Между Ираном и Западом развернулась война слов: обе стороны стремятся запугать оппонента, одновременно демонстрируя полную готовность к любому развитию событий - вплоть до войны. При этом начинать боевые действия, несмотря на грозную риторику, никто не спешит. И Тегеран, и Вашингтон, и Иерусалим пока ставят на блеф.
События последних дней вокруг и внутри Ирана - это настоящий милитаристский калейдоскоп. Стоит напомнить всего лишь несколько недавних заявлений, которые могут дать представление о настроении и замыслах сторон.
Итак, директор национальной разведки США Джеймс Клаппер объявил, что высшее иранское руководство планирует теракты на американской территории, отчего Тегеран стоит считать главной угрозой безопасности Соединенных Штатов.
![Джеймс Клаппер. Фото Reuters](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Джеймс Клаппер. Фото Reuters
Lenta.ru
Весьма влиятельная американская организация Bipartisan Policy Center выпустила доклад, в котором настоятельно рекомендовала Бараку Обаме готовиться к войне против Исламской республики и подробно расписала, какие меры необходимо для этого предпринять.
Министр обороны США Леон Панетта, если верить The Washington Post, назвал примерные сроки израильского удара по Ирану: середина весны - начало лета текущего года. Кстати, не верить уважаемому изданию повода нет - сам Панетта отказался опровергать, что говорил это, а его помощники подтвердили CNN, что да, именно такие сроки и назвал их босс.
На конференции по безопасности в Израиле высшие руководители этой страны в красках расписали, каким кошмаром для всего мира станет ядерный Иран, в очередной раз напророчили скорое появление у аятолл бомбы и объявили их подземные ядерные объекты вполне уязвимыми для существующих видов оружия. Министр обороны Эхуд Барак высказался яснее некуда, пообещав прибегнуть к военному решению, если санкции не сработают.
Великий аятолла Али Хаменеи уже на следующий день ответил, что "нет, не сработают", а его страна продолжит обогащать уран при любых обстоятельствах. Он также заявил, что иранский народ ничем не запугать и что любая война в десять раз больнее ударит по его противникам. При этом верховный лидер пообещал помогать всем и каждому, кто выступит против "сионистского режима", то есть направил прямое приглашение к сотрудничеству террористам всего мира.
Отправка американских войск в Израиль, учения ЦАХАЛа по проведению наземной операции с применением танков, вторая серия маневров ВМС Ирана в Ормузском проливе, поимка в Азербайджане иранских агентов, нанятых для убийства израильтян, и отправка в регион дополнительных кораблей ВМС США с крылатыми ракетами на борту - все это служит хорошим фоном для воинственных выступлений политиков и генералов, звучащих с обеих сторон.
Глядя на все это, поначалу кажется, что все ясно - решение уже принято, скорой войны не миновать. Но ситуация несколько сложнее. В действительности воевать страшновато всем.
Израиль осознает, что операция против Ирана будет невероятно трудной и с технической, и с военной точки зрения. Кроме того, премьер-министр Биньямин Нетаниягу понимает, что удар по ядерным объектам за тридевять земель отзовется взрывами тысяч неуправляемых ракет на его собственной территории - "Хизбалла" и ХАМАС непременно будут мстить за своего патрона. При этом все помнят, что последняя война в Ливане обернулась не разгромом "Хизбаллы", а громкими скандалами в тогдашнем правительстве Израиля во главе с Эхудом Ольмертом и его проигрышем на выборах. То есть тут существует не только военный, но и политический риск.
![Израильские солдаты в Ливане, 2006 год. Архивное фото (c)AFP](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
Израильские солдаты в Ливане, 2006 год. Архивное фото (c)AFP
Lenta.ru
У Вашингтона свои поводы для беспокойства. Бомбардировка Ирана поставит под удар огромное (20 тысяч сотрудников) посольство США в Багдаде: миллионы иракских шиитов также попробуют отомстить за единоверцев. Базы и корабли американских ВМС в регионе - тоже очевидная цель. Поскольку они расположены сравнительно недалеко от иранского берега, стражам исламской революции дотянуться до них будет намного проще, чем до Израиля. Нельзя забывать и про возможность начала террористической войны по всему миру - аятолла не шутил, заявляя о готовности помочь всем врагам Израиля. Ну и главное - вооруженный конфликт может надолго остановить или существенно сократить поток нефти из Персидского залива, а это - гарантия мирового экономического кризиса. Все эти приключения Обаме в год выборов совершенно не нужны, поэтому в Вашингтоне на перспективы нового бесконечного конфликта на Ближнем Востоке смотрят прохладно.
Да и Ирану есть что терять. Во-первых, жалко ядерные объекты, будь они хоть гражданские, хоть военные. Столько лет отказывали себе в самом необходимом, старались, строили, а тут раз - и за пять дней (столько на воздушную операцию отводит Израиль) одни дымящиеся руины. Во-вторых, экономическая ситуация в стране и без войны стремительно ухудшается, а в случае начала боевых действий положение и вовсе станет катастрофическим. Учитывая то обстоятельство, что молодая военно-религиозная элита успела обрасти собственным бизнесом, война больно ударит и по ней. В-третьих, войны, особенно крупные, порой имеют тенденцию заканчиваться сменой режима. А это для нынешних властителей Тегерана уже ни в какие ворота не лезет.
Таким образом, у каждой из сторон конфликта есть масса поводов, чтобы постараться уладить дело миром. Но поскольку компромисс в данной ситуации невозможен (Иран ни за что не откажется от ядерных разработок, а Израиль категорически не может позволить их продолжения), и те и другие сейчас пытаются напугать друг друга до смерти - раздувают щеки, потрясают копьями и бьют в барабаны, стремясь выглядеть больше и страшнее, чем они есть на самом деле.
Правила игры понятные - кто первым испугается и пойдет на попятную, тот и проиграет. Более того, Обама, понимая, что война ударит по нему сильнее, чем по Нетаниягу, пытается не только застращать Тегеран, но и как-то утихомирить своего более воинственного союзника. Возможно, именно поэтому в прессе появляются размышления экспертов Пентагона о том, что даже самая мощная американская бомба не справится с укреплениями над иранскими ядерными заводами. США как бы намекают Израилю, что "пока рано". Вот после ноябрьских выборов президента - может быть, а сейчас даже бомбы, как на беду, маловаты. Из Иерусалима тотчас отвечают: не надо паники, бомбы отличные, в самый раз.
В Тегеране прекрасно видят эти разногласия и с энтузиазмом их подогревают, снова и снова напоминая Обаме, что станет с ценами на нефть (и мировой экономикой) в случае начала военной акции. Израиль от этого сатанеет, отчего его угрозы в адрес Ирана становятся все более конкретными (последнее заявление Эхуда Барака как раз из этой серии). Американцам, чтобы не выбывать из игры, тоже приходится отвечать - отсюда слова Панетты о сроках начала операции. Игроки отчаянно блефуют, ставки стремительно растут.
Война слов развивается по восходящей спирали, взаимные угрозы становятся все более частыми и громкими. Все это напоминает барабанный бой, в котором ритм и интенсивность ударов постепенно нарастают, переходя в мелкую но громкую дробь. Обычно в финале подобной музыкальной композиции либо гремит финальный "Бум!!!", либо наступает тишина и спокойствие.