Социальная сеть Facebook, готовящаяся к майскому размещению акций на бирже, заключила самую крупную сделку в своей истории. 9 апреля компания договорилась о приобретении за миллиард долларов Instagram, хипстерского приложения для публикации фотографий, которое пока не приносит прибыли. Таким образом, Instagram стал одним из самых успешных интернет-стартапов последнего времени. Facebook же придется еще сильно поломать голову над тем, как окупить вложения в Instagram.
Миллиард долларов США - это большая сумма не только по меркам интернет-бизнеса, но и по меркам мирового бизнеса вообще. Для сравнения, 9 апреля состоялась еще одна сделка на рынке: корпорация Microsoft купила у AOL за тот же миллиард долларов более 800 патентов. В миллиард долларов, например, на бирже оценивается половина "Аэрофлота" с его 89-летней историей, огромным парком новых самолетов и с чистой прибылью, исчисляющейся сотнями миллионов долларов.
Впрочем, на фоне экспертных оценок стоимости самого Facebook сумма в миллиард долларов не кажется такой уж огромной. Считается, что в ходе IPO социальной сети, которое может стать крупнейшим интернет-размещением в истории, Facebook могут оценить в заоблачные сто миллиардов долларов. Если эти прогнозы подтвердятся, сеть может разместить на бирже всего 5-10 процентов акций и получить за них до 10 миллиардов долларов. Так что с финансированием сделки у Facebook сложностей возникнуть не должно, тем более что часть Instagram будет оплачена ценными бумагами социальной сети.
Что купил Facebook?
Instаgram - такая же социальная сеть, что и Facebook, только со своими заморочками. Здесь в первую очередь публикуются фотографии и прежде всего - снятые на смартфоны. Изначально Instagram вообще предназначался только для продуктов Apple, но потом вышла и его Android-версия. Фото, опубликованные в Instagram, удобно перепощивать в другие социальные сети, причем не только Facebook.
Еще одна особенность Instagram - на фотосервисе можно редактировать фотографии так, чтобы получилось "стильно", например, под фото, снятые как будто бы с помощью Polaroid. Именно эти примочки и сделали Instagram модным среди хипстеров, которые организовали вокруг фотоприложения свою тусовку - достаточно многолюдную, но очевидно более закрытую, чем Twitter-тусовка или, тем более, Facebook-тусовка.
Приложение для Apple появилось только в конце 2010 года, но уже сейчас на Instagram зарегистрировались более 30 миллионов пользователей. Правда, прибыли они основателям компании не приносят никакой: приложение распространяется бесплатно. Кроме того, способов монетизации контента пока немного - как и в любой другой более или менее закрытой тусовке, всякие изменения, например, по внедрению рекламы, будут восприниматься пользователями в штыки. Потерять любовь аудитории для Instagram значит потерять все - именно за эту любовь Facebook и заплатил баснословные миллиард долларов.
Правда, планы по монетизации у Instagram связаны не только с рекламой. Вернее, не с рекламой в обычном смысле этого слова: как заявлял ранее глава компании Кевин Систром, Instagram - одна из немногих социальных сетей, в которых пользователи добровольно подписываются на аккаунты таких компаний, как Burberry. Именно продвижение аккаунтов крупных компаний видится Систрому одним из двух способов заработать. Второй более традиционен: Instagram намерен часть своих "премиальных" функций сделать доступной только платным подписчикам.
The Wall Street Journal пишет, что Facebook в Instagram могло заинтересовать то, что это приложение доступно на китайском языке и интегрировано с популярным в Китае сервисом микроблогов Sina Weibo. Для Facebook завоевание китайского рынка - то, что еще только предстоит сделать, так что опыт Instagram здесь может оказаться Марку Цукербергу полезен.
Безусловно, полезно будет для Facebook узнать и то, как Instagram работает со смартфонами. Несмотря на все усилия, Facebook все же остается социальной сетью для тех, кто находится у компьютера: пользователям смартфонов удобнее оставлять сообщения в Twitter, а фотографии постить в Instagram. Вполне возможно, что Facebook потратил миллиард долларов, чтобы составить конкуренцию микроблогингу.
Наконец, сделка с Instagram может объясняться еще проще: перед IPO социальной сети важно было показать, что она готова завоевывать новые для себя рынки и пойти по пути всех успешных технологических компаний, постепенно становящихся холдингами с самыми разнообразными активами. Google - это давно не только поисковик, но и еще и, например, YouTube, Microsoft - не только Windows, но и Skype. Агрессивная стратегия на рынке слияний и поглощений - то, что может привлечь в Facebook дополнительных инвесторов.
За всеми этими бизнес-объяснениями щедрости Facebook нельзя забывать и о личном: основатели Instagram Кевин Систром и Майк Кригер, как и Марк Цукерберг, своей жизнью на практике реализуют "американскую мечту 2.0". Как и Цукерберг, они с помощью всего десятка людей создали компанию, влияющую на умы миллионов, как и Цукерберг, они долго не хотели монетизировать свою идею. Покупая Instagram, Facebook покупает и мозги Систрома с Кригером, а кто знает, что произойдет, если их идеи соединить с идеями Цукерберга?
Пользователи
Пользователи Instagram отреагировали на продажу проекта в руки Facebook сдержанно, если не сказать больше. Некоторые стали узнавать (что характерно - через Twitter), какие есть конкуренты у Instagram и удобно ли пользоваться их услугами, другие - рассказывать, как удалить все свои фотографии с сервиса, чтобы они не попали к Цукербергу.
Причин для недовольства, в основном, две. Первая заключается в том, что "тусовку избранных" поглотила компания с сотнями миллионов пользователей. Иными словами, если Instagram - это модно, то Facebook - уже не модно, и любители Instagram опасаются, что теперь и их социальная сеть будет немодной. Вторая причина серьезнее - пользователи боятся, что их приватная информация будет доступна пользователям Facebook, а потом, вполне возможно, и всему миру.
Марк Цукерберг в своем статусе в Facebook пояснил, что социальная сеть не собирается ни полностью поглощать Instagram, ни запрещать пользователям делиться информацией с фотоприложения с помощью альтернативных социальных сетей. По его словам, Instagram будет развиваться как отдельный проект внутри Facebook. На то же самое напирают и в Instagram: по уверениям Систрома, приложение будет "точно таким же, каким вы его узнали и полюбили".
Сделка Instagram и Facebook показала, как легко на современном интернет-рынке монетизируется "любовь хипстеров": мода способна приносить сотни миллионов долларов людям, которые создают не приносящие прибыли сервисы. Но надо помнить, что с экономической точки зрения инвестиции в модные проекты, не обладающие ясным бизнес-планом, рискованны, потому что мода - штука очень переменчивая. Американцы хорошо помнят пример "пузыря доткомов" конца 90-х годов, разорившего не одну сотню инвесторов. Огромные деньги, крутящиеся вокруг Facebook, - тоже своего рода пузырь, но сдуется ли он сам собой или лопнет, когда этого никто не ждет, неизвестно.