С 1 января российским авиаперевозчикам придется покупать квоты на выброс парниковых газов при осуществлении рейсов в Евросоюз. Издержки от экологического сбора, скорее всего, лягут на плечи пассажиров. Установив плату за квоты, Европа тем самым проигнорировала позицию не только России, но и еще 22 стран. В отличие от Китая и США, российские власти еще не поддержали законодательно отечественные компании.
С Нового года Евросоюз включил все авиакомпании, летающие над его территорией, в систему распределения квот на выброс парниковых газов. Таким образом, авиаперевозчикам, приземляющимся в аэропортах ЕС или пролетающим над странами Европы, придется выплачивать своеобразный налог на выхлоп от самолетных двигателей. Кроме стран ЕС, данные правила распространяются на Исландию, Норвегию и Лихтенштейн.
Во вторник, 10 января, газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники опубликовала новую оценку издержек, которые понесут российские компании от экологического сбора. По данным издания, за 2012 год авиаперевозчикам РФ придется заплатить за квоты от 25 до 30 миллионов евро. Это несколько выше называвшейся ранее цифры в 20 миллионов евро.
В то же время, "Аэрофлот", на который придется около 80 процентов выплат по квотам, оценивал в октябре 2011 года свои потери только в 2012 году в 40 миллионов евро, а до 2025-го - до 800 миллионов. Второй крупный российский авиаперевозчик, работающий на европейском направлении - "Трансаэро", оценивал свои годовые издержки в три миллиона евро.
Скорее всего, новый сбор придется оплачивать из своего кармана не столько авиакомпаниям, сколько пассажирам. По различным оценкам, появлявшимся в СМИ, стоимость авиабилетов вырастет в среднем на 5-25 долларов. По оценкам Министерства транспорта России, увеличение составит от 5 до 40 евро. Сами европейские компании подняли цены на авиаперелеты еще в 2011 году, после введения квот для перевозчиков из ЕС.
Газы стоят денег
Декларируемая Европейским союзом цель, ради которой вводятся квоты, - сократить выбросы парниковых газов в атмосферу, прежде всего за счет того, что авиакомпании будут использовать более экологичные самолеты. Уже в 2012 году с помощью этой меры ЕС планирует уменьшить поступление углекислого газа на три процента по сравнению с уровнем 2004-2007 годов, а к 2013 - на пять процентов. Кроме того, торговля квотами на выброс углекислых газов принесет дополнительные средства в государственные бюджеты стран Европы. В 2012 году, по оценкам властей ЕС, авиакомпании должны заплатить за квоты в общей сложности около двух миллиардов евро.
Как будут потрачены эти денежные средства, еще не известно. Официальной информации о том, что их направят на финансирование экологических проектов, не появлялось. В то же время, СМИ сообщали, что власти Европы могут потратить эти деньги на реализацию инфраструктурных проектов.
Сама схема неоднократно подвергалась критике за непрозрачность. Предполагается, что продавать будут только 15 процентов всех квот, а 82 процента распределят бесплатно. Три процента будет зарезервировано. Впоследствии в ЕС планируют корректировать эту систему - например, увеличивать долю продаваемых разрешений на выбросы газов. Безусловно, такая неопределенность не может не беспокоить страны, авиаперевозчики которых теперь вынуждены пополнять бюджеты других государств.
Марш недовольных
Против нововведений Европейского союза выступили 22 страны, среди которых оказались США, Китай, Индия и Канада. Государства обвинили Европу в попытках регулировать авиационную отрасль нерыночными методами. Неевропейские страны также были возмущены нормой, при которой им приходится платить за газы, выброшенные даже не над территорией Европы, если самолет приземляется или улетает из аэропорта в ЕС.
Международное соглашение было принято в городе Киото (Япония) в 1997 году. Именно этот протокол установил принцип торговли квотами на выброс парниковых газов в качестве механизма защиты окружающей среды. Страны, ратифицировавшие Киотский протокол, взяли на себя обязательства сократить выбросы углекислого газа в атмосферу к 2012 году в среднем на 6-8 процентов. США не ратифицировали документ. Китай и Индия, несмотря на присоединение к протоколу, обязательств на себя не брали. Действие соглашения заканчивается в 2012 году, к этому времени планируется подготовить новый протокол.
Наиболее жесткой была позиция США. Стоит отметить, что эта страна не ратифицировала Киотский протокол, целью которого является сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу. Как следствие, американские политики явно не разделяют желание европейских коллег побороться за чистоту воздуха с помощью налогов.
Осенью 2011 года Конгресс США законодательно запретил авиакомпаниям этой страны платить за квоты на выбросы углеводорода властям Евросоюза. Кроме того, власти страны рекомендовали авиакомпаниям судиться с Евросоюзом, чтобы признать нововведение неправомерным. Против ЕС иски подали United Continental, American Airlines и Ассоциация воздушного транспорта Америки, но Европейский суд 21 декабря подтвердил законность взимания квот.
Вслед за США запрет на оплату квот ЕС ввел Китай. Руководство страны заявило, что решение ЕС было принято в одностороннем порядке без учета мнения заинтересованных стран, в том числе и Китая. Министерство торговли КНР даже угрожало Евросоюзу "торговой войной", но что конкретно под этим понимается, не уточнялось. Дальше угроз китайские власти пока не пошли.
Марш Минтранса
Российские авиационные власти пошли путем США и Китая. После того как критика со стороны Минтранса и Росавиации во второй половине 2011 года не дала результатов, Минтранс объявил о необходимости ввести аналогичный действующему в США законодательный запрет. В октябре заместитель Министра транспорта России Валерий Окулов заявил, что до конца 2011 года планируется принять соответствующий закон.
В таком случае российские компании были бы освобождены от уплаты за квоты не по "собственному желанию", а властями России. Конечно, ситуация может привести к дипломатическому скандалу, но в таком случае Евросоюз останется в одиночестве - в вопросе квот у него явно больше врагов, чем друзей. Власти ЕС могут, впрочем, ответить и иначе - например, ограничивать полеты тем авиакомпаниям, которые "задолжали" за квоты. Тогда перевозчикам пришлось бы подавать иски в суды и доказывать свою правоту. В отличие от США, Россия ратифицировала Киотский протокол, поэтому позиция РФ была бы менее понятна. Так или иначе, российские власти закон пока принять не успели.
В течение 2011 года СМИ неоднократно высказывали предположение, что власти ЕС откажутся от квот на парниковые газы из-за международного давления. Но после Нового года стало ясно, что этого не будет. Какие бы шаги ни предприняли оппоненты ЕС в вопросе квот, легкий выход из ситуации они теперь вряд ли найдут.