На прошлой неделе в Узбекистане были утверждены сроки очередных парламентских и президентских выборов. Членов законодательного собрания граждане республики выберут в декабре 2014 года, а главу государства - спустя 90 дней после опубликования официальных итогов выборов в парламент. Как и все предыдущие решения, так или иначе связанные с политической жизнью Узбекистана, нынешнее вызвало очередную волну слухов и домыслов по поводу дальнейшей судьбы "ташкентского двора" - правящей верхушки, о жизни которой мало что известно не только простым гражданам, но даже экспертам и журналистам.
Лейтмотивом всех подобных рассуждений, стержнем, вокруг которого их можно накручивать до бесконечности, выступает пожилой возраст и не самое крепкое здоровье действующего главы государства - Ислама Каримова. Пусть на прошедшем Наврузе президент и изобразил нечто похожее на национальный танец, своих врагов, среди которых самый неумолимый - время, не обманешь. Правда, о "смертельной болезни" Каримова оппозиционеры не устают твердить последние два десятка лет, но и без каких-либо недугов 74-летний возраст дает повод задуматься о скором окончании правления бессменного президента Узбекистана.
Не так давно главным претендентом на место Каримова считался премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев. Впрочем, это смело сказано - считать, конечно, можно все, что угодно, но вот быть в чем-то хоть на долю процента уверенным, строя прогнозы в узбекской политике, нельзя. Тем не менее, большинство экспертов называли именно фамилию премьера, говоря о преемнике, и, предрекая ему скорый взлет, приводили аналогии с Владимиром Путиным. Пока никто Мирзияева со счетов не сбрасывает, но среди врагов каримовского режима стала все чаще упоминаться фамилия 53-летнего Рустама Азимова, первого вице-премьера, возглавляющего одну из влиятельнейших группировок в правительстве республики.
На днях сайт HARAKAT, позиционирующий себя как "независимое новостное агентство", опубликовал весьма забавную заметку, в которой рассказывалось о встрече, которая якобы состоялась в конце февраля между Азимовым и старшей дочкой Ислама Каримова Гюльнарой в одной из ташкентских резиденций президента страны. Автор статьи, называя участников встречи "заговорщиками", поведал, что они следующим образом решили поделить полномочия после удаления из власти отца Гюльнары: президентская дочь получает пост премьера, а Азимов возглавляет республику.
Чтобы осуществить такой переворот и в дальнейшем легитимизировать свой приход к власти заговорщики, по мнению автора, собираются реализовать ряд крупных финансовых сделок в нефтегазовой отрасли, а также продать иностранцам несколько крупных объектов недвижимости. Полученные от этого средства планируется направить на подкуп западных и российских политиков и бизнесменов. С недовольными согражданами, надо понимать, новые правители Узбекистана в случае надобности разберутся с помощью старых методов.
Впрочем, как считает лидер оппозиционного "Народного движения Узбекистана", поэт и диссидент Мухаммад Салих, кандидатура Азимова в качестве преемника уже одобрена Каримовым, поскольку первый вице-премьер наиболее терпимо из всего президентского окружения относится к Гюльнаре. Что касается Мирзияева, то ему при новой власти припасли место хокима Ташкентской области.
Хорошо, пусть будет и Мирзияев, пусть будет и Гюльнара Каримова с Рустамом Азимовым. Однако на них список соискателей президентства не заканчивается. В последнее время, по оценке ряда наблюдателей, стала набирать силу и Лола Каримова - младшая дочь президента. Она, в отличие от Гюльнары, девушка замужняя, причем супруг Лолы и есть ее главный козырь в возможной борьбе за власть и влияние. Зовут президентского зятя Тимур Тилляев, и, по утверждению немногочисленных узбекских оппозиционных СМИ, он тесно связан с местным криминалитетом.
Здесь надо сказать пару слов об узбекском криминале. В Узбекистане, действительно, нет организованной преступности, поскольку все ее основные функции давно взяла на себя исполнительная власть. Хотя в республике продолжают действовать несколько крупных уголовных авторитетов, но только те, кто нашел общий язык с властями и безболезненно поделил с ними сферы влияния. Одним из таких авторитетов является Салим Абдувалиев, чей бизнес непосредственно связан с семьей Тимура Тилляева. Как утверждается на независимом сайте Yangifikr.com, в настоящее время Лола Каримова вместе со своим мужем и при поддержке Абдувалиева укрупняют свой бизнес, забирая себе рынки, оптовые базы, склады, автостоянки и парковки – словом, все, до чего не добралась Гюльнара со своими деловыми партнерами.
Правда, поговаривают (это самое точное слово, которое можно использовать при попытках разобраться с узбекскими внутренними делами), что Лола Каримова-Тилляева далека от политики. Однако, кто знает, на что способен ее супруг в союзе с Абдувалиевым, если кто-то вдруг попробует посягнуть на их бизнес?
Любители погадать о посткаримовском Узбекистане, перечисляя возможных наследников, называют еще одно имя - Акбара Абдуллаева. Он в некоторой степени тоже родственник президента - мать Абдуллаева Тамара Сабирова является родной сестрой супруги главы государства. По некоторым данным, Абдуллаев, в последнее время часто появляющийся на публике в свите президента, является фактическим хозяином Ферганской долины, контролируя 70 процентов экономики региона. Ему с матерью якобы принадлежат Ферганский нефтезавод, сеть гостиниц "Азия", цементный завод, несколько фабрик, десятки предприятий торговли, недвижимость во Франции и Германии.
Еще в прошлом году прогнозировалось, что Абдуллаев, фигура в общем-то непубличная и не снискавшая себе такой же сомнительной славы как дочери президента, будет выдвинут в депутаты парламента, а затем в Сенат. После этого он якобы должен занять место спикера верхней палаты парламента, чтобы на случай внезапной недееспособности Каримова стать исполняющим обязанности президента. Правда, что будет дальше прогнозисты сказать затрудняются, отмечая лишь то, что президент таким образом обеспечит себе выбор между двумя вполне устраивающими его вариантами передачи власти - или Гюльнаре или Абдуллаеву.
Семейные узы - вещь, конечно, прочная. Однако узбекские кланы - это далеко не семьи, а ведь именно клановость является стержнем нынешнего государственного устройства Узбекистана. По словам уже упоминавшегося Мухаммада Салиха, на сегодняшний день реальной властью обладает только "ташкентский клан" (с учетом того, что сам Каримов в общем-то представитель Самарканда). Причем эта столичная группировка в ожидании неминуемой смены президента уже раскололась на три части: первую возглавляет глава Службы нацбезопасности Рустам Иноятов, вторую Рустам Азимов, третью – генерал СНБ Шухрат Гулямов. При этом Иноятов серьезно болен (у него диабет), а за Гулямовым закрепилась слава "героя Андижана", поскольку именно он координировал жестокое подавление восстания в этом узбекском городе в 2005 году. Но даже отдавая предпочтение Азимову как наиболее вероятному преемнику президента, Салих отмечает, что никто не может предугадать, как, вне зависимости от своих последних решений, Ислам Каримов будет действовать "через год, через полгода, или через день".