В начале апреля американские деловые СМИ узнали подробности предстоящего в мае публичного размещения акций социальной сети Facebook – самого ожидаемого IPO последних лет. По новым данным, компания Марка Цукерберга разместит акции на бирже Nasdaq под тикером FB и получит от IPO от 5 до 10 миллиардов долларов. Ожидается, что по капитализации Facebook сравняется с такими гигантами мирового бизнеса, как McDonald's или Citigroup.
Да что там Citigroup – с капитализацией в 100 миллиардов долларов (именно на ней в последнее время сходятся аналитики) Facebook, если бы социальная сеть была зарегистрирована в России, стала бы второй по величине компанией страны, обойдя Сбербанк с его десятками тысяч отделений по всей стране и "Роснефть" с ее десятками миллиардов долларов экспортной выручки.
Нет сомнений, что акции Facebook после выхода на биржу будут пользоваться особой популярностью инвесторов и, возможно, войдут в число наиболее ликвидных американских ценных бумаг. Это означает, что биржи должны были развернуть настоящую борьбу за Facebook, ведь каждая сделка по акциям любой компании приносит им доход в виде отчислений от суммы транзакции.
NYSE или Nasdaq?
Вариантов размещения у Facebook было два, и оба американские: социальная сеть могла разместить акции либо на NYSE, самой известной бирже США, либо на Nasdaq, на которой торгуются ценные бумаги технологических компаний. В других государствах американские эмитенты, в отличие от европейских или азиатских, размещаются не очень охотно — как правило, им хватает ликвидности, вращающейся в США.
До бума интернет-IPO последних лет у Facebook практически не было бы выбора: по умолчанию социальная сеть должна была размещаться на Nasdaq. Однако начало 2010-х сильно изменило рынок: интернет-IPO больше не рассматриваются как нишевые — они стали центральным событием во всем биржевом мире. Из-за этого NYSE стала активно конкурировать с Nasdaq за размещения интернет-гигантов.
В 2011 году NYSE удалось отобрать у Nasdaq сразу несколько профильных эмитентов. Так, размещение на самой большой бирже США провели социальная сеть LinkedIn, онлайн-радио Pandora и поисковик на местных рынках услуг Yelp. Правда, Nasdaq от своего конкурента не отставала — на этой бирже стали обращаться ценные бумаги сервиса скидок Groupon и производителя онлайн-игр Zynga.
В целом к началу 2012 года технологическая отрасль разделена между биржами таким образом: семь из десяти крупнейших технологических компаний США торгуются на Nasdaq (в том числе Apple, Microsoft и Google), три — на NYSE (в том числе IBM).
Таким образом, чтобы торговаться с лучшими из лучших, Facebook определенно стоило выбирать Nasdaq. Однако не исключено, что свою роль в выборе площадки сыграли не только репутационные преимущества, но исключительно финансовые: по утверждению агентства Dow Jones, обслуживание на NYSE обошлось бы Facebook едва ли не в пять раз дороже, чем на Nasdaq.
Кроме того, мы пока не знаем, какие рекламные услуги предложили Facebook обе биржи. Обычно первый день торгов для таких крупных компаний представляет собой шоу: руководителям эмитентов дают возможность открыть торги, они дают пресс-конференции вместе с биржей до и после размещения. Можно предположить, что у Nasdaq и эти услуги оказались попривлекательнее.
В единодушном мнении американских газет в том, что Facebook сделала правильный выбор, смущает одно: сама социальная сеть пока официально о предпочтении одной биржевой площадки другой не сообщала. Подробности IPO Facebook вообще держатся в строгом секрете, что подогревает интерес инвесторов к размещению.
Скоро все станет ясно
IPO Facebook ждут на рынке так, как не ждали выхода на биржу ни одной компании со времен триумфального IPO Google в 2004 году. Сама социальная сеть выбрала очень правильную стратегию, пропустив на биржу более мелких конкурентов (например, LinkedIn) или просто интернет-компании из других секторов (скажем, тот же "Яндекс"). Внимательно проанализировав ситуацию с этими IPO, в Facebook решили, что привлечь на бирже несколько миллиардов долларов социальной сети вполне по силам.
Действительно, редко какие интернет-компании не смогли разместиться по верхней границе установленного ими же диапазона цен на акции или даже превзойти его. Другое дело, что не все ценные бумаги принесли доход инвесторам — скажем, ценные бумаги Groupon до сих пор торгуются ниже цены размещения, "Яндекса" — лишь недавно вышли из "красной" зоны.
Перед IPO оценку Facebook не делал только ленивый — инвестбанки и аналитические компании считали стоимость по сделкам с акциями компании на вторичном рынке. В какое-то время Facebook оценивали в 25 миллиардов долларов, в какое-то — в 40, а ближе к концу 2011 года — и вовсе в сто. Такая оценка сейчас превалирует в прогнозах, хотя материалов для анализа у инвесторов не очень много.
Дело в том, что несмотря на бум интернет-IPO, статистики по соотношению популярности сайтов с их рыночной капитализацией накоплено недостаточно. Если на рынок выходит какая-нибудь нефтяная компания, то эксперты прогнозируют ее рыночную стоимость с помощью сравнения ее финансовых показателей, запасов и объемов производства с другими аналогичными компаниями. В случае с интернет-гигантами никаких "аналогичных" сайтов на бирже не представлено.
Поэтому, например, непонятно, считать ли оценку капитализации компании в 27 ее годовых выручек (за 2011 год выручка Facebook составила 3,71 миллиарда долларов) завышенной. В любом другом секторе экономики этот показатель не достижим: для сравнения, у ExxonMobil, крупнейшая нефтяная компания мира, годовая выручка (486 миллиардов долларов) даже выше капитализации (400 миллиардов), Apple оценивается инвесторами в 5,5 годовых выручек (109 против 590 миллиардов долларов).
Но ни у ExxonMobil в период резкого роста стоимости нефти, ни у Apple, пожинающей плоды бума на планшеты и смартфоны, нет таких показателей по росту выручки, как у Facebook. За год социальная сеть нарастила доходы на 88 процентов, и пока ничто не говорит о том, что она может сильно замедлиться. Ведь если по приросту новых пользователей цифры действительно постепенно снижаются, то вот по рекламным возможностям Facebook все еще остается недопроданным.
Отсутствие материалов для сравнения делает успех IPO Facebook не на 100 процентов предрешенным, так что в мае следить за рынками будет еще интересней, чем обычно. Правда, когда именно состоится размещение, пока точно неизвестно: официальной информации от Facebook после того, как социальная сеть в начале февраля подала заявку на IPO, немного.
Не исключено, что из-за необходимости оформления большого количества бумаг размещение состоится во второй половине мая. Правда, по разного рода косвенным факторам — например, по запрету торговать акциями Facebook на вторичном рынке, кажется, что социальная сеть начала торопиться. В конце концов, инвесторы на американских биржах в начале 2012 года настроены чрезвычайно благодушно, а настроения трейдеров, как известно, очень изменчивы.