Накануне выборов президента Туркмении независимое издание "Хроника Туркменистана" сообщало о том, что руководство Министерства железнодорожного транспорта республики провело встречи с трудовыми коллективами, на которых было заявлено, что железнодорожники единогласно поддержат на голосовании действующего главу государства Гурбангулы Бердымухамедова. В ответ на призыв руководства рядовые служащие хором ответили "Болья, башлык!", то есть "Хорошо, начальник!". Результаты выборов показали, что не только железнодорожники, но и вся республика в целом согласилась с волей начальства.
В прошедшем в минувшее воскресенье голосовании приняли участие 96 процентов избирателей - цифра, по большому счету, характерная не только для Туркмении - одного из самых закрытых государств в мире, но и для соседних Узбекистана с Казахстаном. Действующий президент Бердымухамедов ожидаемо победил, набрав более 97 процентов голосов. На прошлых выборах результат был скромнее - "всего" 89 процентов. На фоне таких цифр давать оценку туркменским выборам как некоему политическому процессу крайне сложно. По словам журналиста Аркадия Дубнова, считающегося одним из главных экспертов по Средней Азии, "трудно назвать выборами то мероприятие, на котором известно не только имя победителя, но и цифры, которые будут характеризовать его победу".
То, что туркменские выборы давно уже являются не элементом политической борьбы, а хорошо срежиссированным театральным действом, не смутило миссию наблюдателей от СНГ. Ее глава, председатель исполкома СНГ Сергей Лебедев, заявил следующее: "Выборы президента Туркменистана прошли на высоком организационном уровне, в соответствии с действующим в государстве избирательным законодательством и общепризнанными демократическими нормами".
Что касается организации, то тут с Лебедевым нельзя не согласиться. Как и в хорошем спектакле, все роли были расписаны заранее, и никто из актеров картины не испортил. Корреспондент ИТАР-ТАСС так описывает происходившее: "Первыми на избирательные участки Ашхабада пришли старейшины - яшули. Седобородые, в национальных халатах и тельпеках (каракулевая папаха) они открывают процесс голосования, первыми опуская свои бюллетени в прозрачные избирательные урны. Вслед за ними к урнам подходят 18-летние парни и девушки, которые участвуют в выборах впервые. Для них Молодежная организация Туркменистана имени Махтумкули (поэт XVIII века) подготовила памятные подарки". Праздничное настроение избирателей поддерживали выступления самодеятельных коллективов, возле избирательных участков развернулись торговые ряды с выпечкой и сладостями. То есть, все чинно и благородно, и можно бы поверить в искренность происходившего, если бы не магические 97 процентов на выходе.
В ОБСЕ, судя по всему, тоже усомнились в целесообразности наблюдения за ходом голосования. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) решило не посылать своих наблюдателей в Туркмению, ограничившись делегированием в республику четырех своих технических экспертов. В их задачи входило лишь оказывать экспертную поддержку в подготовке отчетности по выборам, а не комментировать или давать оценки происходящему.
Сам Гурбангулы Бердымухамедов пришел на избирательный участок одним из первых вместе со своими отцом, сыном и внуком. Глава государства, как сообщает официальное издание "Turkmenistan.ru", "выразил добрые пожелания в адрес других кандидатов на высший государственный пост". Отметив, что все оппоненты по нынешней избирательной кампании - "достойные и уважаемые люди", президент заявил о своей убежденности в том, что граждане республики, искренне изъявив свою волю, "примут верное и взвешенное решение, которое касается столь серьезного и ответственного выбора". Хорошо, начальник!
Отдельно стоит остановиться на тех, кто на нынешних выборах был выдвинут властями на роль конкурентов Бердымухамедова. На прошлом голосовании у Аркадага (новое прозвище президента, в переводе с туркменского - "покровитель") было пять соперников, в этот раз их было уже семеро, но суммарно они выступили слабее своих предшественников. В выборах участвовали замглавы администрации Дашогузской области Реджеп Базаров, начальник управления "Марыгазчыкарыш" госконцерна "Туркменгаз" Какагелди Абдыллаев, управляющий трестом "Небитгаздуйплиабатлайыш" Гурбанмаммет Молланыязов, министр водного хозяйства Аннагелди Язмырадов, начальник производственного объединения "Лебапгурлушык" министерства строительства Эсендурды Гайыпов, директор хлопкопрядильной фабрики Сапармырат Батыров и министр энергетики Ярмухаммет Оразгулыев.
В сумме все перечисленные кандидаты набрали чуть более 2,5 процента голосов, что, в принципе, может быть для них даже благом. И вот почему: "Хроника Туркменистана" как-то попыталась разобраться, что стало с теми пятью кандидатами, которые соперничали с Бердымухамедовым в 2007 году. Оказалось, что заместитель министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Ишангулы Нурыев, который набрал целых 2,38 процента голосов и занял третье место, был арестован через месяц после выборов и осужден на длительный срок. Один из его сыновей, работавший в столичном управлении внутренних дел, после ареста отца сначала был переведен в участковые, а позже и вовсе уволен из органов МВД. При этом указа об увольнении Нурыева с поста замминистра опубликовано не было, и его имя больше не упоминалось в местных СМИ.
Другой кандидат Аширнияз Поманов, набравший 1,31 процента голосов, был уволен с поста хакима города Туркменбаши через два года после выборов "за недостатки в работе". Хаким города Абадан Оразмурад Гараджаев, набравший на выборах 1,55 процента, был уволен со своего поста сразу после выборов. О его дальнейшей судьбе ничего не известно. Лишился своей должности и хаким Карабекаульского этрапа Лебапского велаята Мухамметназар Гурбанов, результат которого - 2,37 процента. Перефразируя одного из героев фильма "Свой среди чужих", можно заметить, что "неблагодарное это занятие - соперничать с Аркадагом".
В начале 2007 года, выступая в качестве кандидата в президенты, Гурбангулы Бердымухамедов пообещал продолжать политику Великого Сердара - Сапармурата Ниязова. "Верность заветам Сапармурата Туркменбаши Великого - залог нашего счастливого будущего!" - заявил туркменский лидер. Можно констатировать, что Бердымухамедов держит свое слово: позолоченная статуя Туркменбаши вернулась в центр Ашхабада, на смену "Рухнаме" новый президент готовит свой монументальный труд, показатели на выборах главы государства растут и так далее. Ну а словосочетание "туркменская внутренняя политика" по-прежнему можно использовать для обозначения чего-либо не существующего.