27 февраля итальянский круизный лайнер "Коста Аллегра" из-за пожара лег в дрейф в 200 милях от места пункта назначения. "Коста Аллегра" принадлежит Costa Crociere - той же компании, что и затонувшая в январе "Коста Конкордиа", но новое происшествие не привело к жертвам: 1 марта все пассажиры и члены экипажа успешно сошли на берег в порту Виктория на самом крупном сейшельском острове Маэ.
25 февраля, в субботу, "Коста Аллегра" отправилась из Мадагаскара на Маэ, главный остров Сейшельского архипелага. Предполагалось, что 28 февраля лайнер придет на Маэ, а затем отправится дальше - и круиз по Индийскому океану стоимостью от двух с половиной тысяч евро на одного пассажира продолжится вплоть до 17 марта.
27 февраля примерно в 200 милях к юго-востоку от Маэ и 20 милях от острова Альфонс в машинном отделении лайнера произошел пожар. Его удалось потушить, никто из пассажиров и членов команды - всего на борту находились 1049 человек из 62 стран - не пострадал. Однако пожар затронул всю систему подачи электроэнергии и запасные генераторы, так что судно осталось без электричества и легло в дрейф. Причины возгорания неизвестны, хотя версию поджога исключили почти сразу. Расследованием инцидента займется прокуратура Генуи: именно в юрисдикции главного итальянского порта находятся происшествия, случившиеся в международных водах.
Буксировка
Первым на сигнал SOS к "Коста Аллегра" прибыло французское рыболовное судно "Тревиньон" (Trevignon) во вторник, 28 февраля. "Тревиньон" взял лайнер на буксир, и "Коста Аллегра" медленно, но все-таки пошла по направлению к Маэ. Кроме того, в распоряжении лайнера оказались два сейшельских буксира, но "Коста Аллегра" так и не запросила их помощи.
Министр транспорта Сейшел Джоэль Морган (Joel Morgan) обвинил владельцев "Тревиньона" в том, что они отказались от помощи сейшельских буксиров. По мнению Моргана, если бы "Тревиньон" уступил им место, "Коста Аллегра" добралась бы до Маэ на 10-12 часов раньше. Он также отметил, что французы больше заботятся о своей финансовой выгоде, чем о безопасности пассажиров: если в принципе помощь судну, терпящему бедствие, оказывается бесплатно, то между Costa Crociere и французской компанией, владеющей "Тревиньоном", существует договор о взаимопомощи. Однако его условия неизвестны, а Costa Crociere, как и следовало ожидать, отвергла все обвинения сейшельцев.
29 февраля лайнер должен был подойти к острову Дерош, который находится на полпути от Альфонса к Маэ, однако "по соображением безопасности" судно решили отправить сразу на Маэ. На Дероше, по мнению компании-владельца, было бы сложнее пришвартовать "Коста Аллегра" и высадить пассажиров.
На борту лайнера пассажиры испытывали многочисленные бытовые неудобства: из-за отсутствия электричества не работали кондиционеры, кухни были закрыты, туалеты, как выразилась представитель администрации Сейшел Нада Франкурт (Nada Francourt), были "не пригодны к использованию". Из-за неработающих кондиционеров пассажирам пришлось проводить тропические ночи на мостиках. Кроме того, в каютах невозможно было находиться из-за невыносимого запаха: в туалетах не работал слив.
Дополнительной опасности лайнер подвергался еще и из-за района, в котором судно легло в дрейф: в эти воды часто заглядывают пираты. Для защиты от них на борту "Коста Аллегра" с самого начала круиза находились девять стрелков итальянских военно-морских сил, а после пожара его стал охранять еще и сейшельский патруль, в том числе с воздуха.
С вертолетов же на лайнер, оставшийся без электричества, еды и воды, доставляли необходимые продукты: сухой паек (в основном это был хлеб), минеральную воду (в первую очередь, для личной гигиены), фонари. Кроме того, судну предоставили маленький генератор электроэнергии.
Швартовка
1 марта "Коста Аллегра" наконец-то подошла к Маэ, и лайнер начали швартовать. Сначала с лайнера спустили чемоданы, а затем на берег сошли туристы - всего на борту их было 627: сначала французы, немцы и англичане, вслед за ними - итальянцы. Общение представителей разных стран с дипломатами координировал итальянский вицеконсул в Найроби Альберто Ла Белла.
На берегу пассажиров ждали врачи Красного креста, в том числе психологи, минеральная вода, журналисты и просто любопытствующие. При этом в целом, отметила Нада Франкурт, местные жители - в отличие от западной прессы - остались безразличны к истории "Коста Аллегра", и толпы сейшельцев в порту не наблюдалось.
Врачи были готовы и раньше, еще до швартовки, с воздуха забрать тех пассажиров, кому может понадобиться помощь. Однако к этой мере, к счастью, прибегать не пришлось.
Из 627 пассажиров (раньше сообщалось о том, что их на борту было чуть больше - 636, и в списке на официальном сайте круизной компании до сих пор фигурирует эта цифра; видимо, в их число входят девять военных) 376 человек решили продолжить свой отпуск на Сейшелах. Costa Crociere за свой счет разместит их на 15 дней в гостиницах на архипелаге. Остальным пассажирам компания оплатит возвращение домой: они должны улететь с Сейшел вечером 1 марта.
Два капитана
Полтора месяца назад, в ночь на 14 января, другой круизный лайнер компании Costa Crociere - "Коста Конкордиа" - налетел на риф и затонул около итальянского острова Джильо. Однако последствия - по крайней мере, для пассажиров - у двух происшествий оказались совершенно разными. На "Коста Аллегра", как заверяют пассажиры, не было ни одного момента паники, а капитан показал себя профессионалом. Конечно, в первые минуты после начала пожара пассажиры столкнулись с дезорганизацией и в какой-то момент заподозрили, что им придется эвакуироваться на шлюпках. И все же, когда пожар был потушен, главные неприятности им доставляли отсутствие воды, плохой запах и жара. В результате ни на борту, ни на берегу никому не понадобилась медицинская помощь, а все личные вещи в целости и сохранности остались у их хозяев.
Два лайнера объединяет не только компания-владелец. Как выяснила The Daily Mail, брат британки с "Коста Аллегра" Ребекки Джеймс по имени Томас спасся с "Коста Конкордиа". И Ребекка, и Томас на круизных лайнерах были танцовщиками.
В результате же крушения "Коста Конкордиа" погибли 25 человек (и еще семь числятся пропавшими без вести), а спасшиеся пассажиры лишились всего, что было с ними на борту. По мнению многих, в том числе прокуратуры города Гроссето, последствия могли бы быть куда менее плачевными, если бы капитан Франческо Скеттино вовремя начал эвакуацию, не допустил паники и не покинул тонущее судно едва ли не раньше всех.
Крушение "Коста Конкордиа" обошлось Costa Crociere как минимум в полтора миллиарда евро. Ущерб от пожара на "Коста Аллегра" еще не подсчитан. При этом у Costa Crociere есть еще 14 круизных лайнеров. Например, 2 марта "Коста Неоромантика" отправится - впервые после смены дизайна - из итальянской Савоны в круиз по Средиземному морю: пассажиры увидят Марсель, Барселону, Пальму де Майорка, Катанию и Неаполь. Хочется надеяться, что этот круиз не принесет дополнительных убытков злополучной компании.