Утром 2 апреля самолет ATR-72 авиакомпании UTair, совершавший рейс ЮТ-120 из Тюмени в Сургут, вылетел из аэропорта "Рощино". Через несколько минут он пропал с радаров и разбился. На борту были 39 пассажиров и 4 члена экипажа. В результате авиакатастрофы 31 человек погиб, 12 находятся в тяжелом состоянии.Следствие рассматривает техническую неисправность в качестве основной версии происшествия.
ATR-72 разбился в 05:33 (по данным авиакомпании; в 05:44 по данным ГУ МЧС по Тюменской области) по московскому времени (07:33 по местному). Самолет сразу после взлета пропал с радаров, а пилоты не вышли на связь. Обломки были обнаружены в 45 километрах от Тюмени, в районе деревни Горьковка - в 3-5 километрах от взлетно-посадочной полосы.
На место крушения отправились все силы регионального управления МЧС, и к 07:55 по Москве спасатели эвакуировали 12 пострадавших и извлекли тела 16 погибших. Затем ведомство сообщило о 14 выживших, один из которых скончался по пути в больницу, однако к 9 утра их число вновь снизилось до 12 человек. К 11 утра поисково-спасательные работы были завершены. Все пострадавшие были доставлены в тяжелом состоянии в тюменские больницы. Опознать удалось тела семи погибших.
Пассажиры
Рейс, потерпевший крушение, был регулярным. Билеты на него купили 40 человек, однако один пассажир не прибыл в аэропорт. Издание Life News при этом рассказывает о бизнесмене из Тюмени, отказавшемся от полета из-за соревнований по кайтингу; однако, по официальным данным, в Сургут не полетел житель Ханты-Мансийского автономного округа. Представитель ГУ МВД по Тюменской области сообщил РИА Новости, что следствие будет устанавливать причины, по которым этот пассажир не сел в самолет. Впрочем, версию теракта Следственный комитет РФ уже исключил.
Из оставшихся 39 пассажиров и четырех членов экипажа пять человек были из ХМАО (жители Нягани, Сургута и Ханты-Мансийска), один (член экипажа, чье имя не уточняется) - из Тверской области, остальные - из Тюмени. Детей на борту разбившегося самолета, вопреки публиковавшимся вскоре после авиакатастрофы данным, не было.
Весь экипаж - два пилота и два бортпроводника - погиб в результате авиакатастрофы. При этом ИТАР-ТАСС со ссылкой на источник в авиадиспетчерских службах сообщает о том, что рейс обслуживали мужчина и женщина, в то время как на сайте UTair говорится о двух бортпроводницах на рейсе UT-120.
11 пассажиров (их список с именами и годами рождения приведен на сайте регионального управления МЧС) были госпитализированы в Тюменскую областную клиническую больницу номер 2, еще один человек - в Тюменскую областную клиническую больницу номер 1, которая находится в деревне Патрушево. К двум часам дня девять человек были прооперированы. Их жизни ничего не угрожает. Состояние троих пострадавших врачи оценивают как крайне тяжелое, остальных - как тяжелое.
Среди пассажиров, доставленных в ТОКБ номер 2, оказалась женщина 40-50 лет, которая не смогла вспомнить свою фамилию. К часу дня ее личность удалось установить: ею оказалась Людмила Волкова 1954 года рождения.
В числе погибших были несколько сотрудников компании "Сургутнефтегаз", в том числе, как сообщает "Интерфакс", член совета директоров Николай Медведев. Кроме того, в результате авиакатастрофы погибли руководители компании ООО "Управляющая компания - Тюменские моторостроители" - заместитель директора по правовым вопросам Денис Куляшов и начальник финансово-экономического отдела Дмитрий Жириков. Они направлялись в Сургут в командировку.
Для родственников пострадавших и погибших был организован спецрейс из Сургута в Тюмень. Им воспользовались 18 человек, которых планируется разместить в гостинице "Восток".
Версии
По факту крушения ATR-72 Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по части 3 статьи 262 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). В качестве основной версии причин катастрофы следствие рассматривает техническую неисправность, однако не исключаются и ошибки пилотов или наземных служб. Расследованием займется Главное следственное управление СК РФ.
UTair - единственная российская авиакомпания, эксплуатирующая французские самолеты ATR-72. В ее флоте до катастрофы под Тюменью их было три. Разбившийся борт эксплуатировался с октября 1992 года, компанией UTair - с июля 2008-го. За историю существования ATR-72 было 6 катастроф, приведших к человеческим жертвам. Так, 31 октября 1994 года при заходе на посадку в Чикаго погибли 68 человек. Столько же человек погибли 4 ноября 2010 года в кубинской провинции Санкти Спиритус, когда ATR-72, обледенев на высоте 6 тысяч метров, разбился в горах.
Проверку начала и Уральская транспортная прокуратура - ведомству предстоит выяснить, соблюдали ли требования безопасности полетов авиакомпания и аэропорт. Выехала на место происшествия и комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Со стороны МАК в расследовании примут участие представители Франции, Канады и Бермуд - заморской территории Великобритании.
Следователи уже изъяли из аэропорта "Рощино" всю техническую документацию, касающуюся полета ATR-72, и документацию о медосмотре пилотов перед вылетом. Они также допрашивают тех из выживших, чье состояние позволяет сделать это, и ищут очевидцев из близлежащих населенных пунктов.
Очевидцы, в частности, сообщили, что после взлета из двух моторов самолета повалил дым и судно накренилось влево. После падения самолет развалился на две части и загорелся, однако пожар спасатели, прибывшие на место в течение получаса, смогли оперативно потушить.
Житель деревни Горьковка, представившийся Алексеем, также рассказал РИА Новости о том, что он видел во время авиакатастрофы: "Я вышел перед своим домом на крыльцо и вижу, что как бы хлопок, такая вспышка небольшая, и дым пошел (из самолета). Он поворачивает, вот этот дым идет, и самолет начинает снижаться и на поле ушел. Если бы он еще немного дорулил, то вышел бы к нам". При этом Алексей отметил, что самолет был виден не там, где обычно жители наблюдают взлетающие суда: "Он, получается, за моим домом должен быть, а он перед моим (домом). Это значит, что он вывернул".
Эти данные - о дыме и о том, что пилоты повернули обратно - и склоняют следствие к версии о технической неисправности.
Черные ящики самолета находятся в хорошем состоянии, и следствию еще предстоит изучить их.
***
Президент РФ Дмитрий Медведев из-за авиакатастрофы перенес на следующий день запланированную на 2 апреля встречу с представителями несистемной оппозиции, а губернатор ХМАО Наталья Комарова прервала свою командировку и вылетела в Тюмень. Вылетел на место крушения и председатель СК РФ Александр Бастрыкин. Кроме того, комиссию по оказанию помощи пострадавшим создало Министерство транспорта. По поручению его главы Игоря Левитина в Тюмень выехали замминистра Валерий Окулов, возглавивший комиссию, и глава Росавиации Александр Нерадько. Свои соболезнования родственникам погибших также высказал и губернатор Свердловской области Александр Мишарин, пообещавший в случае необходимости направить в Тюмень врачей из своего региона.
4-6 апреля объявлены днями траура в Тюменской области. Вопрос о компенсациях семьям погибших и пострадавших администрация региона еще не решила. Авиакомпания, в свою очередь, сообщила, что семьи погибших получат по два миллиона рублей - именно такая сумма предусмотрена страховкой, за которую отвечает Страховое общество "Сургутнефтегаза" (дочерняя компания самого "Сургутнефтегаза"). UTair также пообещала полностью взять на себя расходы, связанные с похоронами погибших в авиакатастрофе.
Кроме того, оргкомитет национальной авиационной премии "Крылья России" отменил церемонию вручения, которая должна была состояться 2 апреля в 17:00 в московском отеле Ritz-Carlton.