13 февраля в Москве у здания "Газпрома" украинское женское протестное движение FEMEN провело топлес-акцию против "газового шантажа", с помощью которого, по их мнению, Россия пытается надавить на Украину и заставить ее войти в Таможенный союз. Несмотря на тридцатиградусный мороз, девушки разделись и водрузили флаг Украины на въезде в штаб-квартиру "Газпрома". В результате акции одна из участниц была задержана. "Лента.ру" обратилась к лидеру движения Анне Гуцол с просьбой рассказать об идеях и целях FEMEN.
"Лента.ру": Чего больше в ваших акциях: политики или эстетики? Это политическое действо ради художественного перформанса или перформанс ради достижения политических целей?
Анна Гуцол: Не думаю, что тут стоит разграничивать. Это художественное оформление политических тем, чтобы были интерес и резонанс, чтобы это было красиво, вызывающе, демонстративно.
А вы вообще политическая организация?
Мы долго задавались этим вопросом. По логике, мы должны входить в парламент или в партию какую-нибудь. Но я все-таки считаю, что мы политическое движение, мы имеем достаточно весомое значение в обществе, влияем на украинскую политику и задеваем политические темы. Я думаю, что женское движение без политической составляющей вообще невозможно. Если мы требуем равноправия женщин и мужчин, то, конечно, мы должны участвовать в политических процессах страны и мира.
Что для вас важнее: привлечь внимание к своему движению или добиться решения конкретных проблем?
Какой каверзный вопрос! Конечно, мы мечтаем, чтобы все обратили внимание на нас и мы удачно вышли замуж! Каждый раз, выходя топлес, мы демонстрируем, что женщина свободна. Во время протеста мы реализуем две задачи: первое - максимально привлечь внимание к теме протеста. У нас даже есть случаи, когда люди звонили и говорили, вот, у нас такая-то проблема, завод загрязняет территорию, приезжайте на акцию к нам, потому что именно вы можете максимально привлечь внимание к проблеме. Второе - реализовать основную миссию нашей организации: разрушение патриархального мира. Каждый раз, когда мы выходим топлес, своими сиськами бьем по патриархату, мы его возмущаем, будоражим, каждый раз он в шоке и в обмороке. Все негодования, возмущения и аресты говорят о том, что мы правильно поступаем. Вот здесь, наверное, мы привлекаем внимание к себе, к своему движению, к своим топлес-протестам.
13 февраля был, наверное, самый морозный день в Москве за эту зиму, а вы разделись перед зданием "Газпрома". Вам действительно настолько важны цены на газ?
Да. Мы оплачиваем коммунальные услуги. Вообще, дело не в цене. Если пойти выше, дело в том, что из-за высоких цен на газ, из-за манипуляций и шантажа с ценами на газ, глупую украинскую власть пытаются втянуть в Таможенный союз, а это нам абсолютно не нравится как женщинам, которые хотят жить в демократическом обществе. Мы хотим жить в европейской стране, иметь европейские ценности, поэтому, конечно же, мы не хотим, чтобы ценами на газ манипулировали, чтобы они были завышены. Мы любим свою страну и хотим, чтобы Украина экономила на газе.
Со стороны кажется, что выбор тем для протестов у вас довольно бессистемен.
Мы выбираем темы по принципу их важности, актуальности. В первую очередь это темы, связанные с женщинами, с защитой прав женщин, а потом уже политические или общедемократические темы. Если касаться политики, то это та же война между Тимошенко и Януковичем, которые сталкивают украинский народ, разделяют Украину пополам, а в протестах призывают бить друг другу морды. Спектр тем широкий, и мы на свой взгляд, когда мониторим ситуацию в мире и Украине, определяем, что нам, как женскому движению, важно поднять на данный момент.
Многие думали, что ваши выступления - это разовые акции, которые быстро закончатся, а вы их все проводите и проводите. У вас есть какая-то конечная цель?
Да. Это голые женщины, протестующие во всем мире. Это конечная цель демонстрации того, что мы, женщины, свободны и нам вообще наплевать на все эти устои, нравы и желание мужчин нас закрепостить и взять в свой плен. Я думаю, что нам предстоит провести еще очень много топлес-протестов, пока не останется стран, где женщину за топлес будут арестовывать, забивать камнями, общественно порицать.
Получается, это демонстрация ради демонстрации?
Я не согласна. В протесте мы реализуем две задачи: развиваем тему, которую мы поднимаем, и демонстрируем свободу женщины.
Многие интересуются вопросом, кто финансирует вашу организацию.
Движение FEMEN существует с 2008 года. Лидером девушек является Анна Гуцол, а лицом организации и бессменным участником практически всех акций - Александра Шевченко. FEMEN провели множество акций на Украине и за ее пределами, в том числе в Белоруссии, России, Швейцарии, Болгарии. Одним из ключевых лозунгов организации является "Украина - не бордель!" Символы движения - это оголенная грудь и венок, украшенный атласными лентами.
По оценкам Анны Гуцол, FEMEN поддерживают до 40 тысяч человек, большинство из которых - это подписчики страничек движения в Facebook и Вконтакте.
Ну, так я вам, конечно же, все и рассказала! Много слухов ходит и домыслов, они периодически нас веселят и тешат. На Украине и в России очень много проплаченных протестов, и люди, в большинстве случаев, меряют по себе и думают: "Кто-то должен же проплачивать это, чья-то же волосатая рука за этим стоит, руководит". Никакие политические партии, религиозные и разведывательные структуры не являются попечителями нашего движения. У нас есть наш попечительский совет, благотворительные взносы, в femenshop мы реализуем продукцию с символикой FEMEN. Благодаря этому мы имеем возможность развивать наше движение. Также благодаря СМИ из Европы, которые приглашают нас на те или иные программы и эфиры, мы можем путешествовать по Европе, проводить свои протесты в европейских странах.
Многие ваши акции заканчиваются задержанием активисток. Вы намеренно провоцируете полицию?
Нет, мы намеренно не провоцируем. Вот вчера охранники выдворили Оксану с территории "Газпрома". Когда она уже спрятала в рюкзак венок и все элементы, которые идентифицировали бы ее как активистку, полиции на нее указал один из журналистов. Он реально так показал пальчиком: да вот, вот же она. Четыре других девушки успели спокойно свернуться, сесть в метро и уехать. Так же планировала поступить и Оксана. Но из-за того что… я даже не буду называть это слово по отношению к этому человеку... из-за того, что он настучал, Оксана была задержана.
Вы планируете поменять формат выступлений?
Это наша визитная карточка. Никто же не требует от "Единой России" перестать ходить с флагами, пускай ходят, это их формат протеста. А наш формат - это топлес-прорыв, это секс-диверсия. Пока что мы не планируем его менять. Потому что для нас это очень важная идеологическая составляющая нашего движения.
Можете назвать примеры акций, результатом которых стали реальные изменения?
Да. Вот летом к нам обратились люди, у которых не достроен дом. Они лет восемь назад купили квартиру в несуществующем доме, который строился. И вот мы вместе пошли на протест, и их сразу же, впервые за восемь лет, пригласили в Кабмин, они там подписали документы и им сейчас, вот где-то месяц назад, выделили деньги на достройку. Правда, пока первую часть, но хоть какое-то движение пошло.
Как проходила эта акция?
Пришло человек сто из этого кооператива, и они раздевались, и мужчины там голые были, и женщины в бюстгальтерах, и бабушки, и дети, все вместе шли с таким массовым пикетом. Это было прекрасно, потому что мы не только привлекли внимание прессы к их проблеме и заставили Кабмин отреагировать на их протест, но мы в этот день научили их протестовать: как правильно кричалки кричать, как правильно плакаты держать.
А перспективы вчерашнего протеста у здания "Газпрома" вы как оцениваете?
Я не знаю, как будут наши министры решать с ценами на газ, но знаю точно, что мы показали нашей власти, как можно опротестовывать цены "Газпрома", мы показали, что достаточно быть храбрым, иметь силу воли и не бояться. Если пять голых безоружных женщин не боятся прийти под "Газпром", не боятся полиции, то почему дяденьки, которые являются премьер-министрами, президентами, министрами, не могут так же сказать свое веское слово "нет" и провести нормальные переговоры? Мы хотели показать, как пацанам нужно действовать, вообще-то.
Вы думаете, они к вам прислушаются?
Должны. Консул Украины в России забирал нашу активистку из полиции. То есть в этом вопросе они поспособствовали, что было удивительно, потому что обычно они медлительны и не очень расторопны.
Femen_rus - это ваше отделение?
Нет, конечно, нет. Они говорили, что они от нас, мы с ними пытались связаться по электронной почте, по телефону, а там все время какой-то мужик отвечал. Мы приветствовали инициативу, но они не вышли на связь. Если я не ошибаюсь, то это ваши русфемен, это, короче, такой себе одноразовый кремлевский проект. Если бы они действительно были наши, то, я думаю, они вчера были бы возле "Газпрома", а не мы.