Из "золота" пошиты Россия показала новое химическое волокно для бронежилетов

Российская компания "Каменскволокно" на выставке Milipol-2011 в Париже показала новое арамидное волокно AuTx, или "золотой текстиль". Это волокно может быть использовано для производства более прочных и менее тяжелых, по сравнению с кевларовыми, бронежилетов. Защита торса из AuTx уже проходит испытания в спецподразделениях США и Великобритании в Афганистане, а о закупке таких бронежилетов российскими военными пока ничего не известно.

"Золотая защита"

Волокно AuTx было разработано российской компанией совместно с британской Alchemie Technologies. По данным "Каменскволокно", основу нового материала составляет "волокно гетероциклического сополимера арамидной семьи". При этом "динамическая прочность AuTx в два раза больше по сравнению с другими подобными волокнами и нитями". По предварительным данным, бронежилеты, изготовленные с применением "золотого текстиля", весят в два раза меньше таких же средств защиты, но изготовленных с применением пара-арамидных материалов (кевлар).

Какие-либо другие подробности о новом химическом волокне для бронежилетов озвучены не были. В частности, пока остается неизвестным скорость старения материала (кевларовые бронежилеты становятся уязвимыми через пять-десять лет после производства в зависимости от плотности и качества использованного материала), его устойчивость к намоканию и способность сохранять свои свойства в этом состоянии. Известно только, что AuTx устойчиво к огню и может применяться при производстве одежды для пожарных.

Согласно описанию AuTx, опубликованному на сайте Alchemie Technologies, "золотой текстиль" практически не подвержен старению. Более того, прочность волокон при хранении бронежилетов незначительно увеличивается. В частности, при хранении бронежилетов, выполненных из AuTx, на протяжении десяти лет, их прочность на разрыв возрастает на два процента. Кроме того, волокна AuTx при производстве подвергаются воздействию дополнительного реагента, который позволяет "золотому текстилю" практически не терять своих свойств при контакте с водой, маслом или гидравлическими жидкостями.

Для сравнения, наиболее часто используемый сегодня кевлар теряет свою прочность под воздействием солнечных лучей или при намокании. Правда, свойства материала восстанавливаются после высыхания, а для защиты от дождя в бронежилетах используются или специальные чехлы, или водооталкивающая пропитка. При нагревании кевлар становится хрупким, а хранение бронежилетов при высокой температуре ускоряет старение материала.

В любом случае, говоря о значительном снижении веса бронежилетов, "Каменскволокно", вероятно, имело в виду так называемые "мягкие" средства защиты. В них не используются дополнительные защитные вставки из стали, титана или высокомолекулярного или сверхвысокомолекулярного полиэтилена (ВМПЭ или СВМПЭ). Такие бронежилеты представляют собой жилетки с вставленными в них пластинами. Последние изготавливаются путем сшивания вместе 15-18 слоев кевлара, терлона или армоса (последние два, по сути, тот же кевлар и отличаются лишь прочностью на разрыв).

В России в 1990-х годах исследования в области индивидуальной защиты практически прекратились, хотя, учитывая неспокойное время, спрос на бронежилеты значительно превышал предложение. Это привело к тому, что на рынке появилось множество компаний, не обладающих опытом производства индивидуальной брони. В частности, в 1997 году специалисты НИИ "Стали" закупили на свободном рынке для исследования один из бронежилетов, в котором в качестве защитных элементов использовался обычный алюминий.

Согласно требованиям ГОСТа такие бронежилеты способны обеспечить защиту вплоть до 2-го класса, реже до класса 2а. Бронежилет 2-го класса обеспечивает защиту от выстрела из пистолета ПСМ с патроном калибра 5,45 миллиметра и пулей Пст или пистолета Токарева с патроном калибра 7,62 миллиметра и пулей Пст. Класс 2а должен защищать и от выстрела из охотничьего ружья 12-го калибра с патроном калибра 18,5 миллиметра.

Ведь если речь идет о более серьезных бронежилетах, обеспечивающих защиту до 4-го класса и выше, то применение более легкого химического волокна массу самого средства индивидуальной защиты вряд ли значительно снизит. Например, бронежилет 6Б13, созданный в рамках проекта "Забрало" и принятый на оснащение Вооруженных сил России, обеспечивает 4-й класс защиты (выстрел из АК-74 с патроном 5,45 миллиметра и пулей ПП) и весит около 11 килограммов. Для сравнения 6Б11 проекта "Забрало" обеспечивает 2-й класс защиты и весит всего пять килограммов. Существуют также и более легкие бронежилеты.

Современные арамидные волокна, используемые в настоящее время в бронежилетах, обладают прочностью на разрыв от 280 до 550 килограммов на квадратный миллиметр. К слову, последний показатель характерен для волокна армос, используемого в нескольких видах российских бронежилетов.

Тем не менее, создание новых более прочных и более легких химических волокон, из которых возможно производство защитных тканей, в современных условиях необходимо и должно вестись наравне с эволюцией других элементов средств индивидуальной защиты. Например, бронежилет 6Б43, принятый на вооружение в июле 2010 года, использует некоторые элементы из СВМПЭ и обеспечивает круговую защиту по классу 6а (выстрел из винтовки СВД с патроном калибра 7,62 миллиметра и бронебойно-зажигательной пулей Б-32). Жилет построен по модульной схеме, что означает возможность отстегнуть и не использовать те или иные элементы в зависимости от требований выполняемой задачи. 6Б43 в полном сборе весит чуть больше 15 килограммов.

Впрочем, веса бронежилетам добавляют не только арамидные волокна и защитные пластины, но также и заброневые материалы - пластик, поликарбонат или пенорезина. Задача этих материалов уже заключается в том, чтобы ослабить импульс, переданный пулей бронежилету, и таким образом предотвратить или уменьшить так называемую заброневую травму, которая, согласно, ГОСТу должна быть ограничена 2-й степенью (ушибы, очаговые кровоизлияния и незначительные кровоизлияния в брыжейку кишечника с потерей боеспособности бойца не более чем на десять суток).

Современные бронежилеты в большинстве случаев способны надежно защитить бойца, однако по-прежнему обладают массой недостатков, в числе которых - вес, увеличивающийся с повышением класса защиты, комфортность ношения, удобство для размещения дополнительных элементов экипировки. Ведь в бронежилетах массой 15 килограммов и больше уже особенно не побегаешь, учитывая, что при себе должно быть также оружие с боезапасом, средства связи, гранаты и каска. Одним словом, пространства для развития еще много.

В будущем

Во всем мире сегодня особое внимание уделяется именно снижению массы носимой защиты. О российских разработках можно сказать лишь, что они ведутся, однако какие-либо подробности о них пока не озвучиваются. Исследования ведутся и в области создания новых материалов, способных обеспечить баллистическую защиту, и в области разработки различных жидкостей и клеев, которые позволят значительно укрепить уже существующие ткани и волокна.

В 2007 году в России была показана "Жидкая броня", представляющая собой своего рода гибкие конверты, заполненные гелем из твердых наночастиц и особой жидкости. Резкий удар, попадание пули или осколка заставляет частицы мгновенно связываться друг с другом, превращая гель в твердый композит и препятствуя проникновению инородного тела вглубь структуры. Проведенные испытания были признаны успешными. Как ожидается, в первую очередь "жидкая броня" будет использоваться для повышения защищенности автомобилей, вертолетов и самолетов.

Любопытно, что в середине 2010 года стало известно, что Великобритания также ведет разработку "жидкой брони", представляющей собой кремообразную вязкую субстанцию. Предполагается, что использование подобного материала позволит значительно снизить вес бронежилетов нового поколения. Разработкой брони занимается компания BAE Systems. Принцип действия британского изобретения аналогичен российскому.

Британские бойцы в защитных трусах. Фото с сайта mod.uk

Британские бойцы в защитных трусах. Фото с сайта mod.uk

Lenta.ru

Следует отметить, что неньютоновская жидкость уже довольно давно привлекает военных. В частности, в 2009 году в Великобритании был создан гель D3O, способный загустевать при попадании в него пули. Этот гель планировалось использовать при изготовлении касок и бронежилетов, однако он до сих пор не прошел сертификацию. Созданием "жидкой брони" в США занимается компания Armor Holdings, которая уже представила свою разработку Управлению перспективных исследовательских проектов (DARPA) Пентагона.

Между тем, Морская пехота и Армия США в перспективе намерены полностью отказаться от кевларовых касок MICH и PASGT в пользу шлемов, выполненных из полиэтилена. Новые средства защиты головы, в зависимости от размера, будут легче на 300-1050 граммов. В качестве основного материала рассматривается УВМПЭ (ультравысокомолекулярный полиэтилен), выпускаемый в США под названиями Dyneema и Spectra. Этот же материал уже используется при производстве бронежилетов, где из него выполнены грудные и спинные пластины. Правда защиту УВМПЭ обеспечивает не один, а в сочетании с вплавленными в него тканями из арамидных волокон.

Наконец, с конца 2010 года военнослужащие США и Великобритании в Афганистане при выполнении заданий помимо обычных бронежилета и каски теперь обязаны носить специальные защитные трусы, ткань которых изготовлена из нейлоновых и кевларовых нитей. Такие трусы не оберегают от повреждений в результате попадания осколка при подрыве на мине, но не дают фрагментам взрывного устройства проникнуть в рану. В перспективе, военные начнут носить и майки, пошитые из того же материала, что и трусы. К слову, этот материал обладает антибактериальными свойствами, не ослабевающими при стирке. А в условиях жаркого афганского климата, это свойство будет очень кстати.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше