Президент США Барак Обама 18 января заявил, что ему пришлось отклонить проект строительства нефтепровода с канадских месторождений на нефтеперерабатывающие заводы в Техасе. Президент возложил ответственность за отказ от нефтепровода на республиканцев в Конгрессе, которые, по его словам, отвели на экспертизу проекта слишком мало времени.
Как подчеркнул Барак Обама в своем заявлении по поводу нефтепровода Keystone XL, отказаться от проекта ему порекомендовал Госдепартамент. В ходе пресс-конференции представитель этого ведомства Керри-Энн Джонс (Kerri-Ann Jones) отметила, что на всесторонний анализ не хватает времени.
Республиканцы включили положение, требующее принять решение по нефтепроводу в течение 60 дней, в закон о продлении действия льгот по налогу на зарплаты. Этот закон, принятый в декабре, никакого отношения к нефтепроводу не имел. Республиканцы просто воспользовались тем, что демократы настойчиво добивались его принятия и, чтобы заручиться голосами республиканцев, согласились на пункт о нефтепроводе.
На решение Обамы, несомненно, повлияла идущая в США президентская кампания. Защитники окружающей среды, возражавшие против строительства, обычно поддерживают демократов, и президент, очевидно, хотел их порадовать. Некоторые спонсоры избирательной кампании Обамы даже угрожали прекратить перечислять пожертвования. На предвыборном сайте Обамы в сообщении по поводу нефтепровода подчеркивается, что у оппонентов президента "есть влиятельные друзья в нефтяной индустрии". Тут же предлагается поддержать президента в его борьбе "за защиту окружающей среды, ответственную разработку энергоресурсов страны и создание рабочих мест". Иными словами, предвыборный штаб Обамы решил обыграть ситуацию, используя обычные популистские штампы. С точки зрения демократов, получается, что республиканцы, связанные с нефтяным лобби, принуждали президента принять безответственное решение строить опасный нефтепровод без проведения необходимых экспертиз.
Нефтепровод Keystone XL планировалось использовать для транспортировки нефти с нефтеносных песков Атабаски в канадской провинции Альберта на нефтеперерабатывающие заводы в США. Трубопровод предполагалось продлить до побережья Мексиканского залива в Техасе. Он должен был пройти по территории шести штатов - Монтаны, Южной Дакоты, Небраски, Канзаса, Оклахомы и Техаса. Длина нефтепровода на территории США составила бы 2735 километров. Стоимость проекта оценивают в семь миллиардов долларов. Заявку на строительство компания TransCanada подала в Госдепартамент США в сентябре 2008 года.
Республиканцы в долгу не остались. Бывший спикер Палаты представителей Конгресса Ньют Гингрич, слова которого приводит Associated Press, назвал решение президента "потрясающе глупым". Экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни заявил, что Обама "опять поставил соображения политической борьбы выше трезвой государственной политики". Ромни и Гингрич пока считаются основными кандидатами на выдвижение в президенты от республиканцев, так что им и не остается ничего другого, кроме как состязаться в критике Обамы.
Спикер Палаты представителей Конгресса Джон Бейнер также не стал скрывать своего негодования. Он объявил, что Обама "уничтожает десятки тысяч рабочих мест в США". По мнению Бейнера, президент пожертвовал рабочими местами ради политических целей. "Это не конец битвы", - подытожил спикер, имея в виду, что борьбу за реализацию проекта республиканцы продолжат.
Сторонники строительства нефтепровода, кроме вопроса рабочих мест, обращают внимание также на выгоду, которую от решения Обамы может получить Китай. В Канаде подумывают над строительством нефтепровода к собственному западному побережью, чтобы продавать нефть в Азию (страна хочет диверсифицировать нефтяной экспорт, который пока почти целиком идет в США). Премьер-министр Канады Стивен Харпер в телефонном разговоре с Обамой уже выразил "глубокое разочарование" его решением, так что вопрос о "китайском направлении" для канадцев становится все более актуальным.
По мнению республиканцев, нефть из дружественной Канады могла бы заменить часть той, которая поступает с Ближнего Востока. Поэтому противники Обамы утверждают, что его решение "подрывает энергетическую безопасность страны". С этим утверждением, впрочем, согласны не все. Автор публикации в The Washington Post подчеркивает, что независимо от того, откуда нефть привозят, ее цена все равно определяется на мировом рынке. То есть если цена на нефть растет из-за конфликтов на Ближнем Востоке, то она повышается и для канадской нефти, а не только для саудовской или кувейтской.
Да и с рабочими местами не все ясно. Компания TransCanada, которая намеревалась строить нефтепровод, утверждает, что их появится 20 тысяч. Противники проекта называют эту цифру завышенной. Госдепартамент летом 2011 года озвучил оценку, согласно которой для реализации проекта потребуются всего шесть тысяч человек.
Выгоды приходится сопоставлять с издержками. Особое беспокойство экологов вызывал маршрут, по которому нефтепровод должен был пройти в Небраске. Из предполагаемого района прокладки трубы получают воду восемь штатов. Учитывая эти опасения, в компании TransCanada еще на прошлой неделе заявили, что маршрут в Небраске будет пересмотрен таким образом, чтобы он всех устраивал.
Впрочем, для Обамы не все так просто. Его заявление по поводу нефтепровода не случайно было уклончивым. Сам по себе проект он не отверг, отметив лишь, что республиканцы не оставили времени на его анализ. Дело в том, что угодив одной части своего электората - защитникам природы, он вызвал возмущение своих сторонников в профсоюзах. "'Голубые воротнички', занимающиеся строительными работами в США, этого не забудут", - заявил руководитель Международного профсоюза рабочих Северной Америки (Laborers' International Union of North America) Терри О'Салливан (Terry O'Sullivan). Впрочем, некоторые профсоюзы, поддерживающие Обаму, выступают против проекта.
Как бы то ни было, борьба продолжится. Обама фактически просто отложил решение по нефтепроводу на послевыборный период (о том, что решение будет принято после выборов, еще в ноябре 2011 года заявлял Госдепартамент). В ходе пресс-конференции 18 января представитель Госдепартамента ясно заявила, что проекты прокладки транснационального нефтепровода по новому маршруту вполне могут быть рассмотрены. Неназванный чиновник рассказал Reuters, что на оценку нового проекта уйдет минимум год-полтора. Расс Герлинг (Russ Girling), президент и исполнительный директор компании TransCanada, уже объявил о намерении подать новую заявку.