4 ноября в нескольких десятках городов России пройдут акции под названием "Русский марш". Националисты каждый День народного единства отмечают шествиями, митингами и пикетами. На этот раз одним из основных федеральных лозунгов кампании стал призыв "Хватит кормить Кавказ". Алексей Навальный, который вошел в оргкомитет, принес с собой лозунг против "Партии Жуликов и Воров". "Лента.ру" поговорила с организаторами "Русских маршей" в Калининграде, Саратове и Краснодаре.
"Мы русский форпост в Европе"
"Вот подаешь заявку на 'Русский марш" и видишь, что у сотрудника администрации внутри что-то воротится. Для них это с каким-то фашизмом ассоциируется", - жалуется организатор шествия националистов в Калининграде Владимир Ходаев. Он включил в свою заявку 50 человек, однако рассчитывает, что количество участников будет значительно большим.
Главу городской администрации Александра Ярошука марш в центре областного центра не смущает. "Я и не думал, что моя скромная персона будет приглашена к главе города. Ну, пообщались, познакомились. Единственное, что попросил - перенести мероприятие на час раньше", - рассказывает Ходаев о визите к градоначальнику.
Чтобы добиться согласования, калининградским националистам пришлось также сходить в Центр "Э". "Что 'эшники' говорят? Очень не хотят, чтобы были оголтелые с кричалками". "Понятно, что у нас есть и оголтелые, которые "условки" по 282 получили по глупости за публикацию лозунгов. Бей тех, спасай это, - рассказывает организатор марша. - Но, в основном, у нас люди нормальные, адекватные. У нас нет расовой неприязни".
И сразу же добавляет, что "Единая Россия" проводит "антирусскую" национальную политику, то есть политику "замещения русских посторонними". "У меня один приятель в Москве живет. Три года здесь не был. Приехал - говорит, очень город почернел".
"Поработают полгода, на картошке посидят, могут у себя царями жить. А если не уезжают? Требуют тут себе... мечети, - возмущается Ходаев. - У меня нет расовой неприязни к евреям и прочим, но просто я как русский человек скажу: я не хочу через 20 лет оказаться на месте косовских сербов". Национальная политика, которая сейчас проводится, преступна, повторяет он еще раз.
Правильно, по мнению организатора калининградского марша, будет ввести со странами СНГ визовый режим, но при этом он за то, чтобы отменить визы в Европу ("Мы за свободу"). "Европа и мы - это одна цивилизация. Южный мир, исламский мир - это абсолютно параллельно. Они как бы расово-культурно чужды", - объясняет Ходаев свою позицию.
Владимиру Ходаеву 36 лет. "Возраст серьезный", - заявляет он. В 1993 году 18-летний Ходаев с повесткой в армию на руках увидел на столбе листовку ныне запрещенного Русского национального единства и с тех пор загорелся национальной идеей. После демобилизации несколько лет был активистом РНЕ, вплоть до заката этой организации, а после запрета стал поддерживать связи с другими националистами.
"Два с половиной года назад (я тогда не видел себе применения) решил, что могу чем-то помочь, и в 2010 году уже помогал организовать 'Русский марш", - рассказывает он. В прошлом году на марш, по его оценкам, пришло 70-80 человек. В этом году Ходаев уже подавал заявку от своего имени. "На работе - сплошная поддержка", - говорит националист. Правда, место работы назвать отказался, ограничившись уточнениями, что у него "техническая должность", а график работы - сменный. Из-за этих смен некоторые его коллеги на "Русский марш" прийти не смогут.
Я интересуюсь, есть ли в Калининграде антифашисты. "Антифа? - переспрашивает Ходаев. - Крашеные такие любители выпить и уколоться? Да, есть". По его словам, антифашисты порой ведут себя непорядочно. "Я слушаю более квалифицированных людей, которые сталкиваются с ними по субкультурным соображениям. Однажды после футбольного матча они договорились 15 на 15 схлестнуться. Так вот, антифа оказалась обманщиком. Их было больше". В целом же, по оценкам Ходаева, в городе больше националистов.
С демократической оппозицией националисты в Калининграде не конфликтуют, хотя, как сказал Ходаев, "мы демократичнее людей, которые называют себя демократами". По его словам, за отделение Калининграда от России выступают как раз представители либеральных движений. "У нас к сепаратизму либералы тяготеют. Сепаратизм присутствует, но он националистам не характерен", - утверждает Ходаев.
Мечта организатора калининградского марша - "русская партия". "Немцы могут себе избрать националистов, французы - Национальный фронт. А русские - не могут", - сетует он.
Напоследок я спрашиваю, случайно ли в номере его телефона оказалось сочетание цифр 1488. "Ну, может мистика, судьба", - ухмыляется националист.
"Хватит кормить Москву"
"Напишите, что они недочеловеки", - просит меня организатор "Русского марша" в Саратове Павел Галактионов. К тому моменту мы уже битый час обсуждаем шествие националистов в этом городе, которое должно стать пятым, юбилейным. В голосе Галактионова чувствуется гордость. Местные власти разрешили националистам пройти по самому центру города.
"Недочеловеками" Галактионов просит назвать антифашистов, которые собирали подписи против "Русского марша" в своем городе. Недочеловеками - буквально унтерменшами (Untermensch) - немецкие нацисты звали евреев и цыган, которые, согласно политике Третьего рейха, были недостойны жить на Земле.
Причины обижаться на антифашистов у Галактионова есть. "Нам доподлинно известно, что большую часть саратовских активистов так называемого 'Русского марша' и акций похожего толка составляют люди, исповедующие зоологический расизм и неонацистские взгляды... Именно поэтому мы требуем отобрать у них хотя бы легальные средства пропаганды ненависти", - обращались "леваки" вместе с жителями к городской администрации.
Организатор "Русского марша" в разговоре иронизирует, что антифашисты собирали подписи два месяца и сумели заручиться согласием лишь полутора сотен человек. Чтобы им было неповадно заниматься подобными вещами, Галактионов пожаловался на своих оппонентов главному прокурору города, а также в полицию и чиновникам. По мнению организатора "Русского марша", его идейные противники вполне могут быть привлечены за разжигание межнациональной розни по отношению к русским. Основной претензией Галактионова к антифашистам является то, что они "защищают голубых и лиц кавказской национальности". "Азиатов еще... весь смысл ихней жизни".
Сам он обвинений в экстремизме не боится: "в первую очередь, мы отстаиваем интересы русского народа". Эти интересы в Саратовской области ущемляют беженцы-курды. "У нас из себя хозяев строят. Поднялись на воровстве скота и грабеже на дорогах", - возмущается Галактионов. Он считает, что курдов следует отправить "на ихнюю родину". При этом на вопрос, кого еще следует выселить из России, найти ответ затрудняется: "Перечислять их всех, что ли?"
Ущемляют права русских не только курды с антифашистами, но и Москва, считает Галактионов. Саратовские националисты выступают за равномерное распределение бюджетных средств между регионами и поддерживают лозунг "Хватит кормить Кавказ". Однако трактуют его шире: "Мы бы хотели, чтобы наши налоги оставались в Саратове. На одной акции мы уже заявляли 'Хватит кормить Москву".
Сейчас практически все собранные с граждан средства аккумулируются в центре, а уже потом распределяются по регионам. Эта система получила наибольшее развитие во время президентства Владимира Путина, когда строилась властная вертикаль. Галактионов припоминает Путину не только неравномерное финансирование отдельных субъектов, но и его заявление о том, что за Россию для русских выступают "либо придурки, либо провокаторы". Сам саратовский националист этот лозунг поддерживает. Для того, чтобы воплотить его в жизнь, по мнению Галактионова, следует "на максимум" ограничить въезд иностранцев. "Те, что въезжают - это криминальные элементы и больные люди", - считает он. Кроме того, националист предлагает упразднить Государственную Думу и создать народное вече.
"Мы вообще выступаем против нынешней избирательной системы. Все равно сейчас ни одна партия не выражает интересы русского народа. Будем призывать голосовать против всех", - отвечает националист на вопрос, станут ли участники "Русского марша" выступать против "Партии жуликов и воров". Саратовские националисты не готовы поддержать ЛДПР, у которой самая "русская" программа из всех партий.
"Говорят, может Бабурину дадут создать партию. Я бы вообще пошел в любую партию, которая будет отражать интересы русского народа", - говорит Галактионов, но затрудняется уточнить, какие же все-таки интересы у русских.
Врасплох его застает и вопрос, в чем смысл проведения "Русского марша". "Если он не будет проводиться, будет хуже, - отвечает он. - Мы обозначиваем свои позиции. Мы показываем, русские - они есть, мы - не россияне, а именно, я подчеркиваю, русские".
"Власти должны делать то, что считает народ"
"Русский марш" в Краснодаре согласовали впервые за пять лет. Местные чиновники разрешили националистам пройти полкилометра по парку, расположенному недалеко от центра города.
"Власти должны делать то, что считает народ, а не выдумывать и не переубеждать людей, что они не правы, что они дураки, провокаторы и придурки", - говорит организатор краснодарского шествия, националист с десятилетним стажем Мирослав Валькович.
"Первичны были религиозные взгляды, а потом они стали политизироваться", - рассказывает он про то, как сам стал националистом. Благодаря увлечению славянским язычеством Валькович почувствовал себя русским, а потом "защемило острое чувство несправедливости к своему народу". Захотелось бороться, и он вступил в Движение против нелегальной иммиграции. Валькович, пока жил в Москве, даже входил в высшее руководство организации. Позже он вернулся в Краснодар, где возглавлял местную ячейку ДПНИ, пока движение не признали экстремистским. Себя Валькович называет национал-демократом, но говорит, что ближе ему либертарианские ценности.
Вдобавок к увлечению родноверием Мирослав не ест мяса и агитирует других за вегетарианство. В его блоге есть несколько постов с цифрами о забое людьми миллиардов животных "ради удовлетворения своей жажды мяса". Музыкальные вкусы организатора соответствуют его увлечениям. Он слушает группу "Иван Царевич", которая исполняет пафосные песни о древней и не очень древней Руси. "Где двуглавый герб с чела Москвы // Бунтарей лишает головы // Где нельзя быть добреньким царем // Где с тобою мы живем..." - поется в одной из этих песен о нынешней России.
Царь (из песни или настоящий) в любом случае должен слушать народ. Валькович объясняет, что раз больше половины россиян разделяют лозунг "Россия для русских", значит власти должны проводить именно такую политику. На вопрос, как это реализовать, отвечает: "Как минимум указать в Конституции, что русские - государствообразующий народ". Но это, уточняет он, вопрос политической воли, которой у руководства страны нет.
Написать в Конституции отдельно про русских раньше предлагали ЛДПР и КПРФ, но до реальных действий дело не дошло. Тем не менее, Валькович считает, что националисты сейчас могут голосовать только за эти партии. При этом ему совершенно не нравится Владимир Жириновский, который "за 10 лет ничего не сделал". "ЛДПР сейчас пытается взять под крыло националистов... В Краснодаре некоторых активистов на зарплату берут", - рассказывает Мирослав.
Активнее других, говорит Валькович, позицию националистов сейчас выражает Алексей Навальный. Популярный юрист и блогер вошел в оргкомитет московского "Русского марша" и недавно выступал на митинге "Хватит кормить Кавказ". Этот лозунг, по словам Вальковича, поддерживают и в Краснодаре.
"Несмотря на то, что мы сами живем на Кавказе, мы это четко разделяем", - говорит организатор "Русского марша". Многие люди, говорит он, придут на шествие только потому что их волнует именно эта проблема. "При одинаковом географическом положении соседняя Адыгея спонсируется больше, чем Краснодарский край. Причем экономически Краснодарский край гораздо сильнее", - жалуется он (не упоминая, что благодаря предстоящей Олимпиаде в Сочи в его регион сегодня вкладываются миллиарды долларов).
На краснодарском "Русском марше" националисты также собираются использовать еще один модный теперь (с подачи того же Навального) лозунг против "Партии жуликов и воров". "По-моему любой адекватный человек этот лозунг воспринимает на 'ура'. Достаточно написать его на заднем стекле машины, как все останавливаются, сигналят, просят телефон и выражают готовность присоединиться, в том числе и на 'Русский марш'", - говорит организатор шествия.
Несмотря на то, что в Краснодаре сильны национальные диаспоры, конфликтов с ними, по словам Вальковича, у националистов нет. В прошлом году представитель армянской общины даже подавал заявку на проведение "Русского марша". "Пусть приходят на "Русский марш", смотрят на нас, а не питаются мифами и не представляют националистов ужасными и страшными", - призывает Мирослав Валькович всех - от либеральных оппозиционеров до представителей нацменьшинств.
По его словам, на шествие, помимо националистов, соберутся "обычные люди". Также он обещает позвать казаков. Кого на "Русском марше" точно не будет, так это представителей секс-меньшинств. С точки зрения Вальковича, от геев и лесбиянок вообще лучше держаться подальше. "Лучше бы они обосновались в Сибири и валили столь нужный стране лес, либо отправились в Чечню для восстановления республики", - говорил он еще в 2006 году.
Помешать "Русскому маршу" могут антифашисты, предупреждает Валькович своих сторонников в группе "Вконтакте". Впрочем, в разговоре он называет вероятность появления оппонентов "чисто гипотетической": "Я сколько в Краснодаре живу, ни одного живого антифашиста не видел".