Низкобюджетный перевозчик "Авианова" оказался на грани исчезновения. В начале октября из-за конфликта акционеров у компании не осталось средств к существованию - перевозчик намерен приостановить действие сертификата на полеты. "Авианова" еще перевезет тех пассажиров, которые купили билеты с датой не позднее 9 октября - всем остальным рекомендовано оформить возврат средств.
Хорошее начало
Первый рейс "Авиановы" состоялся 27 августа 2009 года. Уже тогда компания сообщила о планах перевезти 500 тысяч человек за один календарный год. В конце декабря того же года "Авианова" перевезла 100-тысячного пассажира, а уже в июне 2010-го - 500-тысячного. Гендиректор Владимир Горбунов нахваливал "эффективную модель низкобюджетных перевозок" и строил амбициозные планы - увеличить парк воздушных судов и открыть новые направления.
В марте прошлого года компания запланировала перевезти 1,3-1,5 миллиона человек за весь 2010 год. Представитель зарубежных акционеров "Авиановы" Эндрю Пайн, который в то время еще управлял проектом, в середине июля 2010 года гордо заявлял, что компания стала вторым по величине перевозчиком в аэропорту "Шереметьево". Руководитель предлагал другим воздушным гаваням "усвоить этот урок". У Пайна, кстати, уже был на тот момент опыт управления низкобюджетным перевозчиком. Правда, созданная им Viva Macau (Макао, КНР) не пережила финансового кризиса.
Горбунов благодарил клиентов компании, которые "обожают фирменные тарифы от 250 рублей" и "надежность" авиакомпании. Гендиректор отмечал, что парк самолетов "быстро растет", маршрутная сеть "стремительно развивается". По собственным признаниям Горбунова, в компании не могли поверить результатам, которых достигли по итогам первых 12 месяцев работы.
"Надежность" "Авиановы" заслуживает отдельного внимания: как раз в середине июня 2010 года компания попала в пятерку самых непунктуальных авиаперевозчиков по версии журнала Forbes. В этом "антирейтинге" "Авианова" заняла четвертое место.
Задержки рейсов - возможно, самый "популярный" недостаток низкобюджетных перевозчиков. Впрочем, пассажиров это не смущало - планы по наращиванию пассажиропотока за 2010 год "Авианова" выполнила, достигнув показателя в 1,3 миллиона человек. При этом стоит помнить, что во время выхода компании на рынок - в послекризисный 2009 год - авиационная отрасль переживала тяжелые времена, как признался тогда глава IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) Джованни Бизиньяни. По его словам, доходы мировой авиаиндустрии упали с 535 миллиардов долларов в 2008 году до 455 миллиардов долларов в 2009 году.
Жизнь "Авианове" усложнял не только кризис, но и российские законы. В ноябре прошлого года перевозчик был вынужден изменить конфигурацию самолетов из-за поправок в таможенном законодательстве. В Airbus A320 пришлось сократить количество кресел со 180 до 159, так как эти самолеты с их 180 местами оказались едва ли не единственными, на которые установили 20-процентные таможенные пошлины и 18 процентов НДС. "Авианова" пользовалась именно A320, так как они лучше всего подходили для бюджетных авиаперевозок. Эндрю Пайн тогда отметил, что новый режим создал "более благоприятные условия для традиционных перевозчиков по сравнению с лоу-кост авиакомпаниями".
А в это время
Власти следили за деятельностью перевозчика - скидку на тяжелое кризисное время и популярность никто не делал. Росавиация с 12 по 19 июля 2010 года зафиксировала 32 факта задержек рейсов "Авиановы". 19 августа прокуратура подала восемь исков в суд по этим фактам. В декабре того же года авиационные власти пригрозили компании штрафами и отзывом лицензии.
Более серьезные конфликты с властями у перевозчика начались весной 2011 года, когда чиновники сообщили о результатах его деятельности за прошедшие 12 месяцев. После внеплановой проверки выяснилось, что с марта 2010 по март 2011 год "Авианова" отменила почти 1400 рейсов - об этом писали "Ведомости" в номере от 6 мая текущего года. Росавиация тогда пообещала провести в компании повторную проверку через два месяца. После этого "Авианова" подкорректировала список своих чартеров и отказалась от некоторых из них.
Росавиация обещание сдержала, тем более что срок действия сертификата "Авиановы" истекал в конце августа 2011 года. Ведомство продлило лицензию, но не на два года, как это происходит обычно, а всего на один год. Регулятор принял такое решение, так как усомнился в финансовой устойчивости авиакомпании. "Авианова" не раскрывала результаты деятельности, однако в СМИ просочилась информация о ее долгах. Так, в конце августа Airfinance Journal сообщил, что американская лизинговая компания ILFC может потребовать вернуть два Airbus A320. По сведениям журнала, российский перевозчик задолжал ILFC более 3 миллионов долларов.
Разошлись во мнениях
Проверки Росавиации в текущем году проходили на фоне ухудшения отношений российских и зарубежных партнеров, владеющих "Авиановой": 51 процент акций компании принадлежит "А1 Групп" (входит в "Альфа групп"), оставшимся пакетом распоряжается американский инвестфонд Indigo Partners. 27 июня "Авианова" назначила Константина Тетерина первым заместителем гендиректора. Через день в прессе появились сообщения об увольнении основателя проекта Эндрю Пайна, который представлял зарубежных акционеров. Чуть позже последний сообщил, что кроме него от управления отстранили еще нескольких иностранцев.
После соответствующих публикаций в СМИ "Авианова" выпустила пресс-релиз, в котором разъяснила причины отставки основателя компании. Оказывается, отношения с Пайном не сложились с самого начала. Зарубежный управляющий якобы не хотел работать по российским законам, что и стало причиной многочисленных нарушений, вызвавших нарекания у госорганов. При этом Горбунов опроверг слухи о конфликте акционеров. По его словам, Пайн просто прикрывал "собственную безответственность".
В начале сентября, комментируя крушение Як-42 с хоккейной командой "Локомотив", президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что безопасность пассажиров важнее возрождения авиационной отрасли в стране. Глава государства призвал убрать с рынка мелких авиаперевозчиков. Небольшие компании, по мнению президента, нужно либо сливать с более крупными, либо вообще закрывать. Со следующего года, чтобы получить право заниматься регулярными перевозками, необходимо иметь не менее 10 самолетов с количеством мест более 50. У "Авиановы", в частности, было всего шесть авиалайнеров.
В начале октября, когда финансовое состояние "Авиановы" ухудшилось окончательно, информация о конфликте собственников все-таки подтвердилась. Руководство компании признало, что на счетах "Авиановы" нет средств, а долги достигли 17 миллионов долларов. Причина этого - нежелание акционеров финансировать деятельность перевозчика. Indigo Partners отказалась перечислять деньги, пока одним из собственников является "А1".
Президент "А1" Михаил Хабаров рассказал, что отношения с партнерами из Indigo Partners испортились еще в конце 2010 года, когда российская группа обнаружила, что запланированный убыток превышен на 20 миллионов долларов. По словам Хабарова, американский инвестфонд предложил бизнес-модель, которая оказалась непригодной для России. Кроме этого президент "А1" обвинил рекомендованных американцами менеджеров в некомпетентности.
Куратор проекта от Indigo Partners Джон Уилсон заявил, в свою очередь, что инвестфонд был "отрезан" от управления компанией после увольнения иностранных менеджеров. Он отметил, что американская компания неоднократно пыталась восстановить свое влияние в "Авианове", однако безуспешно. Хабаров назвал эту информацию недостоверной. По его словам, "А1" до сентября вела переговоры с партнерами, однако те якобы не выполнили достигнутых договоренностей.
После консультаций с Росавиацией ''Авианова'' решила продолжать полеты до 9 октября. Для этого ей понадобится дополнительное финансирование, потому что ''на счетах компании - ноль'', признался Константин Тетерин. Деньги на неделю работы "Авианове" выделит "А1", Indigo Partners финансировать проект по-прежнему отказывается. По информации "Коммерсанта", гендиректор перевозчика Владимир Горбунов 3 октября получил от американского инвестфонда письмо с рекомендацией обанкротить компанию. Эту информацию подтвердил официальный представитель Indigo Partners Джон Уилсон. На пресс-конференции 4 октября Константин Тетерин заявил, что перевозчик подаст в Росавиацию заявление о приостановке действия сертификата на эксплуатацию. Речь об аннулировании лицензии не идет, отметил Тетерин.
Единственный конкурент "Авиановы" в России - еще одна низкобюджетная авиакомпания Sky Express - вскоре исчезнет с рынка. До конца октября перевозчик сольется с "Авиалиниями Кубани". Обе эти авиакомпании являются активами "Базового элемента" Олега Дерипаски. 10 сентября Росавиация пригрозила Sky Express отзывом лицензии. Ведомство не устраивает финансовое положение перевозчика.
Всего "А1" выделит "Авианове" 7 миллионов долларов. Из них 2 миллиона будут потрачены на перевозку пассажиров, еще 5 миллионов - на компенсационные выплаты. До 9 октября компания сможет перевезти около 7 тысяч пассажиров. Билеты на рейсы "Авиановы", по данным Росавиации , купили 67,8 тысячи человек. Тем пассажирам, которые приобрели билеты на дату позднее 9 октября, рекомендовано оформить возврат средств на сайте авиакомпании. Весь вчерашний день самолеты "Авиановы" летали с серьезными перебоями - рейсы задерживали в среднем на 3-4 часа.
У акционеров еще есть возможность спасти совместное предприятие, хотя пока шагов для примирения они не предпринимают. Однако в любом случае скандал такого масштаба нанесет определенный репутационный ущерб, и не факт, что все прежние клиенты снова захотят летать самолетами "Авиановы". Если же собственники не смогут уладить конфликт, компания закроется. В таком случае, пассажиры останутся без дешевых билетов, пока место "Авиановы" на рынке не займет другой низкобюджетный перевозчик.