Специальному комитету Конгресса США, который должен был предложить план сокращения дефицита бюджета как минимум на 1,5 триллиона долларов за десять лет, не удалось выработать рекомендации. Теперь, согласно ранее достигнутым договоренностям, статьи расходов в 2013-2021 годах будут сокращены автоматически на 1,2 триллиона долларов. Сокращения будут поровну распределены между военными и невоенными статьями. В американской прессе замелькали слова "секвестр" и "шоковая терапия".
"Суперкомитет" Конгресса был сформирован в августе 2011 года после того, как США пришлось поднять потолок госдолга, чтобы избежать дефолта. Создание этого комитета с самого начала выглядело как своего рода моральное оправдание за согласие с ростом госдолга - планку долга повышаем, но дефицит будем сокращать. Обе основные партии также стремились продемонстрировать готовность к сотрудничеству после того, как из-за своих споров поставили страну на грань дефолта. В комитет вошли 12 человек, шестеро республиканцев и столько же демократов (по трое сенаторов и членов Палаты представителей от каждой партии).
Тупик на переговорах, неспособность прийти к компромиссу объясняется не столько столкновением взглядов на саму проблему дефицита, сколько борьбой идеологий. Республиканцы отказываются от идеи повышать налоги. Демократы настаивают на том, что налогообложение состоятельных американцев нужно увеличить, и не соглашаются без соблюдения этого условия сокращать расходы.
Республиканцы, очевидно, опасаются, что все дело в конечном итоге именно к повышению налогов и сведется, а сокращение расходов будет незначительным. По их мнению, проблемы с доходами у американского правительства нет, а есть проблема с чрезмерными расходами, их-то и надо сокращать. Дискуссия происходит на фоне обычных заявлений республиканцев о том, что рабочие места должно создавать не государство, а предприниматели, а потому и деньги у них через налоговую систему забирать не стоит. Партия традиционно выступает за сокращение роли правительства в перераспределении доходов, а повышение налогов как раз эту роль увеличит.
Но и демократы отступать не могут. Во-первых, они стремятся показать, что всерьез намерены увеличить налоги для богатых - их электорату это нравится. Во-вторых, сокращения могут коснуться социальных пособий, их получатели - традиционные сторонники партии. А если добиться от республиканцев повышения налогов, то и заметного урезания социальных программ можно избежать.
Нынешний провал переговоров в рамках "суперкомитета" могли себе позволить и республиканцы, и демократы. Главное беспокойство первых вызывает сокращение оборонных расходов. Пентагон в ближайшее десятилетие может недополучить триллион долларов: 450 миллиардов сокращений были предусмотрены ранее, а теперь на военное ведомство ляжет еще и половина 1,2-триллионного секвестра. Однако автоматическое сокращение расходов начнется только в 2013 году. К тому времени республиканцы, по всей видимости, надеются эти сокращения отменить. На это уже намекают некоторые сенаторы, в частности Джон Маккейн. Впрочем, Барак Обама заявил, что заблокирует любые попытки избежать секвестра (в провале работы комитета он обвинил, разумеется, республиканцев).
Государственный долг США превысил 15 триллионов долларов. Теперь он больше, чем годовой ВВП страны. Дефицит бюджета достиг 1,3 триллиона долларов. Основные расходы приходятся на социальные программы и Пентагон. По данным на 2010 год, на медицинское страхование для пожилых и малообеспеченных людей (Medicare и Medicaid) приходилось 23 процента расходов, на социальное страхование (Social Security) - 20 процентов, на военные цели - также 20 процентов.
Что касается демократов, то они себя от провала "суперкомитета" застраховали заранее. Ряда социальных программ, в том числе Medicaid, Social Security и продуктовых талонов, секвестр не коснется, для Medicare сокращения будут ограниченными. Это было частью соглашений, достигнутых в августе, когда и создавался комитет Конгресса.
Иными словами, ни республиканцы, ни демократы к всеобъемлющим сокращениям расходов готовы не были. Одним дороги социальные программы, другим - военные. Так что дело не только в несовместимости идеологий и налогах. Что касается идеологии, то республиканцы как раз выглядят менее последовательными - бюджет Пентагона они стремятся сохранить, несмотря на все призывы к экономии средств налогоплательщиков. Но если страна должна жить по средствам, на чем они настаивают, то 700-миллиардный военный бюджет для США так же непозволителен, как и социальные программы в их нынешнем виде. На это обращает внимание, в частности, конгрессмен Рон Пол, придерживающийся нетрадиционных для республиканцев взглядов на внешнюю политику. Он призывает вообще ликвидировать все американские военные базы, находящиеся за рубежом (в комитет его, конечно, не позвали).
Создается впечатление, что нынешний политический класс (как демократы, так и республиканцы) принимать необходимые решения просто не способен. Ведь если бы даже компромисс был достигнут и план по экономии 1,5 триллиона долларов согласовали, это вряд ли позволило бы решить проблему 15-триллионного внешнего долга. Судя по всему, в том, что касается социальных программ, американская политика зашла слишком далеко влево, а в том, что касается военных - слишком далеко вправо (на бюджет Пентагона приходится примерно половина военных расходов всего мира). Однако найти новый центр основные партии особенно и не пытаются. Центр этот, впрочем, может сформироваться и без них - рост популярности консервативного движения "Чаепитие" грозит изменить весь расклад сил в американской политике.