Утекает сквозь пальцы Россия теряет позиции на рынке сжиженного газа

Инвестиционное решение по многострадальному Штокмановскому месторождению на шельфе Баренцева моря вновь отложено. Разработчики проекта так и не получили от правительства России гарантий по обнулению НДПИ и экспортных пошлин. В результате планирование эксплуатации месторождения задерживается, а следом за ним и начало добычи, постоянно сдвигающееся с течением времени. Пока эта заминка продолжается, Россия может лишь наблюдать за тем, как конкуренты осваивают быстрорастущий рынок сжиженного газа, который должен производиться на месторождении.

30 марта стало известно, что принятие инвестиционного решения по Штокману (ожидалось к 1 апреля) перенесено еще на один квартал и ждать его предстоит не раньше 1 июля. Этот перенос стал уже вторым подряд. Как сообщают источники "Коммерсанта", причина проста - акционеры совместного предприятия, в число которых входят "Газпром" (контрольный пакет), французская Total (25 процентов) и норвежская Statoil (24 процента) вновь не добились от государства льгот на разработку месторождения. Бизнесмены требуют для себя обнуления НДПИ и 30-процентной экспортной пошлины. Но правительство все еще медлит.

Акционеры рассчитывали на принятие важного законопроекта о стимулах работы на континентальном шельфе. Предполагалось, что он будет готов к апрелю, но проект до сих пор в полной мере не проработан. По словам министра энергетики Сергея Шматко, при его принятии нужно учитывать сложность проектов и их рентабельность, а это требует дополнительных усилий.

В итоге не исключено, что вслед за переносом инвестрешения мы увидим и новый перенос сроков начала добычи, которые и прежде сдвигались многократно. До кризиса ожидалось, что качать газ из шельфовых пластов Баренцева моря российско-франко-норвежское предприятие будет уже в 2013 году. Потом сроки были поочередно перенесены на 2015-й и 2016 годы. В определенный момент заговорили даже о 2018-м.

Сами участники предприятия тоже не могут до конца определиться, что же они будут делать на Штокмане. Первоначально предполагалось, что часть добываемого газа будет доставляться на экспорт традиционно, по трубопроводам, а для другой части будет построена инфраструктура по сжижению газа. Сейчас же акционеры рассуждают о том, что неплохо было бы сконцентрироваться исключительно на переработке газа в жидкую форму. Что, кстати, будет означать дополнительный сдвиг по срокам, поскольку работа с СПГ и по нынешним планам должна начаться на год позже.

Штокмановское месторождение считается одним из самых богатых газом в мире. Его запасы составляют около 3,8 триллиона кубометров, не считая около 37 миллионов тонн газового конденсата. Максимальная годовая добыча на этом месторождении может составить до 95 миллиардов кубометров газа.

Понять размышления акционеров нетрудно. Цены на газ, поставляемый по традиционным каналам, находятся из-за феномена сланцевого газа под сильнейшим давлением. Дело тут, впрочем, не только в самой стоимости (для Европы она по объективным причинам будет всегда выше, чем для США), но и в способе доставки и оплаты. Газопроводы функционируют так, что поставлять по ним газ можно лишь через долгосрочные контракты. СПГ предлагает более гибкую альтернативу, которая в большей степени подвержена влиянию рыночных цен.

Новая газовая эра

Сверхвысокие цены на углеводороды привели к тому, что отрасль СПГ в мире стала стремительно развиваться. Раньше СПГ потребляли лишь отдельные страны Европы и Восточной Азии, главным образом, Япония. Сейчас же все большее и большее число государств, видя сомнительную выгоду от закупок исключительно через газопроводы, готовы инвестировать в мощности по переработке сжиженного газа.

В особенности это касается европейского континента. В 2009 году доля СПГ в общем импорте газа в ЕС достигла 19 процентов. В ближайшее время она будет расти на глазах. В том же 2009-м Великобритания запустила крупнейший в Европе терминал по регазификации 10,5 миллиарда кубометров топлива. В ближайшие годы в эксплуатацию будут введены еще большие терминалы во Франции, Испании и ряде других стран общей мощностью 150 миллиардов кубометров. Это означает, что к концу десятилетия Европа будет получать уже около половины импортного газа в сжиженной форме.

Предложение также решило не отставать от спроса. Пока, впрочем, больших успехов в расширении мощностей добились лишь некоторые страны, но их прогресс впечатляет. Речь в первую очередь идет о Катаре. В концу 2008 два крупнейших предприятия этой отрасли в стране производили лишь 20 миллионов тонн СПГ (около 27 миллиардов кубометров обычного газа) в год. Сейчас их мощность уже превышает 70 миллионов тонн и государство продолжает закладывать новые площадки.

К 2016 году СПГ-терминал будет построен и на Украине. Он будет размещен рядом с нефтяным терминалом "Укртранснафты" и морским портом "Южный" в 30 километрах от Одессы. Мощность терминала планируется на уровне 10 миллиардов кубометров газа, стоимость оценивается в 846 миллионов евро

Тут стоит отметить и такую деталь: переработка СПГ очень дорога в принципе. Даже без капитальных затрат себестоимость всей производственной цепочки составляет около 100 долларов за тысячу кубометров газа. Дело однако в том, что самой дорогой частью здесь является именно сжижение, составляющее примерно половину себестоимости. На регазификацию уходит существенно меньше денег, да и строятся мощности несколько быстрее.

Получается, что европейские и иные потребители в случае достаточного предложения могут сравнительно быстро и по умеренной цене перейти на импорт СПГ вместо газопроводного газа. "Догнать" их, расширив собственные мощности СПГ, будет намного сложнее и дороже. То есть Россия, проигрывающая нынешнюю СПГ-гонку, может отстать очень надолго.

Посему понятно желание той же Total сразу перейти к экспорту СПГ, вообще не занимаясь трубопроводным газом. Франция, кстати, исторически является крупным по европейским меркам потребителем сжиженного газа, начав покупать его еще в 60-х годах в Алжире. СПГ там составляет ровно четверть от всего потребления газа - в разы больше, чем, к примеру, в Германии.

В общем, заминка со Штокмановским месторождением "Газпрому" явно на пользу не идет. Тем более, что и Total не собирается складывать все яйца в одну корзину. Компания уже решилась на сотрудничество с "Новатэком", разрабатывающим другой стратегический проект в России - Ямал-СПГ. Он не столь грандиозен как Штокман, но там, по крайней мере, есть какое-то движение.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше