19 декабря российские биржи ММВБ и РТС завершили формальный процесс слияния и провели первые торги на объединенной площадке. Вечерняя сессия на ММВБ-РТС ознаменовалась техническим сбоем, из-за которого пострадали тысячи инвесторов. Пока непонятно, каким образом участники торгов смогут возместить свои убытки, однако, к примеру, в Сбербанке уже пригрозили взыскать ущерб с ММВБ-РТС.
В понедельник участники отечественного финансового рынка с приподнятым настроением комментировали объединение ММВБ и РТС, о котором площадки договорились еще в феврале. Как сообщали "Вести", зампред председателя Центробанка Сергей Швецов отметил, что созданная биржа поможет созданию в России международного финансового центра (МФЦ). Руководитель группы, курирующей создание МФЦ, бывший глава администрации президента РФ Александр Волошин выразил уверенность, что "объединенная биржа станет одной из лучших бирж мира".
Высказался по поводу создания ММВБ-РТС и глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин. "Нам важно, чтобы клиентам было удобно работать на бирже, с одного счета вести операции на срочном и спотовом рынке, чтобы не было технических сбоев", - подчеркнул он. В свою очередь, старший управляющий директор ММВБ-РТС Роман Горюнов ответил: "Думаю, что участники рынка возлагают большие надежды на объединение бирж. Мы постараемся вас не разочаровать!"
Без сбоев, однако, ММВБ-РТС обойтись не удалось. Уже 19 декабря вечером в истории объединенной биржи случился первый из них. Надо сказать, что всего с начала 2011 года на отечественном фондовом рынке произошло уже восемь сбоев, включая последний, в том числе на РТС - четыре, а на ММВБ - три, однако нынешний в СМИ уже успели назвать "беспрецедентным". Он продолжался несколько часов - с 19:15 до 23:00 по московскому времени (при том, что вечерняя сессия длится с 19:00 до 23:50), а ущерб, понесенный трейдерами, по данным газеты "Московский комсомолец", оценивается в 14 миллиардов рублей.
Как сообщил 20 декабря Горюнов, приостановка торгов на ММВБ-РТС произошла из-за того, что после планового тестирования 17 декабря из систем были удалены не все данные. Он пояснил, что в день сбоя около 18:45 во время проведения клиринга (безналичные расчеты, осуществляемые путем взаимозачета) в торговую систему были переданы некорректные данные, оставшиеся там после тестирования. По какой причине в системе осталась неправильная информация, он не уточнил.
19 декабря торговая система использовала эти некорректные данные и неверно отразила открытые позиции и объемы денежных средств участников торгов. В итоге проведение сессии было решено остановить около 19:15. После этого, как сообщал "Коммерсантъ-Online", все данные были восстановлены на начало торгов (19:00), а также учтены все сделки, заключенные до 19:15 (по данным биржи, их было совершено 17 тысяч). Горюнов подчеркнул, что в 23:00 сессия возобновилась с полностью корректной информацией. Кроме того, он указал, что сбой не носит системного характера.
Президент ММВБ-РТС Рубен Аганбегян принес извинения участникам торгов. Однако его извинения никого не удовлетворили.
Так, "Московский комсомолец" недвусмысленно указал, что "подавляющее большинство участников рынка матерятся хуже извозчиков". Так, частный инвестор Марина рассказала изданию: "Кошмар какой-то! Неделю назад открыла длинные позиции по фьючерсам. По моим расчетам, им еще недельку расти, я просто смотрела. Вдруг мои позиции стали принудительно закрываться. Какого черта? Звоню брокеру - занято. Звоню на биржу - автоответчик: 'Технический сбой'. Но при возобновлении торгов в 23 часа мои позиции не были возвращены. Они закрылись раньше срока, я получила убыток в 6 процентов" (дальше нецензурно. - МК)".
"Коммерсантъ" написал о десятках сообщений частных трейдеров и привел слова одного из них, Романа, который попросил не называть его фамилию: "До клиринга у меня были открыты небольшие длинные позиции по Сбербанку и фьючерсу на индекс РТС, при этом прибыль по счету находилась на уровне 10 процентов. После клиринга образовался убыток 8 процентов, а вместо длинных позиций оказались открыты короткие. Никаких сделок после клиринга я не совершал".
"Было 71 000 руб. Ушел перед клирингом в кэше, материализовалось из вакуума 158 контрактов РИ в шорте. Закрыл их. При открытии в 23.00 получил их же в лонг. Потеря 125 000 рублей, или 180 процентов от счета депо. Стало –55 000 рублей за 4 минуты", - цитирует сообщение одного из трейдеров "Газета.ру".
Сейчас первоочередной вопрос, который волнует инвесторов - кто будет возмещать ущерб? 21 декабря
зампред Сбербанка Белла Златкис, которая одновременно занимает пост председателя совета директоров ММВБ, заявила, что крупнейший российский банк может взыскать потери (их сумма не уточняется), связанные со сбоем, с биржи. Златкис пояснила, что сейчас у Сбербанка "есть два случая", по которым ведется разбирательство, и если банк не сможет со своими клиентами "все вернуть в исходное состояние", то обратится за возмещением к фондовой площадке.
Между тем, как указал "Коммерсантъ", клиентам ММВБ-РТС вряд ли удастся возместить ущерб с помощью биржи, поскольку последняя (как и многие брокеры, через которых заключались сделки), заявила, что ничего компенсировать не обязана. Вот, к примеру, неутешительный ответ "Финама" одному из трейдеров, выложенный трейдером на sMart-lab.ru.
20 декабря глава ФСФР Дмитрий Панкин, как сообщило агентство ПРАЙМ, пригрозил отзывом квалификационных аттестатов у сотрудников ММВБ-РТС. Как пояснил Панкин, это произойдет, если ФСФР выяснит, что причина сбоя "в кадрах". Он также отметил, что в случае, если виновной в неполадках окажется биржа, ее клиенты могут обратиться в суд для компенсации убытков.