Бренд Ее Величества Кто поставляет товары к королевскому двору?

В середине апреля стало известно, что на грани разорения оказалась компания Aquascutum – поставщик британского королевского двора с 1897 года. Aquascutum, которая сначала специализировалась на пошиве одежды для солдат, а потом перешла в "премиальный сегмент", не смогла пережить последствия кризиса-2008. "Лента.ру" решила посмотреть, кто еще поставляет товары королевским особам, причем не только в Великобритании.

Особые поставщики королевских и императорских дворов существовали почти с того самого времени, как появились эти самые королевские и императорские дворы. В Великобритании первым поставщиком Его Величества считается компания Weavers, получившая это почетное звание еще в 1155 году. Вполне возможно, что привилегированные поставщики двора существовали и ранее – просто письменных источников об этом до нас не дошло.

Маргарет Тэтчер в Aquascutum. Фото с сайта loc.gov

Маргарет Тэтчер в Aquascutum. Фото с сайта loc.gov

Lenta.ru

Weavers, специализирующаяся на пошиве одежды, в измененном виде существует и сейчас – и очень гордится своей почти тысячелетней историей. Другим компаниям, которые в разное время поставляли товары ко двору, повезло меньше: какие-то вовсе исчезли с рынка, у каких-то возникли временные трудности, но статус поставщиков королевского двора они потеряли.

По всей видимости, так произойдет и с Aquascutum, первой в мире компанией, которая придумала шить одежду для военных из водостойких тканей (отсюда, собственно, и ее название: aqua – вода, scutum – щит). В 2009-2010 годах убытки Aquascutum превысили 23 миллиона фунтов стерлингов. Для компании, в которой работает всего 250 человек, это внушительная сумма.

Чтобы остаться на плаву, Aquascutum нужно как-то меняться: сохранять убыточную компанию только из-за ее славной истории, похоже, никто не собирается. Тем более, что заступников у Aquascutum, ранее одевавшей Уинстона Черчилля, Маргарет Тетчер, Грету Гарбо и Софи Лорен, почти не осталось, и на спасение она может надеяться лишь в том случае, если ее приобретет гонконгская YGM Trading. В 2009 году она получила право выпускать под брендом Aquascutum одежду в Японии, Китае, Южной Корее и Индии. Но большой вопрос, останется ли торговая марка поставщиком королевского двора, если полностью переедет в Азию.

Дело рядовое

Если Aquascutum действительно исчезнет из числа поставщиков двора, то большой трагедий для двора это не станет: в Великобритании насчитывается около 800 поставщиков с "королевским" статусом (так называемые royal warrants of appointment). Точное число их определить сложно, потому что оно меняется едва ли не каждый месяц: в год из их числа выбывает около 40 компаний и столько же прибавляется новых. Поставщиками двора в Великобритании могут стать любые компании или даже индивидуальные предприниматели, товарами которых пользуются члены королевской семьи на протяжении пяти лет. При этом представители определенных профессий, например, банкиры, журналисты, чиновники, поставщиками двора не могут стать по определению.

Сейчас статус поставщика королевского двора может выдать королева Великобритании Елизавета II, ее супруг герцог Эдинбургский Филипп и принц Уэльский Чарльз. Они должны лично подписать документ о наделении компании или человека таким статусом.

Елизавета II в автомобиле Jaguar. Фото Reuters

Елизавета II в автомобиле Jaguar. Фото Reuters

Lenta.ru

На сайте официальных поставщиков специально подчеркивается, что выбор королевского двора не означает, что их товары – обязательно лучшие в своей категории, но он подразумевает соответствие высоким стандартам качества. Никаких преимуществ, кроме рекламных, они от своего статуса не получают. Двор, в свою очередь, также на поставщиках не спекулирует: все они продают королевской семье товары и услуги по рыночным ценам.

Какие же компании в Великобритании обладают статусом королевских поставщиков? Самые разнообразные. Одних только официальных поставщиков авто для двора в королевстве как минимум четыре: это и Aston Martin, и Bentley, и Jaguar, и Land Rover. Есть в списке как известные всему миру торговые марки типа Burberry (одежда), Alexander Gordon’s (джин), Kellogs (сухие завтраки), так и компании, которые популярны только в Великобритании: например, производители сидра Bulmers, джема Frank Cooper's, сыра Howgate Dairy Foods.

Может сложиться впечатление, что в список поставщиков королевского двора в Великобритании попали только местные компании. Это не совсем так: хотя большинство поставщиков действительно ведет основной бизнес в королевстве (причем многие – уже больше столетия), среди тех, кто поставляет свои товары двору, есть и иностранцы. Так, королевская семья пользуется немецкой почтой DHL, голландскими красками Akzo Nobel и даже пиво пьет не только местное, но и от Carlsberg.

А другие что?

Списки официальных поставщиков существуют и в других странах, где сохранилась монархия. Как правило, все монархи поддерживают исключительно местных производителей. Так, в Швеции королевский двор, видимо, закупает мебель в IKEA, в Дании маленькие принцы и принцессы играют в Lego и едят местные марципановые сладости Odense, а в императорском доме Японии не садятся за стол без соевого соуса Kikkoman.

Яйцо Фаберже. Фото с сайта Christie's

Яйцо Фаберже. Фото с сайта Christie's

Lenta.ru

Правда, не в каждой стране статус поставщика королевского двора означает одно и то же. Так, в Дании им может стать любая местная компания, работающая уже сто лет и имеющая хорошую репутацию – при этом не обязательно она должна поставлять продукцию двору. В Швеции же знак качества выдается гендиректорам предприятий или их владельцам, но не самим предприятиям – при увольнении топ-менеджеров или при смене владельца доказывать свой высокий статус шведским компаниям приходится вновь и вновь.

В Российской Империи тоже существовали свои любимые поставщики: как и в других странах, их число было регламентировано, а получить статус поставщика двора могли лишь те, кто имел хорошую репутацию и поставлял товары ко двору продолжительное время. Часть из поставщиков была российского происхождения – водку ко двору поставлял Смирнов, украшения – Фаберже. Вместе с тем, двор особо отмечал и французское шампанское Cristal, и немецкого производителя музыкальных инструментов Steinway & Sons, а среди отдельных предпринимателей можно встретить большое число немцев.

Любопытно, что в послесоветское время многие российские компании попытались возродить репутацию поставщиков "королевского" двора. Вот только за "королевский" они в данном случае сочли не тот, что располагался в Зимнем дворце, а тот, что после революции был в московском Кремле. Не случайно, например, Микояновский мясокомбинат активно рекламирует себя как "поставщика Кремля с 1933 года".

Сейчас в России даже существует Гильдия поставщиков Кремля, в которую входят самые разнообразные компании от пивоваренной Heineken до Санкт-Петербургского монетного двора. Судя по официальному сайту организации, ведет свою родословную гильдия именно от поставщиков двора Его Императорского Величества, а с современными руководителями страны никак не связана. Последние, в свою очередь, сами активно пытаются монетизировать бренд "Кремлевский", причем без всяких Гильдий.

В странах с монархическим строем значение королевских отличий постепенно сходит на нет: газета The Guardian еще в 2010 году писала, что 42 процента взрослых британцев не обращают никакого внимания на знаки отличия на этикетках, еще столько же обращают внимание, но для них эти знаки не играют сколько-нибудь значительной роли при выборе продуктов. В тех же государствах, которые нет-нет да и мечтают о восстановлении монархии, принадлежность к поставщикам особ королевских кровей еще может стать отличным поводом для рекламной кампании.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше