30 сентября в Москве наградили победителей Московского международного фестиваля рекламы Red Apple 2011. Главные призы фестиваля получили украинские агентства, однако и российские компании тоже не остались без важных наград. Корреспондент "Ленты.ру" побывал на церемонии награждения и посмотрел, как проходит главный рекламный фестиваль страны и кто на нем побеждает.
"Если ты крут, тебе по зубам"
Под таким слоганом в Москве 29 сентября стартовал фестиваль Red Apple.
Для рекламной рубрики "Ленты.ру" ММФР 2011 начался еще 28-го, с конкурса "Приз СМИ", на котором журналисты нескольких российских изданий, пишущих о рекламе, должны были выбрать лучшую, на их взгляд, работу. Усложнялось все тем, что присудить награду можно было только одному проекту, а выбирать нужно было как из видео-роликов, так и из печатных материалов, то есть из совсем разных по задачам и по исполнению. В итоге два с лишним часа рекламные журналисты решали, кому же отдать приз, и в конце концов выбрали одну работу - но назвать это единогласным и устраивающим всех выбором было бы сложно.
Судя по всему, с той же проблемой столкнулось и жюри фестиваля - потому что при большом количестве работ, многие из которых были очень достойными, в чуть ли не половине номинаций первое место так никому и не присудили. А в других золото отдали сразу нескольким разным работам.
Но даже если допустить, что такое решение жюри было вполне объяснимым, на церемонии награждения оно сказалось не лучшим образом. Так, работы, получившие третьи и вторые места, пускали на экран простым списком. Если не быть создателем одной из этих работ или не узнать ее по названию, понять, кому и за что присудили награду, было невозможно. Саму работу показывали только, если она занимала первое место. Некоторые ролики при этом не включались, или же на экране появлялась не та реклама, а пара работ, которые явно нуждались в комментариях, так и остались непонятными для зрителей.
Что уж говорить о прочих странностях этой церемонии. О седовласом "тамаде", который, к удивлению самих организаторов, вдруг начал петь на сцене I Feel Good. О вызываемых на сцену и так и не появлявшихся даже для получения гран-при агентствах. О самой сцене, сделанной в виде ринга, - кажется только ради того, чтобы на ней устроили "брейк-данс битву" молодые рекламщики. О самой этой "битве" и о том, как, вдохновившись кульбитами брейк-дансеров, президент Российской академии рекламы Владимир Филиппов прошелся по сцене заваливающимся набок колесом.
Или о том, что все это мероприятие, за которое, кажется, под конец было неловко уже всем - от ведущего, запутавшегося в идущей наперекосяк программе, и до недавно избранного нового президента фестиваля Эллы Стюарт, еще и показывали в прямом эфире на сайте RuTube.
С организацией все было так неудачно, что к середине церемонии зал опустел почти наполовину, а к концу в отдельных его концах зрители уже не стеснялись громко высказывать свое недовольство. Президента фестиваля Эллу Стюарт было просто жаль. Понятно, что плохо организованная церемония награждения скажется, прежде всего, на ее репутации, особенно после того, как она сама же пообещала во вступительной речи поднять фестиваль на новый уровень. Что уж говорить о простых зрителях (если, конечно, такие были), которые заплатили по 5 тысяч рублей за то, чтобы посмотреть на весь этот сумбур.
Такое закрытие, подведшее итоги двухдневной работы, удивляет тем более, что Red Apple считается единственным в России фестивалем рекламы такого уровня и гордо носит имя старейшего (устраивается с 1992 года). И все эти ляпы и недочеты, простительные организаторам какой-нибудь мелкой премии местного пошиба, странно было видеть на международном фестивале, который проходит в Москве уже в 21-ый раз. Знакомые рекламные журналисты, правда, утверждают, что нынешней церемонией не удивлены - организация фестиваля хромает уже который год.
Финалисты
Но как бы ни выглядела церемония награждения, само "яблоко", которое вручают победителям, для рекламных агентств, в общем-то, является престижной наградой. Хотя в силу того, что фестиваль проходит осенью, многие работы, на нем побеждающие, уже имеют в своем активе пару-другую медалей с других фестивалей, и результатами Red Apple сложно кого-либо удивить по-настоящему.
Одними из самых заметных на нынешнем фестивале были работы украинских рекламных агентств. Вполне заслуженное гран-при получило агентство Ogilvy & Mather Ukraine за ролики Surprise и Passion, рекламирующие немецкий банк, а также немецкую любовь к порядку.
Другой гран-при получила рекламная кампания "Прости, но мы не твоя мама" (Sorry, we are not your mother), сделанная Leo Burnett Ukraine для украинского фестиваля дизайна и рекламы Art Directors Club Awards. В рамках кампании рекламщики нарядили в женское платье жюри конкурса. Тем самым участникам конкурса пытались объяснить, что в жюри к ним не будут относиться, как к своим детям. Гран-при за рекламную кампанию вполне объяснимо: в агентстве сделали не только постеры, но и устроили несколько акций в поддержку идеи. Об акциях рекламщики подробно рассказали в специальном ролике.
Еще одну престижную награду - за лучший телевизионный ролик - получило румынское агентство NEXT advertising, сделавшее рекламу для другого рекламного агентства, IQads. Ролик смешно обыгрывает пусть и не очень новую идею о том, что наша жизнь можно полностью описать брендами.
А вот прославившийся ролик "Руки-белки", сделанный Adventa LOWE, занял всего второе место. Вместе с ним получил серебро и ролик агентства "Восход" про мэра, который попадает в психиатрическую лечебницу. Вероятно, судьи, несмотря на хорошую идею рекламы, так и не поверили в рекламируемую объективность телеканала "Вести Урал".
В печатной рекламе удивило больше всего присуждение золота рекламе Pepsi MAX. Желто-черный плакат с большеголовым чудаком явно уступал той же рекламе водки Amundsen, занявшей всего третье место. Остальные работы, награжденные в категориях "Печатная реклама", "Коммуникационный дизайн", "Этикетка и упаковка" и "Рекламные сувениры" можно посмотреть здесь.
Фестиваль Red Apple, несмотря на свой международный статус, является одной из самых важных премий именно для российских рекламщиков. Поэтому оценивать его стоит как презентацию лучших рекламных идей, появившихся в стране за год. Однако, несмотря на то, что победившие работы вполне заслуживали своих наград, нельзя не согласиться с президентом фестиваля Эллой Стюарт, отметившей, что российские рекламщики хоть и стали хорошими ремесленниками, но еще не превратились в по-настоящему хороших творцов. И теперь, когда они научились делать качественную рекламу, дело за рекламой по-настоящему оригинальной, которая была бы заметна на международном уровне и вдохновляла бы других.