Потерял связь В истории вертолетов Ка-52 произошла первая катастрофа

Под Торжком разбился ударный вертолет Ка-52, приписанный к Центру подготовки и переучивания летного состава армейской авиации. В катастрофе погиб штурман машины, а позднее от полученных ран скончался командир экипажа. Разбившийся вертолет восстановлению не подлежит. Эта катастрофа стала первой в истории Ка-52 и третьей - в семействе боевых машин Ка-50/52. Решение о временной приостановке полетов вертолетов Ка-52 пока не принято.

Связь с ударным вертолетом, взлетевшим с военного аэродрома Торжка, пропала в 21:05 по московскому времени 12 марта 2012 года. Машина выполняла плановый учебный полет без боекомплекта. Вертолетом управлял опытный пилот первого класса, а штурманом был молодой офицер. По неподтвержденным данным, Ка-52 пропал с радаров практически сразу после взлета. Вскоре после прекращения связи начались поиски пропавшей машины, однако они были приостановлены на темное время суток и из-за плохих погодных условий - в районе Торжка накануне шел сильный снегопад.

В целом вертолеты семейства Ка-50/52 зарекомендовали себя как надежные и, главное, простые в управлении машины благодаря отсутствию перекрестных связей (взаимосвязи подсистем управления полетом). На двухместном Ка-52 реализована дублированная система управления машиной. Ка-52 оснащен катапультируемыми креслами, а также системой деформации узлов кабины пилотов, позволяющей сохранить жизнь пилотов при падении машины с высоты нескольких метров.

Разбившийся вертолет был обнаружен только в 8:45 13 марта в десяти километрах к западу от аэродрома неподалеку от деревни Малая Кисиленка. В катастрофе погиб штурман вертолета, а пилот с тяжелыми ранениями был доставлен в больницу, однако позже он тоже скончался. Ка-52 оборудован катапультными креслами, но летчики, по предварительным данным, не воспользовались ими. По словам представителя Министерства обороны России Владимира Дрика, бортовые самописцы Ка-52 уже обнаружены, они в хорошем состоянии, и их расшифровка начнется в ближайшее время.

Затянувшиеся поиски вертолета в Министерстве обороны России объяснили не только плохой погодой, но и тем, что установленные на Ка-52 аварийные радиомаячки не были включены. Такие маячки автоматически активируются при катапультировании экипажа. По словам источника РИА Новости в военном ведомстве, следствию предстоит выяснить, почему экипаж не стал аварийно покидать машину.

По факту крушения Ка-52 под Торжком возбуждено уголовное дело по статье 351 УК России (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Источник в комиссии, расследующей падение вертолета, рассказал "Интерфаксу", что наиболее вероятной причиной катастрофы Ка-52 стало попадание машины "в мощный снежный заряд". В результате этого пилоты, летевшие по приборам, могли на время потерять пространственную ориентацию (снежный заряд - это снег, идущий при сильном ветре плотными полосами, между которыми бывают спокойные участки). Впрочем, комиссия рассматривает и другие версии происшествия, включая отказ приборов.

Падение Ка-52 под Торжком стало первым подобным происшествием в истории вертолетов данной модели. Проектирование Ка-52 началось во второй половине 1990-х годов, а первый прототип вертолета поднялся в воздух в июне 1997 года. В июне 2008 года состоялся первый полет Ка-52 из мелкосерийной партии, а уже в октябре того же года было принято решение о начале серийного производства машины. Ка-52, получивший заводское название "Аллигатор", создан на базе Ка-50, известного как "Черная акула".

Ка-52 создавался как универсальная двухместная машина, которую можно было бы использовать для подготовки пилотов. Кроме того, одной из основных задач этого вертолета должно было стать управление во время боевых действий группой ударных вертолетов Ка-50. Серийное производство последних было закрыто в 2009 году; на вооружение поступило только 11 машин, из которых в пригодном к полетам состоянии остаются шесть единиц. После прекращения производства Ка-50, созданные на его базе Ка-52 стали рассматриваться и как самостоятельные боевые единицы с усиленным бронированием и универсальным вооружением.

Ударный вертолет оснащен четырьмя точками подвески (модифицированные машины производства 2012 года имеют уже шесть точек подвески) для управляемых и неуправляемых ракет и бомб, которые также могут быть использованы и на других вертолетах армейской авиации России и штурмовиках Су-25СМ. Машина также имеет 30-миллиметровую пушку 2А42 с боекомплектом на 460 выстрелов. Такие же пушки используются на боевых машинах пехоты и десанта БМП-2, БМП-3 и БМД-2. Универсальность вооружения была введена для облегчения пополнения боекомплекта непосредственно во время боевых действий.

Вертолет Ка-52 при максимальной взлетной массе 11,3 тонны способен развивать скорость до 310 километров в час и совершать полеты на расстояние до 520 километров. Машина обладает мощным радарным комплексом "Арбалет", высокой живучестью и активной системой защиты от переносных зенитных ракетных комплексов. Вертолет предназначен для выполнения боевых задач в сложных погодных условиях днем и ночью.

Главной особенностью конструкции Ка-52, как и его предшественника - Ка-50, является соосное расположение двух несущих винтов, которое улучшает летные характеристики вертолета. Например, Ка-52 способен выполнять маневр "воронка", при котором вертолет кружит вокруг цели, ведя ее обстрел; носовая часть машины всегда остается повернутой в сторону обстреливаемого объекта. Ка-52 также способен разворачиваться во время полета на 180 градусов, не меняя направления движения. Кроме того, использование соосной схемы позволило уменьшить диаметр воздушных винтов и общие размеры вертолета.

Катастрофа под Торжком стала третьим подобным происшествием в истории семейства боевых вертолетов Ка-50/52. В апреле 1985 года во время исследования предельных режимов полета потерпел крушение вертолет Ка-50 с бортовым номером 010. По данным расследования, пилот превысил допустимую отрицательную перегрузку, в результате чего произошел перехлест лопастей. Летчик-испытатель Евгений Ларюшин погиб.

Два вертолета Ка-50 (бортовые номера 24 и 25) с декабря 2000-го по февраль 2001 года входили в состав боевой ударной группы, участвовавшей в боевых действия на территории Чечни. Машины выполнили несколько десятков боевых вылетов в сопровождении вертолета Ка-29 со штурманом наведения и двумя Ми-24 для прикрытия. Основной задачей Ка-50 была оценка боевой эффективности машин и испытание на боевое применение. Во время одного из вылетов вертолет Ка-50 поразил цель с крайне малой высоты, в результате чего разлетевшиеся осколки повредили законцовку одной из лопастей. На аэродроме Ханкала часть лопасти отрезали, после чего вертолет самостоятельно перелетел на аэродром базирования Северный в Грозном.

Для предотвращения подобных аварий в будущем было увеличено расстояние между несущими винтами вертолета и установлена система, увеличивающая сопротивление ручки управления при сближении лопастей до опасного предела. При выполнении мертвой петли - фигуры, не рекомендованной для частой демонстрации на Ка-50/52, минимальное расстояние между лопастями может достигать 40 сантиметров. При этом косая петля является штатной пилотажной фигурой для вертолетов этого семейства.

Еще одна катастрофа произошла в июне 1998 года, когда при подготовке к демонстрационным полетам погиб пилот Борис Воробьев. По данным комиссии, расследовавшей происшествие, летчик допустил ошибку при управлении машиной. В результате произошел перехлест лопастей несущих винтов.

Крушение Ка-52 под Торжком на программе производства и принятия таких машин на вооружение не скажется. В настоящее время на вооружении России стоят 19 вертолетов Ка-52 (за вычетом разбившейся машины), 12 из которых базируются в Черниговке и семь - в Торжке. В 2011 году Министерство обороны России заключило с холдингом "Вертолеты России" долгосрочный контракт на поставку 140 вертолетов Ка-52. Кроме того, палубной версией машины - Ка-52К - планируется укомплектовать авиагруппы четырех десантных вертолетоносных кораблей-доков типа "Мистраль", купленных Россией у Франции в июне 2011 года.

Как ожидается, первая партия палубных боевых вертолетов Ка-52К будет построена и пройдет испытания к 2014 году. В числе нововведений - механизм складывания лопастей и консолей, а также усиленные шасси, которые позволят осуществлять посадку машины на палубу во время сильной качки. Не исключено также, что Ка-52К получит новую авионику и радарные системы, а также обновленную номенклатуру вооружений с учетом морской специфики применения. Морские испытания обычной версии Ка-52 состоялись осенью 2011 года, когда машины выполнили несколько посадок на палубу большого противолодочного корабля "Вице-адмирал Кулаков".

Катастрофа не окажет влияния и на экспорт Ка-52. Россия пока официально не предлагает вертолеты такой модели на продажу на мировом рынке, однако ранее интерес к машинам проявляли Бруней и Ливия (вертолетами Ка-50, в свою очередь, интересовались Словакия и Турция). Производством Ка-52 занимается компания "Прогресс", способная собирать две машины в месяц. Но пока не будут удовлетворены потребности российских войск в таких вертолетах, об их поставках за рубеж говорить не приходится.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше