Несколько дней назад журнал "Большой город" перезапустил свой сайт - теперь он должен стать основной площадкой журнала. "Лента.ру" пообщалась с главным редактором БГ Филиппом Дзядко и расспросила его, что нового будет на сайте, какой контент останется в бумажной версии журнала, и почему она все время меняется.
”Лента.ру”: В сообщениях о перезапуске сайта вы писали, что планируете сделать его основной площадкой журнала. Не могли бы вы подробнее рассказать, какой контент останется в бумаге, какой станет уникальным для сайта, а какой будет и там и там?
Филипп Дзядко На сайте будет большое количество городских новостей и множество самых разных историй в самых разных жанрах. Репортажи, интервью, колонки, анонсы тех или иных мероприятий, сервис объявлений – мы теперь будем ежедневно рассказывать о событиях в жизни Москвы. Эти события распределяются по условно придуманным полочкам – вот раздел “дети”, вот раздел “места”, вот раздел “новости” и так далее. А в журнале таких полочек больше нет, нет регулярного рубрикатора. Каждый номер журнала будет особенным отдельным проектом, не похожим на все другие номера, который всякий раз заново придумывает лучшая редакция в городе. Я никогда не знаю, какой журнал мы будем сдавать в следующую среду - это всякий раз новый фейерверк, который через две недели не повторится.
Вы будете писать на сайте только про Москву, или там будут материалы для других городов?
Первое время мы будем рассказывать о Москве, надеюсь, скоро пойдем дальше. Вообще, на сайте, как и в журнале, будут материалы не только жестко привязанные к географии, но и материалы, отражающие то, о чем люди в городе разговаривают. Например, мы печатаем интервью с освобожденным бизнесменом Алексеем Козловым. Это не имеет прямого отношения к городской инфраструктуре, но это то, чем город живет, и о чем говорят живущие в нем люди.
Как часто будут обновляться материалы на сайте?
Все рубрики сайта будет обновляться каждый день, в некоторых рубриках будет появляться ежедневно сразу несколько материалов.
Вы планируете делать для сайта какие-то специальные “фишки”, наподобие тех, что бывают на сайте Esquire? Вроде календаря преступлений милиционеров или футбольной “считалки”?
На сайте есть отдельное место для спецпроектов. Таким спецпроектом была акция с инвалидными колясками - “Большой город” попросил разных медийных персон, друзей журнала попробовать передвигаться по Москве на таких колясках. В понедельник там состоится премьера нового альбома группы “Ленинград”. Будут и вещи, построенные исключительно на приеме, как это было, скажем с газетой “Вечерний патриот”, выпущенной в советской стилистике. Каждую неделю мы будем придумывать какой-то новый спецпроект, в котором для рассказывания той или иной истории будет использоваться специальный ход.
Сайт будет приспособлен для просмотра на айпадах и других мобильных устройствах?
Да, мы готовим приложение для мобильных устройств. Вообще, надо сказать, что сейчас на сайте вы видите три процента того, что мы собираемся там делать, это прежде всего к вопросу про специальные приемы.
А вы не боитесь потерять публику, размещая созданные вами материалы только на сайте? Ведь “Большой город” люди чаще всего читают, забирая его со стоек в кафе. А теперь, чтобы почитать то, что вы подготовили, им надо будет совершать какое-то усилие над собой, специально заходить на сайт. Вы не боитесь, что для публики, которая читала БГ, чтобы поразвлечься, это будет слишком серьезное усилие?
Совершенно не боюсь, потому что журнал "Большой город" никуда не денется, он так же будет лежать в кафе, где он лежал, более того, каждую неделю количество этих точек увеличивается. До сих пор на сайте мы просто раз в день вывешивали материалы из журнала. Теперь bg.ru - это отдельное медиа, а журнал – это одна из частей этого медиа. И если читатель в состоянии дойти до кафе, то он в состоянии набрать две буквы в строке браузера и получить в 20 раз больше информации, нежели раньше – и он не пожалеет.
А в принципе вы считаете, что у бумажного журнала есть перспективы выжить? В последнее время, наверно, все эксперты предрекают бумажным форматам скорую смерть и расходятся только в точной дате.
Уже и сейчас значительная часть аудитории читает журнал в интернете. Я не знаю, кто раньше умрет – бумажные СМИ или я. Новости все читают в интернете, но кроме новостей, есть множество вещей, о которых и рассказывать и читать гораздо удобнее листая страницы. И в этом смысле БГ тот журнал, который может выходить именно на бумаге дольше многих СМИ. То, как мы будем делать журнал – это, можно сказать, гимн бумажной прессе в критический момент ее существования. Я верю, что люди и сейчас будут с удовольствием читать длинные тексты или сложнопридуманные материалы. Интерес к хорошо рассказанным длинным историям никогда не умрет, а именно этим мы и занимаемся. Как любитель всякого старья и никому не нужных немодных вещей, я вместе с редакцией буду делать журнал так, как будто бы никаких айпадов и айподов не существует, и люди по-прежнему любят читать то, что написано на бумаге. А достижения новых медиа мы будем использовать и развивать на сайте.
А с какой целью вы будете это делать – я имею в виду, выпускать бумажный журнал? Чтобы противостоять неизбежному или что?
Так интереснее. Все кричат о том, что нужно упрощать контент, печатать большими буквами короткие истории, использовать технику копипаста, а мы будем делать сложные, продуманные, долго готовящиеся вещи, основанные на старом понимании журнального дела.
И вы считаете, что это конкурентоспособно на современном рынке?
Я вижу, что число наших читателей растет, а наш читатель – это по большей части умные, взрослые, страшно симпатичные люди, которым нужен небанальный честный собеседник. К сожалению, в этом смысле у нас почти нет конкурентов. Мы как-то договорились между собой, что делаем журнал о том, о чем нам самим интересно было бы узнать, а как известно, нас больше, чем кажется.
Сейчас “Большой город” распространяется бесплатно. Там сейчас много больших материалов, репортажей – такая работа требует времени и денег. Вы не собираетесь в будущем вновь сделать БГ платным, как уже было однажды?
Нет, мы надеемся в скором времени существовать, прежде всего, за счет рекламы, по счастью, ее с каждым номером становится все больше.
Переход от бесплатного к платному распространению и обратно – не единственное изменение журнала. Еще со времен, когда БГ издавал Мостовщиков, а потом Казаков журнал много раз полностью менялся. С чем это связано? Вы никак не можете найти подходящий формат? Кого он не удовлетворяет - вас или читателя?
БГ времен Мостовщикова, времен Казакова и нынешний – это три разных издания, с разными концепциями и с разными интонациями. Но ни раньше, ни сейчас его нельзя было положить на какую-то одну полку в газетном ларьке. Общественное издание? Да, пожалуй. Развлекательное СМИ? В какой-то степени. Но вообще-то из этого журнала надо было делать полноценную городскую газету с полицейскими сводками, со сведениями о пожарах, с большими репортажами исключительно про город и так далее. Такую газету, которая в отличие от нас практически никогда не залезает на территорию общественно-политических СМИ, не преследует никаких публицистических и акционистских задач, а рассказывает исключительно о жизни города как такового. Такого издания по-прежнему нет, и я бы стал делать это издание, если бы в 2011 году это не казалось мне запоздалым ходом. В значительной степени сейчас такое издание мы будем делать на нашем сайте.
О том, почему мы постоянно меняем формат. Я думаю, что сейчас, когда ты получаешь информацию из любого утюга, и каждый фонарный столб тебе имеет что сообщить, как никогда прежде важен прием, подача этой информации. Нужно разными способами удивлять и радовать читателя, добиться того, чтобы ему не было скучно. Один из этих способов – всякий раз по-новому придуманный журнал.
А вы можете все-таки сформулировать основную концепцию журнала?
Если попытаться выразить это в одной фразе, то "Большой город" всегда был журналом-разговором. Это как если бы вы пришли в гости в редакцию и стали спрашивать, что произошло в Москве интересного. И каждый из членов редакции начал бы вам рассказывать свою историю. Кто-то бы для этого встал на голову, кто-то начал бы бегать по редакции и махать руками, кто-то бы говорил спокойным и тихим голосом. Собственно, этим "Большой город" сейчас и является, разговором заинтересованных и неравнодушных горожан, которым в равной степени интересно то, что город не приспособлен для инвалидов, что в городе каждый день открываются новые заведения, или что милиционеры в этом городе ходят по большей части с песьими головами.
Кстати, о песьих головах и инвалидах. Сейчас в журнале стало довольно много социальных материалов. Вы планируете продолжать оставаться в этой волне, или это случайно получилось, и в дальнейшем вы не планируете часто писать на такие серьезные темы?
Эти темы уже четыре года появляются в каждом номере журнала. И они никуда не пропадут и уж точно будут на сайте, уже потому что Катя Кронгауз, шеф-редактор сайта, этими темами с большим успехом занимается всю свою журналистскую жизнь. Кроме того, к социальным темам сейчас приковано читательское внимание, и оно с каждым днем нарастает - и нам самим, и нашим читателям не так интересно, где съесть гамбургер, потому что это все более-менее знают, а интересно, как изменить город и сделать его приспособленным для жизни. И более того, в последнее время мы пытаемся объединять горожан при помощи разнообразных акций, чтобы постепенно менять город к лучшему.
А в ближайшее время планируются какие-то подобные акции?
Да. Например, в номере, который мы вчера сдали, читателям предлагается вырезать из журнала бланки заявлений в разные инстанции с требованием пересмотреть несправедливо вынесенные судебные приговоры по громким делам последнего времени.
Вы прямо становитесь рупором оппозиции.
С одной стороны, мы никогда и не переставали им быть, а с другой стороны, нет. Мы не занимаемся политикой. “Большой город” - это рупор человека, который не любит, когда унижают его и окружающих и хочет что-то изменить. Но это только одна из историй, которые мы рассказываем. “Большой город” - это позиция частного человека, который внимательно смотрит по сторонам. Главная характеристика этого человека – он неравнодушен.