В апреле 2012 года с разницей в 19 дней компания Google и российский "Яндекс" представили сервисы для хранения файлов. На смену хранилищам, которые создавали компании-одиночки со штатом в несколько человек, приходят принадлежащие крупным корпорациям "диски", которые по сути являются продолжением других их услуг: почты, онлайн-редактора документов или музыкального магазина.
Облачное файлохранилище предоставляет пользователю возможность хранить файлы - фотографии, документы, видеоролики, музыку и так далее - на сервере компании, которой оно принадлежит. Такое решение позволяет, во-первых, не забивать информацией личные диски, во-вторых, легко "делиться" этой информацией с другими людьми, в-третьих, не беспокоиться за сохранность данных (винчестер может засбоить, флэшка - потеряться, компакт-диск - поцарапаться), и в-четвертых - иметь доступ к данным с любого (теоретически!) устройства с подключением к интернету.
Большинство "пользовательских" файлохранилищ работают по примерно одной и той же схеме. Они выдают бесплатно ограниченное количество пространства, позволяя при необходимости приобретать дополнительные гигабайты за деньги. Опыт пионеров показал, что этих денег достаточно для окупаемости: например, у запустившегося в 2008 году Dropbox подавляющее большинство пользователей - "бесплатники", что не мешает сервису успешно развиваться по сей день. Тот же Dropbox задействовал у себя удачный способ привлечения новых клиентов: пользователи получали дополнительное пространство за приглашенных друзей ("рефералов").
Сервисы первой волны - например, Box.com и Dropbox, выросшие из студенческих проектов, - создавались независимыми разработчиками с мыслью "сейчас мы запустим файлохранилище и заработаем на нем". В 2011 году пошла вторая волна - услуги по хранению данных в "облаке" стали в массовом порядке предлагать компании, уже построившие бизнес на чем-то другом. В числе таких проектов можно отметить принадлежащий Apple iCloud, запущенный интернет-магазином Amazon Cloud Drive, и - на гребне волны - сервисы "Яндекс.Диск" и Google Drive.
Новые файлохранилища тоже предоставляют пользователю чуть-чуть пространства "за так" и дают возможность докупить еще. Единственным исключением стал "Яндекс.Диск" - он выдает целых десять бесплатных гигабайт, но пока не разрешает увеличить место за деньги. Очевидно, что Apple, Amazon и прочие не рассчитывают, что хранилище превратится для них в основной источник дохода. Поэтому "облачным" сервисам поручается другая задача - подкреплять собой уже раскрученные продукты и услуги компании.
НазваниеГод запускаОбъем пространства, бесплатноДоп. пространство, цена за годКлиенты для компьютеровМобильные приложенияMax размер файлаДругое
Box.com20055 ГБ25 ГБ - $99Windows, Mac OSAndroid, iOS, BlackBerry25 МБ - 1 ГБСовместная работа с документами
SkyDrive20077 ГБ20 ГБ - $10,
50 ГБ - $25,
100 ГБ - $50Windows, Mac OSWP7, iOS2 ГБИнтеграция с MS Office
Dropbox20082 ГБ (до 18 ГБ за рефералов)50 ГБ - $99,
100 ГБ - $199Windows, Mac OS, LinuxAndroid, iOS, BlackBerry300 МБ при загрузке через браузер; при загрузке через клиент ограничений нетОбщедоступные ссылки на файлы
Amazon Cloud Drive20115 ГБ20 ГБ - $20,
100 ГБ - $100,
1 ТБ - $1000нетнет2 ГБСвязь с магазином Amazon
iCloud20115 ГБ10 ГБ - $20,
20 ГБ - $40,
50 ГБ - $100Windows, Mac OSiOS25 МБ для бесплатных аккаунтов, 250 МБ для платныхiTunes Match
Яндекс.Диск201210 ГБнетWindows, Mac OSAndroid, iOS (в "Я.Почте")3 ГБИнтеграция с почтой
Google Drive20125 ГБ25 ГБ - $29,88,
100 ГБ - $59,88,
1 ТБ - $599,88,
16 ТБ - $9600Windows, Mac OSAndroid, iOS10 ГБИнтеграция с Google Docs, оптическое распознавание текста, совместная работа с документами
Apple создала iCloud как замену службе бэкапов MobileMe; на основе iCloud же строится работа музыкального сервиса iTunes Match. Amazon тоже придала своему Cloud Drive музыкальный оттенок - если пользователь покупает в магазине компании альбом любого исполнителя, объем бесплатного пространства возрастает с пяти гигабайт до двадцати. Разработчик "Фотошопа" компания Adobe раздает гигабайты места на удаленном сервере пользователям сервиса Creative Cloud. Microsoft продвигает SkyDrive как средство хранения в "облаке" документов, созданных в MS Office. Google прочно связала Drive с онлайн-офисом Google Docs, добавив функцию совместной работы над документами. "Яндекс" встроил "Диск" в мобильное почтовое приложение и пообещал впоследствии интегрировать хранилище с другими своими сервисами.
Многообразие файлохранилищ, с одной стороны, играет на руку пользователю - он получает возможность выбрать тот сервис, который максимально соответствует его ожиданиям. Кому-то важно получить как можно больше пространства "забесплатно" ("Яндекс.Диск"), кто-то хочет хранить в "облаке" большие файлы (Google Drive), кого-то привлечет невысокая цена за 100 гигабайт места (SkyDrive), кто-то ценит возможность быстро "поделиться" файлом (Dropbox).
Некоторые хранилища предлагают и вовсе экзотические возможности: например, Google Drive умеет искать файлы не только по названиям, но и по содержимому. При этом в расчет принимаются не только текстовые, но и графические документы. Если вы, допустим, поместили в хранилище "скан" газетной статьи, а затем вбили в строку поиска встречающееся в ней слово, Google отыщет файл, применив технологию распознавания текста.
С другой стороны, участие в "параде файлохранилищ" крупных компаний сильно бьет по пресловутой свободе выбора. Веб-версия есть почти у всех хранилищ, но открывать ее на экране смартфона - сомнительное удовольствие. Владеете аппаратом на Windows Phone 7? Ваш главный вариант - SkyDrive. Не хотите ставить "Яндекс.Почту" на телефон? "Диск" для вас закрыт. Имеете аппарат на Android? Google, скорей всего, сделает выбор за вас, прислав вам приложение Drive вместе с очередным обновлением. И ведь придется пользоваться.