5 декабря, на следующий день после парламентских выборов, российская "несистемная" оппозиция вывела на митинг на Чистых прудах от 5 до 7 тысяч человек (оценка ГУВД Москвы - около 2 тысяч - явно сильно занижена). "Несогласные" расценили это как большой успех, и уже утром 6-го по социальным сетям стали распространяться призывы этот успех развить. Место было выбрано традиционное - Триумфальная площадь, время - 19:00, конец рабочего дня.
Когда информация о готовящейся (и, само собой, не согласованной с властями) акции стала распространяться в интернете и в СМИ, в "Единой России" засуетились. "Партия власти" пообещала "дать достойный ответ" тем, кто сомневается в ее победе на прошедших думских выборах, и вывести на улицы 10 тысяч своих сторонников.
Помимо всего прочего, настал звездный час движения "Наши" и прочих прокремлевских "молодежек", которых в свое время создавали ровно для того, чтобы физически занимать площади и не позволять оппозиционерам скопиться и устроить "цветную революцию". Прежде оппозиции просто запрещали митинги под тем предлогом, что прокремлевские активисты уже "застолбили" желанную площадь. Чуть ли не впервые "нашистам" нужно было десантироваться на место событий в авральном режиме.
В течение дня "нашистские" мероприятия прошли на Пушкинской и Манежной площадях, а также на площади Революции. Об убедительной победе "Единой России" призван был возвестить бой сотен барабанов, которые таскали на себе прокремлевские активисты.
"Нашисты" в данном случае - это собирательный термин, под ним подразумевается не только движение "Наши", но и "Молодая гвардия Единой России", "Сталь" и прочие клоны главного детища Василия Якеменко, - "нашисты", стало быть, десантировались на Триумфальную оперативно: первые их группы прибыли еще в начале седьмого. Большинство были в одинаковых белых ветровках либо в куртках с красной буквой "Я" - эмблемой "Молодой гвардии". Выделялись крепкие молодые люди в зеленых жилетках, которых "нашисты" аттестовали как своих охранников.
К началу анонсированной оппозиционной акции "нашисты" в количестве около тысячи человек устроились в двух ключевых местах площади, уже больше года рассеченной строительным забором: на пятачке перед выходом из станции метро "Маяковская" и слева от памятника Маяковскому. У них было неимоверное количество флагов (в основном патриотических триколоров и знамен "Молодой гвардии") и барабаны, в которые они самозабвенно лупили часа три подряд. Они беспрерывно скандировали: "Россия! Россия!", "Народ, Медведев, Путин", "Чистая победа!" - и так далее. Их бдительно охраняли многие сотни полицейских. Несколько групп "нашистов" человек по десять (в основном - те самые "охранники" в зеленых жилетках) перемещались между "загончиками", устроенными для их разделенного митинга. Некоторые даже вступали в дискуссии с оппозиционерами, которые, впрочем, неизменно скатывались к крикам: "Сколько вам заплатили?" - "А вам сколько заплатили?".
Часть оппозиционеров прибыла на Триумфальную от мировых судов, где весь день рассматривались дела активистов, задержанных накануне. Уже было известно, что один из лидеров "Солидарности" Илья Яшин получил 15 суток ареста за "неповиновение сотрудникам полиции". Информация об аналогичном приговоре Алексею Навальному поступила, когда акция на Триумфальной была уже в разгаре.
Тех лидеров оппозиции, которые добрались до Триумфальной, полицейские задержали почти сразу. Среди них оказались Борис Немцов и лидер "Яблока" Сергей Митрохин. Дольше других продержался Эдуард Лимонов, но и его в конце концов отправили в автозак. Дальше все происходило, в общем, как обычно: полицейские кордоны рассекали толпу и "зачищали" площадь, задерживая людей десятками. Кого не задерживали - теснили с площади в разные стороны: по Садовому кольцу за гостиницу "Пекин", по Тверской в сторону Пушкинской и в сторону Тверской заставы.
Задержания проходили в жесткой форме: людей били, хватали за руки и за ноги, швыряли в автозаки друг на друга, так что без травм не обошлось. "Под замес" попал, в частности, корреспондент "Коммерсанта" Александр Черных, которого избили в автозаке, а потом отпустили (с площади он отправился в травмпункт).
С некоторым запозданием на Триумфальную прибыл депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев - единственный представитель "системных" партий, которые обещали на улицах отстаивать полученные на выборах голоса. Его тоже пару раз пытались задержать, но депутатское удостоверение спасало. Впрочем, никакого влияния на происходящее он оказать не смог.
По сравнению с тем, как обычно проходят в Москве несогласованные уличные акции, было одно знаменательное новшество: наряду с полицией, оцепления выставляли и "нашисты". Несколько раз это привело к серьезной давке, в которой лишь чудом никто не пострадал: полицейский кордон теснил толпу по узкому коридору между автозаками и строительным забором, а толпе мешал отступать кордон "нашистов", перекрывших коридор.
То, что случилось на Триумфальной площади вечером 6 декабря, вызывает несколько серьезных вопросов, которые следует адресовать, по-видимому, в ГУВД Москвы. Вот, пожалуй, два главных.
Вопрос первый: была ли согласована с городскими властями акция "нашистов", и если нет, то почему никого из этих юных барабанщиков не задержали по столь ценимой столичными правоохранительными органами статье 20.2 Кодекса об административных правонарушениях (нарушение порядка проведения публичного мероприятия)? Они ведь делали все то же самое, за что на той самой площади регулярно задерживают десятки людей: разворачивали наглядную агитацию, скандировали лозунги, мешали проходу граждан (между прочим, блокировали вход в метро).
Вопрос второй: не подпадают ли действия отдельных активистов прокремлевских молодежных движений, самочинно устраивающих оцепления на манер полицейских, под какую-нибудь статью какого-нибудь кодекса (ну вот хотя бы 19.1 КоАП - самоуправство)?
Несмотря на все усилия полицейских, предотвратить столкновения между "нашистами" и оппозиционерами все же не удалось. Когда Триумфальная была в основном "зачищена", пара сотен "несогласных" скопилась на крыльце Театра Сатиры. Соседнее крыльцо концертного зала имени Чайковского занимали "нашисты" с барабанами. Некоторое время они состязались в голосистости (скандирование "Народ, Медведев, Путин!" тонуло в реве "Позор! Позор!"). В какой-то момент полицейский кордон куда-то делся, и две не вполне миролюбиво настроенные толпы остались друг против друга на расстоянии пары шагов. Немедленно завязалась потасовка, в которой у "нашистов" отобрали барабан. Кто-то из оппозиционеров тут же принялся бить в него, и толпа стала радостно скандировать один из самых старых лозунгов "несогласных": "Это наш город!". Подоспел ОМОН, и оппозиция бросилась бежать вдоль Садового кольца. Несколько человек выскочили на проезжую часть, намереваясь перекрыть ее, но людей оказалось слишком мало. Толпу некоторое время гнали по тротуару в "коробке": один кордон теснит сзади, другой сбоку отгораживает ее от проезжей части. Все закончилось новыми задержаниями.
Рассеянные с Триумфальной "несогласные" разбрелись кто куда. Одна группа оказалась возле Белого дома, но никак себя там уже не проявила. Многие переместились к отделениям внутренних дел, по которым развезли задержанных, - это тоже традиция "Маршей несогласных" и "Стратегии-31".
К традициям московского уличного протеста, сложившимся за последние пять лет, за последние три дня приобщились сотни людей, которые вряд ли сами от себя этого ожидали еще неделю-две назад. В числе задержанных оказалась, например, скандально известная светская журналистка Божена Рынска (видео этого знаменательного события отдельно настоятельно рекомендуется к просмотру), и именно благодаря традиции стояний у ОВД после акции ее оттуда вызволили.
Среди тех, кто в эти три дня ходил на протестные акции, очень много таких, кто делал это впервые. Непривычно много "первоходок" и среди 569 задержанных. Все эти люди, судя по настроениям в толпе на Триумфальной и в твиттере, своего первого раза не испугались. Оппозиционная митинговая активность в Москве уже расписана до конца недели. Одно за другим приходят сообщения о намеченных акциях в регионах. Вне зависимости от того, чем это все кончится, надо констатировать: далеко не все итоги думских выборов подводить Владимиру Чурову.