Начальник транспортного цеха Мультимиллионер получил перспективную должность в московской мэрии

Мэр Москвы Сергей Собянин назначил руководителем департамента транспорта Максима Ликсутова - бизнесмена, состояние которого оценивается в 500 миллионов долларов. Мультимиллионер уже заявил о готовности отказаться от своих компаний ради кресла чиновника. Ему предстоит реализовать программу по развитию транспорта столицы в два триллиона рублей, на участие в которой претендуют близкие ему структуры.

Назначение Максима Ликсутова выглядит как простая кадровая рокировка - с мая 2011 года бизнесмен являлся советником мэра столицы по транспорту. Бывший начальник департамента - Николай Лямов - параллельно занимал должность заместителя мэра города по транспорту. В правительстве Москвы посчитали, что в преддверии масштабных программ, связанных с транспортом, такое совмещение должностей является неэффективным, и провели перестановку.

Пресс-секретарь правительства Москвы Гульнара Пенькова заявила, что Ликсутов является профессионалом, уважаемым в бизнесе. В то же время, многие деловые СМИ засомневались как в том, способен ли он организовать одну из самых сложнейших транспортных систем страны - московскую, так и в том, не приведет ли это назначение к дальнейшему сращиванию власти и бизнеса. Ликсутов занимает 189-ю строку в списке журнала Forbes среди самых богатых людей России. Его состояние журнал оценивает в 500 миллионов долларов.

Владелец вагонов

Быть советником мэра на общественных началах и руководителем профильного подразделения - вещи совершенно разные. В первом случае достаточно быть специалистом в каком-либо виде транспорта. Во втором необходимо хорошо разбираться в городских перевозках, значительная доля которых - пассажирские. А вот с ними бизнес Ликсутова связан слабо - предприниматель сделал карьеру в железнодорожной логистике.

Программа развития транспорта Москвы на 2012-2016 года предполагает выделение 2,2 триллиона рублей. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог власти планируют потратить 883 миллиарда рублей. Еще 466 миллиардов будет потрачено на прокладку новых линий метро и модернизацию инфраструктуры, в том числе замену эскалаторов и вагонов. Всего планируется построить более 75 километров метро и почти 500 километров дорог.

На момент назначения Максим Ликсутов являлся председателем совета директоров "ТрансГрупп" - компании, которая занимается грузовыми перевозками, преимущественно железнодорожными и мультимодальными. В свою очередь, "ТрансГрупп" принадлежат доли в "Рейлтрансавто" и "Трансмашхолдинге". Первая компания занимается перевозкой автомобилей по железной дороге, а вторая работает в сфере транспортного машиностроения.

В "ТрансГрупп" Ликсутов владеет четвертью акций. Его партнерами являются Андрей Бокарев и Искандар Махмудов, которым в сумме принадлежит 50 процентов ценных бумаг транспортной группы. Еще четверть акций принадлежит Сергею Глинке.

"ТрансГрупп" уже связана с транспортным бизнесом Москвы. Компания владеет 25-процентной долей в "Аэроэкспрессе", осуществляющем перевозки между столичными аэропортами и вокзалами. При этом директором компании стал Максим Ликсутов. Сам "Аэроэкспресс" в сентябре 2011 года стал совладельцем Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), которая является оператором московских электричек, купив у государства 25 процентов акций компании.

Как пишут "Ведомости", именно с "ТрансГрупп" московские чиновники ведут переговоры по поводу строительства железнодорожной ветки между терминалами "Шереметьево". Кроме того, "Трансмашхолдинг" может стать одним из крупнейших поставщиков ЦППК.

В начале сентября газета "Коммерсантъ" писала, что "Аэроэкспресс" планирует заняться пригородными перевозками. Источники издания утверждали, что компания ведет переговоры с РЖД о получении десяти маршрутов в Подмосковье.

Примечательно, что, помимо необходимости отказаться от бизнеса, Ликсутову также придется решить вопрос со своим эстонским гражданством, которое он получил в 2005 году "за вклад в развитие местной экономики". Николай Лямов заявил, что вопрос находится в компетенции кадровой службы. Он отметил, что вряд ли гражданство является причиной, по которой Ликсутов не может занимать должность руководителя департамента. В свою очередь, пресс-секретарь столичной мэрии Гульнара Пенькова утверждает, что Ликсутов ранее уже отказался от эстонского гражданства и теперь является гражданином РФ.

Скоро станет традицией

Ликсутов является не первым чиновником транспортного департамента, так или иначе связанным с бизнесом. Так, Василий Кичеджи, руководивший департаментом транспорта и связи Москвы с марта 2009 года по ноябрь 2010-го, тоже имел свой интерес в бизнесе, правда, в медийном.

После ухода из департамента, Кичеджи расстался со своими активами - летом 2011 года чиновник продал 35 процентов акций радиостанции "ТВ Столица" за 150 миллионов рублей правительству Москвы. В августе сообщалось, что Кичеджи намерен продать 60 процентов акций "Радио спорт" столичной мэрии за 100 миллионов рублей. Впоследствии этот пакет бумаг перешел "Сибирскому деловому союзу" за 10 миллионов долларов.

Предшественник Кичеджи - Леонид Липсиц - попал в скандал, связанный, правда, не с бизнесом, а с коррупцией. В 2010 году в отношении него было возбуждено уголовное дело по факту присвоения чиновником 90 миллионов рублей. Дело касалось реализации городской программы воздушного такси, которая предполагала развитие авиасообщения между Москвой и городами Золотого кольца. Осенью 2009 года в ходе проверки выяснилось, что Липсиц и гендиректор ЗАО "РАСТЕХ" Полина Прицепа заключили в 2006 году контракт на создание системы управления воздушным движением на высотах "ниже низшего эшелона", однако оборудование поставлено не было.

Следствие считало, что акт сдачи-приемки работ был фиктивным и средства, потраченные на оснащение аэропорта Внуково аппаратурой для организации воздушного такси, Липсиц и Прицепа похитили. В аэропорту была проведена проверка, и оборудования сотрудники правоохранительных органов найти не смогли. Впоследствии уголовное дело было закрыто из-за отсутствия состава преступления, но незадолго до этого Полина Прицепа покончила с собой.

На вопрос журналистов, кому он оставит свой бизнес, новый начальник департамента - Максим Ликсутов - ответил, что его доля отойдет другим акционерам. Конкретных имен он не назвал. Такое заявление теперь уже чиновника выглядит не совсем обычно - чаще всего бизнесмены, переходя на государственную службу, оставляют свои предприятия женам и детям.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше