Сирийское государственное информагентство САНА обвинило группу публицистов, живущих в России, в распространении "клеветнических сообщений о происходящем в Сирии". Причем делается это, по информации САНА, за деньги, получаемые из Катара. Речь идет о сайте "Новая Сирия", созданном московским Комитетом в поддержку сирийской революции. Однако в список САНА попали также журналисты крупнейших арабских СМИ. Фигуранты списка заявили о намерении судиться с САНА и с сирийскими властями. Один из них, Раед Джебр, рассказал "Ленте.ру" о своем видении этого скандала.
"Лента.ру": Что такое Комитет в поддержку сирийской революции и почему он действует в Москве?
Раед Джебр: Этот комитет был создан здесь, когда в первый раз приехала сирийская делегация. Это сирийские активисты, которые поддерживают оппозицию, их имена известны. Это просто люди из сирийской диаспоры. Когда начались там события, они решили выразить свою точку зрения. Я даже не знаю, зарегистрирован этот комитет или нет, но это просто активисты сирийской диаспоры, которые хотели участвовать в процессе, происходящем там, высказаться по поводу того, что происходит у них на родине.
Я журналист, я не имею никакого отношения к этому комитету или к любой другой организации, которая занимается этим. Я не занимаюсь политикой, я журналист. И двое моих коллег, которые фигурировали в этом списке, тоже журналисты, мы работаем на крупные арабские СМИ - газету "Аль-Хаят", телеканал "Аль-Арабия", российский арабоязычный телеканал "Русия аль-Яум". Я уже 16 лет работаю в московском бюро "Аль-Хаят". К тому же, я не сириец, я из Иордании.
У нас была конкретная позиция в освещении сирийской революции. Я понимаю, что сирийская власть до сих пор чернит оппозиционеров, как это обычно делается, но непонятно, почему в этот список были включены журналисты.
Очевидно, что это дешевая провокация, направленная на то, чтобы просто закрыть нам рты, чтобы мы не говорили, не писали, не освещали события так, как они происходят на самом деле.
У вас, тем не менее, как вы сами сказали, существует какая-то определенная позиция относительно происходящего в Сирии…
Как вы понимаете, мы освещаем события, которые происходят где-то там, в "горячих точках". Например, на сегодняшний день это Сирия. Кому-то из посольства, видимо, не понравилось, как мы освещаем происходящее там. Кстати, и до этой истории подобные предупреждения и угрозы неоднократно поступали и в мой адрес, и в адрес моих коллег. Лично мне звонил сотрудник посольства, предупреждал, что они будут принимать какие-то меры против меня. Они вышли на мое руководство и хотели снять меня с должности.
Конечно, я пишу и авторские статьи. В них я излагаю свою позицию, говорю о том, что происходит на самом деле. Посольству именно это не понравилось - то, что я пишу авторские статьи, которые публикуются в разных СМИ, в том числе, кстати, и в российских.
Я хочу сказать по поводу той политической резни, которой сирийские власти подвергают журналистов: наших коллег в Сирии преследовали, арестовывали, несколько человек за последние месяцы были убиты. Сирия - закрытое государство, туда не пускают зарубежных журналистов, а если пускают представителей конкретных СМИ, то - по конкретным маршрутам. Ни свободы слова, ни свободы прессы там нет, - конечно, у любого журналиста это вызывает непонимание.
Поэтому мы об этом всегда говорили: чтобы люди объективно освещали события, дайте нам возможность приехать, посмотреть своими глазами, пообщаться с людьми, с народом, понять. Дайте нам информацию, по-настоящему открытый доступ к информации о том, что происходит в сирийских городах.
Почему вас обвинили в получении денег именно от Катара?
Между Катаром и сирийскими властями на сегодняшний день, скажем так, идет политическая война, это было очевидно в Совете безопасности. Поэтому проще всего, наверное, предъявить нам именно такое обвинение.
Я хотел бы обратить ваше внимание, что и кампания против нас и этот список - все это началось не вчера. Это началось где-то неделю или десять дней назад. Сирийское посольство в Москве превратилось в штаб-квартиру какой-то настоящей спецслужбы, потому что и угрозы, и все остальное исходит оттуда. Группа людей, близких к посольству, открыли аккаунт на Gmail и с него отправили нам, мне в том числе лично, этот список. Прошло десять дней, прежде чем этот список дошел до агентства САНА. Это говорит о том, что все это дело было сфабриковано здесь.
Сначала мы не хотели ничего делать, потому что посчитали, что это просто хулиганство, но теперь, раз сирийские официальные СМИ взялись за эту тему, то, конечно, нам надо поднять вопрос на юридическом уровне.
Зачем это сирийским спецслужбам? Все-таки у них сейчас, я думаю, есть гораздо более серьезные проблемы, чем некая группа активистов и журналистов в Москве.
Я советую вам поехать, если вам разрешат, в Сирию и посмотреть, как они работают. Это просто еще одна провокация. Видно, что она сфабрикована очень плохо, но это их уровень, они так работают. Плохо, что СМИ, которые защищают режим, на сегодняшний день публикуют любую информацию без проверки. Поэтому мы сейчас обращаемся в суд.
Где вы будете судиться?
В Москве, в России, поскольку мы проживаем на данный момент в России. Одновременно я намерен обратиться в иорданский суд, поскольку я гражданин Иордании. Иск будет подан против агентства САНА и сирийского телевидения, которое тоже об этом говорило, и против министра информации, поскольку он лично несет ответственность за работу СМИ.
Вы были бы рады, если бы "Арабская весна" распространилась на Сирию?
Каждый народ должен иметь право выразить свою волю. Я тут не обсуждаю, права "Арабская весна" или не права. Я обсуждаю совсем другой вопрос. Мы видели: на Мальдивах президент вышел и заявил перед телекамерами, что уйдет, потому что не хочет подставлять свой народ. Такого мы не видели в Сирии, к сожалению, такого мы не видели в Йемене.
Понимаете, вопрос здесь в другом: в нарушении прав человека в самом широком плане, в массовых убийствах в разных городах. Есть фотографии, есть видео и другая информация. Понимаете, я не обсуждаю "Арабскую весну", я обсуждаю нарушения прав человека, в первую очередь отношение к средствам массовой информации.
Как вы оцениваете позицию России, Лиги арабских государств, того же Катара, из которого вам якобы платят?
Позиция России для меня ясна. Не все в арабском мире понимают, почему Россия защищает этого диктатора. Для меня ясно, что у России действительно есть очень большой интерес в этом районе. Я думаю, что эта позиция нормальна, я ничего особенного в этом не вижу.
Позиция арабского мира включает геополитическое и чисто политическое урегулирование ситуации без военного вмешательства, без провокации, призывает всех к диалогу. Это, кстати, совпадает с позицией России. Это я, конечно, поддерживаю.
Позиция Катара абсолютно меня не волнует. Это всего лишь одна из стран региона. Есть позиция Лиги арабских государств - это самое главное.
Что вы знаете о кампании "сирийского" спама в Рунете?
Я не знаю, я не видел, если честно.
Режим Башара Асада устоит?
Режим Башара Асада уже мертв в моральном и политическом плане. Физически он еще живет за счет оружия и за счет сил армии, но они просто-напросто бомбят города. Но то, что он мертв в политическом и моральном плане, очевидно. Он скоро уйдет в историю. Мне кажется, что недели это будут или месяцы - не самое главное. Самое главное - какова окажется цена. Дело в том, что уровень убийств в Сирии поднялся как минимум до ста человек ежедневно. Понимаете, каждый день умирает сто сирийцев, граждан, единственное преступление которых заключается в том, что они недовольны этим режимом. Но именно поэтому для меня очевидно, что этот режим уйдет.
Вы ожидаете внешней военной операции в Сирии?
Нет, абсолютно. Я лично не сторонник любых вмешательств извне, это вредно не только для Сирии, это вредно для всего Ближнего Востока в целом.