Выход второго альбома московской группы Tinavie стал одним из самых интересных и заметных событий ноября на российской музыкальной сцене. Под впечатлением от диска "Hidden Places" музыкальный обозреватель "Ленты.ру" пообщался с участниками группы, распросив их о настоящем, прошлом и будущем Tinavie.
"Лента.ру": В сентябре группе исполнилось три года. Расскажите немного предысторию, как сложился коллектив.
Тина (вокалистка и автор песен): Первые концерты в 2008 году мы играли как дуэт, вдвоем c Димой Зильпертом, и уже тогда назывались Tinavie. А дальше все сложилось очень стремительно и спонтанно: никто никого не искал, просто буквально за полгода все по очереди вдруг появились, кто откуда, начали играть и остались. В сегодняшнем составе мы записали два альбома и вместе играем уже больше двух лет. Но, вполне возможно, что мы еще не все собрались.
Были ли у участников группы какие-то проекты до Tinavie? Я знаю как минимум один, Zilpert, про который "Лента" уже сообщала.
Дмитрий Зильперт (гитарист): Так сразу сложилось, что у нас все музыканты параллельно с Tinavie много с кем играют и записываются. Наш барабанщик Дима Фролов колесит по стране с фолк-группой "Мельница", Олег Маряхин играет в группе Инны Желанной и вместе с Димой Лосевым в Safety Magic. Я параллельно с Tinavie занимался своей группой, несколько лет играл в группе Даниила Калашника NetSlov, а с этого года играю в новой группе Zorge, которую после распада Tequilajazzz собрал Женя Федоров.
Дмитрий Лосев (клавишник): Разные музыкальные проекты были до Tinavie и будут после, часто в совершенно различных стилистических крайностях, от прогрессив-дэт-металла Necrost до психоделических романсов "Весны на улице Карла Юхана", если говорить обо мне. Тут и сотрудничество с Пашей Чеховым, певицей Линой Милович, группами Malerija, Huun Huur Tu и многими другими, долго всех перечислять. Основными местами работы все равно остаются Tinavie, Safety Magic и мой собственный эмбиентный проект "Уже все хорошо" с Рамилем Шамсутдиновым.
На первом альбоме Tinavie я для себя расслышал много всякого прекрасного – немного Тори Эймос, немного Portishead, немного Coldplay и так далее, в общем и целом, этакий атмосферный интеллигентный поп. Хотя это все равно узко и не очень точно, поскольку на диске встречались и какие-то джазовые, эмбиентные, даже нойзовые куски. Как бы вы сами охарактеризовали свой стиль? Назовите свои музыкальные ориентиры.
Лосев: Возникает соблазн начать вспоминать любимых артистов, но в сущности мой главный ориентир – музыканты группы Tinavie в непрекращающемся саморазвитии и взаимодействии.
Тина: Мы все слушаем очень разную музыку, ну и, конечно, с творчеством Portishead и Тори Эймос хорошо знакомы. Мне лично сейчас очень близка современная музыка стран северной Европы – Дании, Швеции, Норвегии. Наверное, все это находит отражение в том, что мы делаем в Tinavie. Что касается стиля, в котором мы работаем, мы давно решили не мудрить с терминами: то, что мы делаем – это поп-музыка, в широком смысле этого понятия. Красивая музыка, доступная и понятная широкому кругу слушателей.
Зильперт: Когда мы беремся за новые песни, мы всегда стараемся придумать всякие необычные штуки. Музыкальный багаж очень разный у всех, поэтому в музыке Tinavie так много всяких заимствований из разных стилей. Хорошая поп-музыка тем и прекрасна, что в ней нет стилистических ограничений, можно делать все, что хочешь.
В какую стилистику укладывается второй альбом "Hidden Places"? На первом диске чувствовался акцент на фортепиано, какие акценты расставлены сейчас?
Зильперт: "Hidden Places" сильно отличается от "Augenblick". В этот раз мы много всего спели вместе, записали хоры в разных стилях, например, в "Something New" в духе госпел, в "Kissed By The Sun" – в духе рок-гимнов из 1980-х, когда много людей громко-громко поют в унисон, а в "Let It Go" вообще получился хор в духе записей Джо Дассена. Где-то добавили еще больше электроники, а что-то наоборот сделали совсем в ретро-стилистике. Плюс к этому, нахлопали много всего, а Дима Лосев вписал в альбом детские голоса и игрушки. Еще мне очень нравится, что соло-партии на альбоме получились на любой вкус: лирические, футуристические, ироничные, а в песне "Brave" даже есть пара демонических соло. По сравнению с "Augenblick" пластинка получилась намного более контрастная.
Тина: Фортепьяно сейчас ушло на третий план. Пора признать, я не отношусь и никогда не относилась к "поющим пианисткам", для этого я не достаточно владею инструментом, мой основной инструмент – скрипка. На альбоме есть лишь одна песня – "That's Why My Heart Feels So Shy" – которую я пою под фортепьяно. Хотя, кто знает, может быть когда-нибудь запишу альбом, где будет лишь пианино с голосом, так сказать – "back to the roots".
Насколько легче/труднее/интереснее сложилась работа над вторым диском по сравнению с первым? Довлел ли над вами пресловутый "синдром второго альбома" или это действительно все журналистские выдумки?
Лосев: В этот раз все по-другому. Намного дольше, неоднозначнее и интереснее. Довлело над нами то же, что и всегда, природа и люди, встречи и расставания, родители и дети. Синдрома второго альбома я не заметил. Вообще, это понятие невымышленное, но имеющее отношение, скорее, к механизмам шоу-бизнеса, от которого мы довольно далеки.
Где и как записывался второй альбом? С кем вы сотрудничали при записи?
Зильперт: Альбом записали в Москве сразу в нескольких студиях и с разными звукорежисерами. Так вышло, что писались все в буквальном смысле отдельно друг от друга, в разных местах и в разное время, много было домашней работы. В записи также участвовали приглашенные музыканты. Важную роль в звучании пластинки сыграл прекрасный музыкант Кирилл Афонин, который записал для альбома все партии бас-гитары. Опять же Кирилл сам все дома придумал и записал, а нам прислал готовые бас-гитарные треки. До сведения пластинки мы порой просто не знали, кто что в итоге сыграл и спел. Сведением альбома занимался легендарный Андрей Алякринский в Петербурге на студии "Добролет", и только когда он начал делать финальное сведение, все что мы записали воссоединилось и зазвучало вместе. В итоге на альбоме масса сюрпризов не только для слушателей, но и для нас самих.
Почему вы сочиняете и поете на английском? Это означает, что группа заточена под западного слушателя? Кто составляет, на ваш взгляд, публику Tinavie?
Тина: Я люблю родной язык, но я пишу и пою на английском во многом потому, что мне просто очень нравится, как этот язык звучит под музыку.
Зильперт: На сервисе Last.fm можно видеть, что кроме как из России Tinavie слушают люди из Чехии, Сербии, Австралии, Германии, Бразилии, Испании... Нам буквально на днях написал поклонник из Ирана, и он очень расстраивался, что не может заплатить за наш новый альбом, потому что им нельзя там пользоваться всякими платежными карточками, но обещал рассказать о пластинке всем своим друзьям. Не думаю, что слушателям из других стран была бы интересна наша музыка, если бы мы пели на русском. Так что, конечно, английский это своеобразный пропуск в плэйлист к слушателям по всему миру. В то же время, мы видим в социальных сетях, что нашу музыку слушают и выкладывают тысячи самых разных и непохожих друг на друга людей из разных городов России, Украины и Белоруссии. Часто, когда мы добавляем людей в друзья, выясняется, что они вообще не догадывались, что Tinavie – группа из России. Но то, что мы поем на английском, не помешало этим людям полюбить наши песни.
Замечают ли вас в российских регионах и где-либо в Европе или концертная география Tinavie пока ограничивается двумя столицами?
Зильперт: Пока регулярно группа выступает только в Москве и Петербурге, хотя отдельные вылазки в другие города мы уже делали, и в России, и в Украине. Нужно признать, что информация о группе расходится не так быстро, как хотелось бы. Многие до сих пор выкладывают наш первый альбом "Augenblick" со словами "смотрите, что я нашел!", хотя этот альбом мы выпустили уже полтора года назад. Тем не менее, все больше людей узнают о группе, слушают и выкладывают нашу музыку, благодаря чему интерес со стороны клубов и промоутеров из регионов растет. Общаемся мы по поводу концертов и в других странах, хочется верить, что не за горами момент, когда эти разговоры превратятся в поездки.
Есть ли у вас единомышленники среди местного ландшафта, с которыми вы, возможно, могли бы сформировать отдельную субкультуру? Мне ближайшим вашим "родственником" видится, к примеру, группа Rekevin.
Лосев: Играя поп-музыку, мы скорее стираем границы субкультур, это такая шкатулка с секретами, там и рок, и эмбиент, и разная экспериментальная электроника, много чего еще. Со всем этим богатством снова замыкаться в отдельной субкультуре совсем не хочется, да и "единомыслие" в музыке кажется весьма сомнительным качеством. Я за разнообразие музык, подходов и взглядов. А с музыкантами других групп мы, конечно, дружим, ходим на концерты, покупаем пластинки и радуемся их успехам.
Для участников Tinavie музыка является основным видом деятельности или скорее хобби? Приходится ли вам где-то параллельно работать, чтобы обеспечить себя?
Зильперт: У нас в группе только я уже много лет сижу "на двух стульях", совмещая музыку с постоянной работой. Все остальные музыканты в Tinavie свой выбор уже давно сделали в пользу музыки. В принципе, мне даже нравится иметь возможность выныривать из одной сферы в другую. Говорят, что смена деятельности – это самый лучший отдых, так что получается, что я постоянно отдыхаю.
Какую сверхзадачу ставит перед собой Tinavie - выступить на "Гластонбери", занять первое место в британском чарте, получить "Грэмми", сыграть на одной сцене с Полом Маккартни?
Лосев: Маккартни? А что, мы как раз ищем бас-гитариста.
Скачать новый альбом Tinavie "Hidden Places" можно на сайте "Круги".
Концертные презентации пластинки состоятся 2 декабря в петербургском клубе "Грибоедов" и 8 декабря в московском клубе Gogol.