"Ой, привет, подходи сюда. Что-то ты легко оделась - ну, ничего, обещали, что полчаса всего продлится. Я тут наших только что видела - они мимо прошли. Кажется, тут прямо всех согнали", - две девушки лет двадцати жмутся к колонне на станции метро "Парк Победы" и обсуждают предстоящий митинг на Поклонной горе. Митинг должен начаться только через полтора часа, но на станции толпа. На людях надеты шубы, теплые куртки, пуховые платки. Многие в валенках.
"Антиоранжевый" митинг патриотических сил на Поклонной горе задумывался как ответ на массовые акции граждан, начавшиеся после декабрьских выборов в Государственную Думу. В двух самых масштабных митингах "За честные выборы", по разным оценкам, приняло участие от 30 до 80 тысяч человек. Организаторы акции на Поклонной горе, проходившей под девизом "Нам есть что терять", заявляли, что переплюнут "оранжевых" и соберут намного больше своих сторонников.
Народу действительно собралось немало - по данным ГУВД, их было 138 тысяч человек, хотя по другим оценкам их было намного меньше. При этом состав участников очень заметно отличался от "посетителей" митингов на Болотной и Сахарова. Подавляющее большинство митингующих составляли женщины постбальзаковского возраста и мужчины в черных кожаных куртках. На вопросы корреспондента "Ленты.ру", почему они пришли на митинг и каких взглядов придерживаются, женщины отвечать категорически отказывались, отворачивались спиной и поднимали воротники длинных - в пол - шуб.
Несколько человек о своих взглядах рассказали с удовольствием. На выходе из метро два старичка - по их словам, доктора физических и исторических наук - с плакатами против оранжевой революции долго объясняли, что главная беда России - это Америка, которую необходимо как можно скорее остановить. Похожими соображениями, но изложенными более простым языком, с корреспондентом "Ленты.ру" поделились работники одной строительной компании, пришедшие на митинг в форменных спецовках.
"Иван Федорович, а чего кричать-то?" - веселый толстяк с пышными усами, задыхаясь, нагоняет группу людей и присоединяется к ним. Из разговора выясняется, что упитанный мужчина и его спутники работают на одном предприятии, а Иван Федорович - их начальник. Отдел Ивана Федоровича оказался не единственным сознательным рабочим коллективом, решившим выразить гражданскую позицию в свой законный выходной, да еще и при температуре минус 20 градусов. Корреспондент "Ленты.ру" пообщался с политически сознательными энергетиками, строителями, учителями и бухгалтерами. Еще одна организованная группа митингующих представилась студентами-экономистами из Орла - хотя самому младшему из них было никак не меньше 35 лет. "Вон-вон наши начальнички стоят", - показал на группу солидных мужчин один из собеседников. На вопрос, какие начальники бывают у студентов, разговорчивый учащийся ничего не ответил и вместо этого начал увлеченно счищать снег с ботинка.
Морозным субботним днем посетить столицу решили не только орловчане: за колоннадой Музея Отечественной войны - с противоположной стороны от основной территории митинга - за горизонт уходили автобусы с табличками "Ульяновск", "Брянск", "Тамбов" и "Ростов". Перед началом митинга из автобусов вылезали замотанные в шарфы люди с плакатами и шариками и нестройными колоннами направлялись в сторону митинга. "Пока все это не кончится, они же обратно нас не повезут. Мы тут заложники этих м***ов на сцене", - недовольно произносит мужчина в белой куртке, прыгающий на одном месте. "Да ладно тебе, зато в Москву съездил, свежим воздухом подышал", - утешает ворчуна товарищ в красивой мохнатой ушанке. За спиной мужчин в снег воткнута растяжка "Даешь Путина! Даешь стабильность!"
Плакаты сходного содержания и с минимальными отличиями в дизайне были в руках у многих митингующих. "Дали мне, вот я и держу", - засмеялся, показав желтые зубы заядлого курильщика, старик в черной шапке. Вскоре обнаружился и источник агитматериалов - несколько мужчин доставали из лежащего на мраморном бортике большого черного пакета свернутые плакаты и флаги и раздавали их выстроившимся в небольшую очередь людям. "Раздаем всем желающим. Да, сами напечатали, от организации нашей. А что за организация - не скажу", - мужчины отвечают на расспросы о происхождении плакатов нехотя и очень коротко.
Около часу дня на сцене появился известный своими резкими суждениями политолог Сергей Кургинян и открыл митинг. Он сходу назвал активизировавшихся после думских выборов оппозиционеров и их сторонников "оранжевой чумой" и произнес небольшую речь о том, как Америка при помощи этих самых оппозиционеров реализует злокозненные планы по развалу России. Риторику Кургиняна поддержали телеведущий Михаил Леонтьев, политолог Николай Стариков и писатель Эдуард Багиров. Последний назвал собравшихся на Болотной площади "раздолбаями и бездельниками", сообщил, что он является доверенным лицом Владимира Путина и передал митингу привет от премьер-министра. Разоблачительный тон речей разбавила заслуженный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова, которая поведала собравшимся о том, как много действующая власть сделала для развития спорта.
Практически все ораторы удивлялись количеству людей, которые собрались их послушать, и даже сравнивали митинг на Поклонной с московскими выступлениями 91-го года. Журналист Максим Шевченко, пытаясь зажечь слушателей, почему-то использовал выражение, придуманное оппозиционером Алексеем Навальным. "Враги говорят, что вас заставили сюда прийти. Скажите: да или нет?" - взывал Шевченко к толпе. В ответ толпа неразборчиво бурчала "Неееет".
Возможно, невнимание к словам ораторов объяснялось тем, что многие собравшиеся их просто не слушали. Пытаясь согреться, митингующие собирались в тесные кружки и разливали принесенное с собой горячительное. Особенно активно полевое застолье шло под елками, растущими вдоль аллеи, где проходил митинг.
Периодически от группок выпивающих отделялись гонцы, которые бежали к расставленным вдоль аллеи желто-зеленым палаткам. В палатках приветливые женщины раздавали всем желающим мешочки с сухим пайком - шоколадками, кексами, булочками - и наливали горячий чай. Благодарные митингующие с готовностью набивали бесплатной едой сумки и большие полиэтиленовые пакеты.
Хранительницы калорийных сокровищ не могли ответить, кто облагодетельствовал митинг. Поставщиком чая оказалась фирма "Конкорд". За сценой обнаружилась целая колонна принадлежащих ей полевых кухонь, на которых кипятили воду и заваривали чай. "Я уже восемь лет состою в партии "Единая Россия" и почти все наши сотрудники тоже", - наставительно внушал корреспонденту "Ленты.ру" один из распорядителей "по чаю". Впрочем, откуда у фирмы деньги на зарплату работающим на кухне и на сами кухни, он объяснить не смог.
Спустя час с небольшим Кургинян объявил о завершении митинга и оставил толпу наедине с ансамблем народной музыки. Артисты на удивление задорно для такой неприветливой погоды затянули частушки и песни из репертуара передачи "Играй, гармонь!" Митингующие, живо двинувшиеся в сторону метро, с явным удовольствием притоптывали, прихлопывали и даже ухали в такт музыке. На выходе с митинга расходящихся встречали девушки с фотографией Путина и предлагали сфотографироваться с ней в руках. "Мы их потом выложим на сайт запутина.рф, чтобы потом всякие "оранжевые" не говорили, что Путина никто не поддерживает", - объясняли они свои действия.
Из-за наплыва людей полиция закрыла станцию "Парк победы" на вход, и толпа растянулась вдоль Кутузовского проспекта. "Замерзла, как цуцык, больше я на все эти акции не пойду. Народу на работе много, может, и не заметят", - решительно говорила одна из идущих с митинга женщин своей собеседнице. В руках обе противницы оранжевой революции несли пакеты с кексами.