Во второй раз власти подготовились

Примерно в середине трехмесячного периода активных протестов граждане осваивают новый формат акций - автопробеги. Сотни (по данным УВД), а то и тысячи (по данным организаторов) машин с белыми лентами, белыми шариками, белым всем, что попалось под руку, с временным остроумным тюнингом, с плакатами и прочим - кругами ездят по Садовому кольцу и непрерывно сигналят. Идея автопробега будто самозародилась в Сети, роль организаторов - "Лиги избирателей" и лидеров движения "Синие ведерки" Данилы Линдэле и Петра Шкуматова - свелась преимущественно к интернет-инструктированию. Официально автопробегов было два: 29 января и 19 февраля 2012 года, но во время акции "Белое кольцо" автолюбители поддержали ее участников спонтанным третьим автопробегом.

Петр Шкуматов, один из лидеров движения "Синие ведерки":

Идея провести автопробег пришла к кому-то в соцсетях. После думских выборов там были созданы многочисленные группы - например, группа "Народ против ЕР" во "ВКонтакте", и там обсуждалась тема низкой температуры. Люди говорили о том, что очень холодно выходить на улицу и что неплохо было бы придумать какую-то другую форму протеста. Синхронно нескольким абсолютно неизвестным в публичном пространстве людям пришла в голову идея устроить автопробег. Началось активное обсуждение, а потом, скажем так, организаторы - я, Сергей Пархоменко, Лена Тихонова - взялись за это дело и подкрепили идею своей энергией.

То есть все обсуждение проходило в режиме онлайн, и по сути мы ничего не подготавливали специально. Мое участие свелось к передаче опыта "Синих ведерок" по проведению автопробегов всем остальным. Очень многие люди приехали на автопробег впервые, и они не понимали, что если они начнут собираться где-то в конкретном месте, то их разгонят, оштрафуют, не дадут выехать. Они не понимали, что надо собираться на замкнутых кольцевых маршрутах и приезжать в любое место этого маршрута. Все эти банальные для нас истины для многих людей оказались чем-то новым, и мы эти вещи людям рассказывали в различных социальных сетях. Пархоменко это всем говорил в фейсбуке, я во "Вконтакте", и в итоге эти идеи были вынесены в описании ивента в фейсбуке.

Никакой технической подготовки вообще не было - только публичная деятельность. Плюс был конкурс креатива, который объявил Варламов - он к нему, разумеется, тоже никак не готовился.

Второй автопробег 19 числа тоже был спонтанным. Но если во время первого автопробега власти вообще не понимали, что с этим делать, и все прошло идеально и даже без пробок, то во второй раз они подготовились и перекрыли половину центра города под предлогом ремонтных работ и просто так. Например, перекрыли правые повороты с Кремлевской набережной на Моховую. Кроме того, во время автопробега были провокации - фиктивные ДТП.

Под предлогом такого "ДТП" была перекрыта Тверская. Там, перегородив две полосы, стояли две машины без видимых повреждений. Рядом с ними находилось больше десятка сотрудников ДПС, которые не делали абсолютно ничего - ни замеров, ни регистрации. Мы подходили к ним и спрашивали, почему они бездействуют, но они ничего не говорили. И таких псевдо-ДТП было около восьми - например, они были организованы перед туннелями на Садовом. Эти инсценировки очень осложнили движение на Садовом и в центре города - были жесткие пробки. На машинах, которые участвовали в этих якобы ДТП, были повязаны белые ленточки, чтобы люди подумали, что пробки спровоцировали протестующие. Но на следующий день Данила Линделе из "Синих ведерок" провел маленькую провокацию: он позвонил одному из людей, который участвовал в одном из псевдо-ДТП, и этот чел ему признался, что он сотрудник Центра "Э".

Кроме того, на автопробеге 19-го числа было два или три автомобиля, оклеенных пропутинской символикой. Со стороны этих автомобилей было очень много негатива деревенского образца: сидящие внутри люди кидались мусором, сосульками какими-то, в кого-то кинули стаканом из "Макдональдса". У них был очень низкий уровень оскорблений: они ругались, говорили, что другим участникам заплатила Клинтон и другой подобный бред.

Когда люди выходят на митинг, им со сцены говорят одни и те же унылые словеса. Во время митинга на Новом Арбате я лично слышал, как во время выступления Каспарова люди, которые стояли рядом со мной на сцене, говорили: "Ну придумай ты уже что-то новое, это же баян уже". Когда люди выезжают на Садовое, у них нет трибуны, у них есть только дорога - и все. У них есть некое самовыражение - они по сути пытаются выразить то, что они сами чувствуют и думают, при помощи белых ленточек, плакатов, еще какого-то креатива. Это все делается искренне, поэтому автопробеги проходят очень позитивно.

Кроме того, участников автопробега видят другие автомобилисты, так что это способ заявить о своих требованиях - гражданских или политических - в очень простой форме, которая не требует слушать скучных ораторов. Другие автомобилисты относились к нам позитивно - махали руками, показывали поднятый вверх большой палец, спрашивали, нет ли лишних ленточек или ведерок. Хотя я не исключаю, что кто-то мог реагировать не так радостно - все-таки автопробег был очень большой.

Конец мероприятия мы точно не определяли: официально первый автопробег был с 14 до 16 часов, но по факту люди катались до 17. Со второго пробега я уехал в 17:30, но около тысячи машин еще продолжали ездить.

.b-dreamers { font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; }<br />.b-dreamers a { color: #cc0b00; text-decoration: none; font-weight: bold; font-size: 22px; }<br />.b-dreamers small { display: block; color: #444138; font-size: 10px; }<br />

Мечтатели.

История протеста: от Чистых Прудов до Нового Арбата

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше