Активистка Анна в резиновых сапогах и штормовке сидит на пеньке и слушает разговор, не поднимая глаз. В руках у Анны лом, верхняя часть которого обмотана прозрачной изолентой – чтобы было удобнее держать. Неожиданно женщина встает, подходит к построенному накануне жестяному забору и начинает методично бить по нему ломом. Остальные некоторое время не обращают на шум внимания, но потом все же просят перестать – на конфликт с охранниками в лагере защитников Цаговского леса в подмосковном Жуковском сейчас нет ни сил, ни желания.
Активное противостояние жителей Жуковского с местными властями началось незадолго до объявленной вырубки большого куска леса, растущего у въезда в город прямо напротив знаменитого Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова, в котором испытывают все отечественные самолеты. На территории ЛИИ расположены научный центр и Жуковский аэродром, а раз в два года там проходит авиакосмический салон МАКС, намертво парализующий подъезды к городу. Создать просеку властям потребовалось для того, чтобы провести дорогу к ЛИИ, Национальному центру авиастроения, который должен возникнуть на его площади, и заодно соединить старые и новые территории Жуковского.
С тем, что новая дорога Жуковскому нужна, согласны все – и администрация, и те, кто с 7 апреля посменно дежурят в палаточном лагере на краю вырубки. Однако протестующие уверены, что подъездное шоссе вполне можно было пустить в обход леса – один из активистов Евгений Каменский на пресс-конференции долго объяснял журналистам, что, во-первых, дорога через Цаговский лес толком не решает ни одной из поставленных задач, а, во-вторых, существует альтернативный вариант шоссе. Так называемый Южный объезд удовлетворяет всем требованиям, не проходит через лес и частично уже построен. Представители местной власти с Каменским не согласны: помощник мэра Евгений Солодилин объяснил корреспонденту "Ленты.ру", что никакой разумной замены строящемуся шоссе нет. Более того, Солодилин отметил, что жуковчане согласны с решением властей, а активный протест организуют "активисты типа Чириковой, которые просто хотят на этом попиариться и навести дебош".
"Так, ну что это? Сколько раз можно повторять – техническую воду ставим сюда, а питьевую – вон туда", – приехавший в лагерь на машине немолодой активист Александр в черной футболке с Архангелом Михаилом немедленно начинает раздавать указания греющимся на солнышке сонным защитникам. С появлением Александра в лагере сразу становится шумно – особенно по контрасту с утренними часами, когда между палатками лениво бродили человек пять активистов, и тишину нарушали только треск костра и возня двух щенков, которых кто-то подбросил активистам вскоре после того, как они разбили стоянку. Для пухлых дворняжьих отпрысков построили небольшой сетчатый загон, над которым висит кем-то заботливо составленное расписание кормления щенков.
Неугомонный Александр из Жуковского узнал о готовящейся вырубке Цаговского леса незадолго до одного из митингов протеста, знакомый попросил его выступить перед собравшимися в костюме Деда Мороза. Александр, который за словом в карман не лезет, согласился и так проникся борьбой за "легкие жуковчан", что теперь сам агитирует других протестовать против вырубки. "Вот говорят, что все бесполезно и ничего уже не изменить. Да не так это!", – горячится мой собеседник. - "Если просеку засадить, то на следующий год уже деревца вырастут".
Во время разговора с Александром я слышу прямо у себя за спиной шумное собачье дыхание – ухоженный гладкошерстный пес что-то увлеченно изучает на столе с едой. Хозяйка держит своего питомца на поводке и периодически вставляет в беседу ремарки. Женщина не живет в лагере – вместе с дочерью она навещает протестующих время от времени, гуляя с собакой. Постоянных обитателей в лагере практически нет – почти все, кто там дежурят, делают это периодически, или и вовсе приходят на просеку по выходным. Владелица лома Анна и ее подруга Галина, проводящие в палатках по нескольку ночей, скорее, исключение – впрочем, женщины живут в Москве, а ездить в Цаговский лес по вечно стоящему Новорязанскому шоссе каждый день – чистое безумие.
A la guerre
В будние дни жизнь в лагере – не считая отдельных стычек с охранниками, во время которых дежурные вызванивают своих единомышленников из города – замирает, зато выходные защитники леса проводят, в буквальном смысле, на баррикадах. Для того чтобы построить дорогу, с просеки нужно вывезти верхний слой грунта, и сейчас основная цель протестующих – не допустить этого. Защитники леса все как один уверяют, что пока этот слой на месте, лес можно восстановить, но если его убрать, то семена не приживутся. Рабочие неоднократно пытались начать вывозить землю, но каждый раз дежурившие в лагере останавливали технику, выстраиваясь прямо перед ней и требуя от строителей показать документы. Живой щит разгоняли сотрудники ЧОП "Витязь", а в субботу 21 апреля к ним присоединился ОМОН.
Противостояние с охранниками и стражами правопорядка довольно быстро вышло из цивилизованных рамок – интернет заполнен видеороликами и фотографиями, на которых ЧОПовцы таскают женщин за волосы, толкают и грубо отволакивают старушек и детей, бьют мужчин палками. Один из постоянных посетителей лагеря, белокурый школьник Илья с гордостью показывает всем перебинтованный палец, объясняя, что один из охранников ударил по нему палкой. Правда, ЧОПовцы уверяют, что активисты сами провоцировали драки и напали первыми – при активном участии приехавших поддержать жуковчан антифашистов.
Примечательно, что в цаговском лесу работает тот же ЧОП, что и в Химках – приехавшая поддержать защитников Цаговского леса Евгения Чирикова (именно она в итоге и вдохновила жуковчан на создание лагеря) даже узнала нескольких "бойцов". Как и строители, они не настроены показывать документы – по словам активистов, на все просьбы ЧОПовцы отвечали отказом в грубой форме. Получить бумаги удалось только приехавшему на просеку председателю партии "Яблоко" Сергею Митрохину, который выяснил, что договор с "Витязем" был подписан только на одни сутки – с 21 по 22 марта, когда и велась вырубка. Тем не менее, ЧОПовцы уже месяц живут на просеке – они загорают на бревнах, сняв форменные куртки, а когда совсем припекает, уходят в тень.
Загадочные бумаги
С документами, о которых говорят защитники леса, и правда, все не совсем понятно. По словам администрации, рубить лес и прокладывать шоссе через просеку можно на основании всего двух бумаг – разрешения на строительство и постановления о вырубке. Оба этих документа корреспонденту "Ленты.ру" показали – хотя, по словам Волкова, в разрешении указаны не те участки (пикеты) – якобы, в документе говорится только о строительстве дороги, которая упирается в лес, но не заходит в него.
Кроме того, Волков утверждает, что проект строительства дороги одобрен в 2009 году – но в это время Цаговский лес еще имел статус особо охраняемой природной территории – ООПТ (на тот момент – памятник природы городского значения), который не позволяет вырубать его ни при каких обстоятельствах. Вообще, история со статусом леса напоминает приключенческий роман – лес был признан городским памятником местного значения (тогдашний аналог ООПТ) в 1982 году, однако в 2011 году по решению суда статус был снят, так как постановление о его присвоении не было опубликовано в местных СМИ, как того требует закон. По словам сотрудников "Жуковский вестей", никаких местных СМИ на тот момент в городе не существовало. "Обычный" лес, не защищенный охранным статусом, вырубать можно, что и было сделано. Сейчас снова ведутся разговоры о том, что Цаговскому лесу нужно вернуть статус ООПТ – Солодилин уверяет, что это входило в планы администрации с самого начала, активисты уверены, что власти были вынуждены пойти на уступку из-за массовых протестов. И как только шум уляжется, они вновь вернутся в лес и вырубят остальные деревья.
Волков и Каменский неоднократно подчеркивали, что застройщикам нужен именно лес, а вовсе не дорога. По версии противников шоссе, власти хотят постепенно вырубить все деревья, чтобы застроить площади вдоль дороги гостиницами, магазинами и складскими помещениями для будущего транспортного терминала Жуковского аэропорта. Именно поэтому, по словам активистов, они и разделили просекой лес на две части – меньшая из них, лишившись связи с остальной экосистемой, неизбежно засохнет, говорят они. К иссушению невырубленных деревьев приведет, по мнению активистов, и строительство дороги в том виде, в каком она запланирована сейчас – двухуровневая развязка потребует глубокой траншеи, которая нарушит нормальное поступление воды к корням.
Солодилин претензии опровергает, уверяя, что госэкпертиза проекта все это учла, и никакого обезвоживания не произойдет – более того, проект дороги предусматривает реконструкцию проходящего прямо под лесом канализационного коллектора ("Который сейчас в любой момент может рвануть", - уточнил чиновник) и создание специальных стоков, отводящих грязную воду с шоссе от леса. В предоставленных Жуковской администрацией "Ленте.ру" документах об этих усовершенствованиях нет ни слова, впрочем, нельзя исключать, что они включены в будущие проекты, бумаги для которых еще не подготовлены.
Протестующих аргументы администрации не успокаивают. Поводов для недоверия у защитников леса немало – в частности, они утверждают, что измеряли площадь просеки при помощи GPS и установили, что строители вырубили почти 15 гектаров вместо обещанных восьми. Жуковчане приводят еще один пример, выявляющий, по их мнению, недобросовестность властей: в середине апреля активисты обнаружили на территории нового стадиона "Метеор", для строительства которого также была вырублена часть леса, 27 сосен и елей, в которых были проделаны глубокие отверстия. Внутрь дыр был залит ацетон. Борцы за лес сочли, что таким изощренным способом власти пытаются добиться отмирания сосен, после чего их можно будет срубить как сухостой. Несколько активистов самостоятельно промыли отверстия раствором марганцовки и залили в них садовый вар в надежде, что эти меры помогут спасти деревья.
Помощник мэра уверил корреспондента "Ленты.ру", что администрация ведет переговоры с защитниками леса и на данный момент уже достигнуты некие договоренности, в частности, относительно гражданского контроля за использованием 171 миллиона рублей, выделенных в качестве компенсации за вырубку и прокладку дороги через лес. Присутствовавшие на пресс-конференции активисты факт переговоров не отрицают и признают, что представители администрации участвовали в нескольких заседаниях Общественной палаты совместно с защитниками леса. Однако итоги переговоров они видят несколько иначе: так как власть не соглашается прекратить строительство дороги, активисты отказались продолжать общение до тех пор "пока в лагере не прекратятся военные действия".
Кроме того, по словам защитников леса, им так и не удалось добиться от властей полного пакета документов на строительство: в общей сложности, проект и сопроводительные бумаги занимают несколько десятков томов и представители Мосавтодора отказались везти их на заседание. Солодилин, со своей стороны, добавляет, что участвовавшие в переговорах активисты не захотели ехать в Мосавтодор смотреть документы, хотя им предлагали. Помощник Жуковского депутата Лаврентия Ловицкого Андрей, который солидарен с защитниками леса, рассказал, что ему удалось добиться от власти комплекта разрешительных документов на строительство – но не бесплатно, а за 6300 рублей. На момент написания этой статьи бумаги еще не были выданы активистам.
Дежурящие в лагере защитники о таких тонкостях не знают – Анна, Галина и их товарищи жадно выслушивают подробности, привезенные Александром, и постоянно переспрашивают, а что было тогда-то и тогда-то, уточняют фамилии организующих диалог с властью активистов. Тем не менее, они совершенно уверены, что вырубку нужно остановить, а все действия властей незаконны. "Приходите в субботу, у нас намечается всеобщий субботник, будем чистить лес и протестовать", - говорит Анна и добавляет, поигрывая ломом: "И обязательно сломаем этот забор".