай – это просто глупо", - объяснил "Ленте.ру" заместитель директора по научной работе Геофизической службы Российской академии наук Олег Старовойт.
Заведующий лабораторией континентальной сейсмичности и прогноза сейсмической опасности института физики Земли РАН Алексей Завьялов, который был одним из 20 российских ученых, подписавших письмо, отметил также и другой аспект проблемы прогнозирования: "В мире существует порядка нескольких сотен различных типов предвестников сильных землетрясений, но появление любого из них не дает стопроцентной гарантии, что оно произойдет. Очень часто предвестники - это просто описание феномена: вот произошло мощное землетрясение, а перед ним мы наблюдали такое-то явление. Но ретроспективной статистики, то есть оценки вероятности, что именно после наблюдения данного предвестника происходит землетрясение, по большинству этих предвестников нет. Кроме того, довольно часто землетрясения возникают и в отсутствие предвестников".
Тем не менее, в сейсмологии все не так плохо, как может показаться - несмотря на то, что инструментальной сейсмологии немногим больше 100 лет, а исследованиям по прогнозу землетрясений нет и полувека, сегодня исследователи могут довольно уверенно делать долгосрочные и среднесрочные прогнозы: первые предсказывают сейсмическую обстановку на десятки лет вперед, а вторые - от года до 10 лет. Оба типа прогнозов опираются на сейсмологические и геологические предвестники, которые медленно изменяются с течением времени. На основании долго- и среднесрочных прогнозов ученые составляют карты общего сейсмического районирования, на которых отмечены регионы с повышенным риском возникновения землетрясений.
"А вот краткосрочных прогнозов в том смысле, как их понимают обыватели - вроде того, что они включают радио и диктор им говорит, что сегодня будет облачно, дождь и землетрясение магнитудой 5 - ученые сегодня делать не умеют", - отмечает Завьялов. Для составления краткосрочных прогнозов исследователи используют предвестники, которые быстро откликаются на изменения состояния среды. К таким предвестникам относятся, например, уровень воды в скважинах, наклоны земной поверхности, деформации блоков земной коры, параметры электрического и магнитного полей в интересующем ученых районе. Наблюдения таких предвестников тоже проводятся, но только в отдельных районах - своеобразных научных прогностических полигонах. Для полноценного анализа предвестников необходима целая инфраструктура: здания, аппаратура, обслуживающий персонал. Причем строить такие наблюдательные центры можно не везде - например, для этого не подходят города, где слишком много посторонних шумов.
Что делать
Оба исследователя считают, что сообщать жителям о прогнозах, сделанных с учетом тех или иных предвестников, не стоит. Такого же мнения придерживается сейсмологическое сообщество в целом. "В 1991 году в Страсбурге состоялась специальная конференция под эгидой Совета Европы, посвященная вопросам прогнозирования землетрясений. В числе прочих там был принят документ под названием "Кодекс этики прогнозирования землетрясений". Это не юридический документ, это призыв к ученым, занимающимся данной проблемой, вести себя определенным образом. В частности, там сказано, что если ученый получает данные, что где-то намечается сильное землетрясение, то он не должен передавать эти данные ни во властные структуры, ни тем более в СМИ - прежде всего, он должен обсудить это со своими коллегами", - рассказывает Алексей Завьялов. Только в том случае, если обоснованность прогноза будет признана научным сообществом, его следует передавать сотрудникам чрезвычайных служб и в администрации соответствующих регионов.
"Кодекс" предписывает ученым-сейсмологам придерживаться описанного порядка действий даже в том случае, если данные наблюдений указывают, что землетрясение может произойти уже в ближайшие дни. "Ученый совет ведь может собраться и в экстренном порядке", - пояснил Алексей Завьялов.
На основании переданных учеными данных власти региона могут принимать решение об эвакуации населения. Однако Олег Старовойт считает, что эта мера является крайней и применять ее превентивно - о чем говорят те, кто считает, что итальянских ученых следует наказать - не следует. "Эвакуировать надо и больных людей, и грудных детей. По дороге кто-то из них может умереть. И что тогда? Ученых тоже надо будет судить?" - спрашивает он.
"Людей убивают не землетрясения, людей убивают здания", - приводит Завьялов популярное у сейсмологов выражение и объясняет, что для предотвращения человеческих жертв необходимо не оглашать прогнозы, которые на сегодня не могут быть надежными, а строить новые здания с расчетом на силу будущих подземных толчков. Помимо этого необходимо оценивать износ уже построенных зданий и по возможности укреплять их. "Также необходимо работать с населением - обучать людей, рассказывать, как им вести себя при подземных толчках, проводить учения, - добавляет Олег Старовойт. - Тогда и жертв будет намного меньше".
Суд над итальянскими сейсмологами оба эксперта считают возмутительным. "Это самое настоящее судилище, и мне удивительно, как такое вообще может происходить", - недоумевает Старовойт. Алексей Завьялов подытожил беседу печальным прогнозом: "Обвинительный приговор отбросит науку по разработке методов прогнозов сильных землетрясений на много-много лет назад. Ученые, опасаясь уголовного преследования, будут просто разводить руками и говорить, что у них нет никаких данных и никаких оснований делать какие-либо прогнозы".