Председатель Национального банка Швейцарии Филипп Хильдебранд подал в отставку. Поводом для этого стали действия его жены - Кашья Хильдебранд заработала на продаже валюты 49 тысяч евро, как утверждают СМИ, незаконно воспользовавшись конфиденциальной информацией. Расследование не подтвердило злоупотребление полномочиями со стороны Хильдебранда, но это не помогло ему сохранить пост.
Глава Национального банка Швейцарии (SNB) Филипп Хильдебранд не устоял под давлением общественности и подал в отставку из-за скандала, в котором оказалась замешана его жена Кашья. Главу регулятора заподозрили в причастности к валютной операции, в ходе которой его супруга заработала 49 тысяч евро. СМИ утверждают, что Кашья Хильдебранд воспользовалась конфиденциальной информацией, которую она могла получить от мужа, и это позволило ей заработать на сделке.
История вопроса
Детали скандала напоминает Romandie.com: 10 марта 2011 года семья Хильдебранд купила 1,173 миллиона долларов за 1,1 миллиона франков, вырученных от продажи дома. Через неделю SNB официально подтвердил намерение влиять на курс франка, который значительно вырос на фоне общей нестабильности - среди инвесторов валюта Швейцарии славится как "тихая гавань", в которой можно без опасений хранить сбережения. После заявления ЦБ курс доллара упал с 0,94 до 0,92 франка, в результате чего 1,173 миллиона долларов превратились в 1,08 миллиона франков.
15 августа Кашья Хильдебранд купила 504 тысячи долларов за 400 тысяч франков (то есть по курсу 0,79 франка за доллар). Через три недели SNB выпустил распоряжение, в соответствии с которым нацвалюта не может укрепляться более чем 1,2 франка за евро. Такие меры были приняты, чтобы остановить укрепление местной валюты и поддержать таким образом экспортеров. После этого франк упал к доллару и к евро. 4 октября супруга главы SNB продала 516 тысяч долларов по курсу 0,92 франка за доллар, получив 475 тысяч франков. В итоге на этой сделке Кашья Хильдебранд, воспользовавшись упавшим курсом нацвалюты, заработала 60 тысяч франков (49 тысяч евро).
Кашья до настоящего времени не была известна широкой публике. Со своим мужем она познакомилась во время работы на Уолл-стрит. У Кашьи 16-летний опыт финансиста, так что с валютой она обращаться умеет, хотя и занимается сейчас только искусством - в Цюрихе у жены главы SNB собственная художественная галерея.
Хильдебранды держат свои деньги в банке Sarasin. Программист этой финорганизации предоставил конфиденциальные данные о сделке адвокату Херманну Лею (Hermann Lei), а тот, в свою очередь, организовал ему встречу с бывшим членом федерального правительства Швейцарии и вице-президентом Швейцарской народной партии (UDC) Кристофом Блохером (Christoph Blocher).
Влиятельная в Швейцарии UDC, кстати, сыграла очень важную, если не решающую роль во всей этой истории. Участие в скандале Херманна Лея тоже нельзя назвать случайным - он рассказал, что знает осведомителя из Sarasin со школы. Также адвокат уточнил, что никогда не скрывал своего "критичного отношения" к работе главы SNB.
В середине декабря Блохер рассказал о сомнительных операциях правительству и финансовым регуляторам. Для проверки фактов были наняты эксперты Pricewaterhouse Coopers. В конце месяца расследование завершилось, а руководство SNB заявило, что слухи о незаконном обогащении Филиппа Хильдебранда оказались неправдоподобными.
1 января программист банка Sarasin обратился в полицию по этому делу, а 5 января в газете Weltwoche, близкой UDC, была опубликована статья. Автор материала утверждает, что Хильдебранд сам осуществлял вышеупомянутые валютные операции, пользуясь при этом служебным положением. Сразу после выхода статьи в печать глава SNB заявил, что не собирается покидать пост, однако 9 января сообщил о своей отставке.
Похоже на правду
Хильдебранд не отрицает сам факт сделки, однако утверждает, что не был уведомлен об этой операции. Как пишет The Financial Times, переписка банкира в Sarasin с главой SNB подтверждает правоту последнего. В письме от 16 августа Хильдебранд выражает недоумение несогласованной покупкой долларов. В ответ на это сотрудник банка напоминает, что он оставил операции с долларами на усмотрение своей жены.
Объявив о своей отставке, глава SNB объяснил решение отсутствием убедительных доказательств того, что не знал о валютных операциях своей жены. Также не в пользу Хильдебранда свидетельствует тот факт, что возможность отменить операцию у него была, однако он этого не сделал.
Реакция
Местные газеты пишут, что отставка "самого могущественного в Швейцарии человека" была неизбежной. Le quotidien jurassien сравнивает его с капитаном, который "сдался, чтобы спасти корабль - SNB".
Немало места СМИ уделили обсуждению других участников конфликта. К примеру, пресса сразу заинтересовалась информаторами Weltwoche, ведь именно после публикации в этой газете скандал вступил в завершающую стадию. В "сливе" сразу заподозрили Херманна Лея. Он сначала отпирался, утверждал, что все осведомленные лица действовал в условиях секретности, чтобы не навредить репутации швейцарской банковской системы. Уже после отставки Хильдебранда Лей признался, что рассказал о сделке Weltwoche.
Программист из Sarasin, как оказалось впоследствии, был против публикаций в прессе. Уже после обнародования информации он рассказал, что хотел только прояснить детали сделки. Программист обвинил Лея в том, что тот разрушил ему жизнь.
Также не обделила вниманием пресса и UDC, в частности Кристофа Блохера. Последний, по мнению 24 Heures, не преминул воспользоваться благоприятной ситуацией, чтобы убрать с дороги могущественного банкира. На сайте UDC после сообщения об отставке появился текст, в котором приветствуется увольнение Хильдебранда. Авторы обращения утверждают, что только таким образом можно восстановить доверие к SNB.
Кроме того, в СМИ появились версии о принудительной отставке. В частности, таблоид BLICK утверждает со ссылкой на неназванные источники, что главу SNB вынудили уйти в отставку финансовые власти. Издание предполагает, что последние также оказались под давлением партии UDC.
Власти пытались "замолчать" скандал, что неудивительно - история произошла в стране, которая славится своей приверженностью банковской тайне. Министр финансов Эвелина Видмер-Шлумпф (Eveline Widmer Schlumpf) заявила, что распространение информации сотрудником Sarasin и адвокатом Леем отразится на репутации всего финансового сектора страны. Руководство Sarisin намерено судиться с осведомителями. В Швейцарии после
этого случая собираются ужесточить правила надзора над руководством SNB.
Любопытно, что негативных отзывов в СМИ удостаиваются скорее противники Хильдебранда - информаторы и Кристоф Блохер. Последний подтвердил свои намерения пойти дальше в установлении контроля над SNB. По его словам, отставка председателя - "скромная цель", и он не намерен останавливаться на достигнутом.
Самого Хильдебранда в прессе чаще именуют "генералом", "капитаном" и "всемогущим боссом". В публикациях отмечаются его многочисленные связи за рубежом, репутация среди членов G20. Но его могущества оказалось недостаточно, чтобы уладить конфликт ценой 49 тысяч евро.