Размещение акций Facebook на бирже - главное событие в финансовом мире в 2012 году. По итогам этого IPO будут впоследствии судить как о состоянии на фондовых биржах мира в целом, так и о состоянии интернет-отрасли мировой экономики. В результате IPO на рынке может "лопнуть" пузырь, образовавшийся в инвестициях в интернет, а может произойти так, что тысячи людей значительно приумножат свои состояния, а деловые СМИ в один голос будут писать о "феномене Facebook".
Покупать акции в рамках самого IPO Facebook уже поздно: по последним данным, книга заявок на ценные бумаги социальной сети будет закрыта в ночь с 15 на 16 мая. Это означает, что теперь желающие инвестировать в Facebook должны будут проводить свои операции через биржу. Уже 18 мая по акциям должны пройти первые торги, которые покажут, насколько вложения в рамках IPO были выгодными.
За последние месяцы об IPO Facebook были написаны сотни аналитических материалов, суть которых сводится к одному: оценить перспективы компании на бирже сложно из-за слишком большого числа факторов, способных повлиять на настроения инвесторов. "Лента.ру" выделила пять причин, по которым стоило и по которым не стоило вкладываться в акции социальной сети.
Против вложений
1. Акции интернет-компаний подвержены сильным колебаниям. В 2011 году на мировом рынке состоялось сразу несколько крупных интернет-IPO. Результаты у них оказались абсолютно разные: сервис скидок Groupon, например, торгуется в глубоком минусе по отношению к первоначальной цене IPO, а LinkedIn - в солидном плюсе.
Общее у этих размещений только одно: акции интернет-компаний лихорадит гораздо сильнее, чем ценные бумаги из других секторов экономики. Если для какого-нибудь McDonald's рост или падение акций на 5-10 процентов за один день - нонсенс, требующий внимательного анализа, то для "Яндекса", Pandora и уже упоминавшихся Groupon и LinkedIn такое движение - норма жизни.
Следовательно, вложения в Facebook таят в себе большие риски и вряд ли могут привлечь инвесторов, которые любят надежные долгосрочные вложения.
2. Мода - плохой советник в финансовых делах. Facebook - чрезвычайно "модная" компания. Феномен социальной сети, быстро завоевавшей полмира, уже стал поводом для сотен книг и диссертаций, а об основателе Facebook снимают полноценное кино.
Как и любая мода, мода на Facebook может пройти. Особенно если мы говорим о моде на сайты: в мире интернета все меняется гораздо быстрее, чем в "реале". Кто пять лет назад мог предположить, что в лидеры трафика выйдут какие-то никому неизвестные Facebook, Twitter, Instagram? И кто поручится, что через несколько лет на рынке не появится какой-нибудь совершенно новый продукт, который перекроет по популярности нынешние социальные сети? Если это произойдет, то инвесторы могут начать перекладывать деньги из Facebook в эти самые старт-апы, так что в долгосрочной перспективе доходность вложений в проект Марка Цукерберга не очевидна.
3. Пузырь должен лопнуть. Интернет-компании в последнее время оцениваются в несколько десятков годовых прибылей. Это невероятно много по меркам любого, даже самого быстрорастущего сегмента экономики. Дело доходит до того, что в интернете совершаются дорогущие сделки с сайтами, которые вовсе не приносят прибыли. Так, тот же Facebook купил Instagram за миллиард долларов, при том что фотохостинг пока не придумал, как ему монетизировать трафик.
Понятно, что такие астрономические суммы за сомнительные с точки зрения бизнеса проекты не будут платить в интернете всегда. Когда-то пузырь должен лопнуть, и не исключено, что IPO Facebook станет той самой иглой, которая проткнет пузырь. Ведь вместе с акциями интернет-компании на рынок хлынут деньги инвесторов, которые раздуют пузырь до невероятных размеров. Если что-то пойдет не так, как планировалось, "денежные мешки" будут выводить средства не только из Facebook, но и из всех интернет-компаний. Все помнят бум доткомов, приведший к обвалу рынка в 2001 году.
4. Плохая конъюнктура. Facebook выходит на IPO в тот момент, когда фондовые рынки всего мира лихорадит, а многие инвесторы выводят средства из акций, стремясь защитить их от увеличившихся рисков. С 1 мая индекс Dow Jones потерял почти четыре процента, Nasdaq - 4,7 процента.
Инвесторы после сверхудачного первого квартала потеряли веру в акции: слишком уж давят на них и потенциальный выход Греции из еврозоны, и не прекращающаяся рецессия во многих странах Европы, и замедление темпов роста экономики в Китае.
Казалось бы, какое отношение имеет Греция к Facebook? Самое непосредственное: биржевая торговля - это не только отношения одной конкретной компании с конкретным инвестором, в нем очень важна конъюнктура рынка. Если крупные фонды решат выбрать консервативную стратегию входа в новые акции на рынке, Facebook может сразу же резко подешеветь: на его ценные бумаги по ценам, объявленным в рамках IPO, может просто не найтись покупателей. Тем более что "скромным" IPO социальной сети никак не назовешь: по итогам закрытия книги заявок Facebook может быть оценен даже в 100 миллиардов долларов, то есть в половину стоимости Google.
5. Гений ли Цукерберг? Основателя Facebook в последнее время с кем только не сравнивали - от Билла Гейтса до Дона Дрейпера из сериала "Безумцы". Для инвесторов не важно, на кого именно похож Цукерберг, для них важно, придет ли ему в голову еще раз или два такая же гениальная идея, как с Facebook?
Если этого не произойдет, то Цукербергу необходимо выжать максимум из того, что он уже придумал. А для
этого его сообразительности не хватит: необходима команда профессиональных менеджеров. У Билла Гейтса она была. Есть ли она у Цукерберга и захочет ли он делиться с ней властью в компании, неизвестно.
За вложения
1. Facebook есть куда расти. В социальной сети к первой половине 2012 года насчитывалось 900 миллионов активных пользователей. Agence France-Presse провело нехитрые вычисления и написало, что если бы Facebook был страной, он бы занимал третье место в мире по населению после Китая и Индии.
И тем не менее, Facebook есть куда расти. Социальная сеть почти не представлена в той же Индии, есть возможности для увеличения количества посетителей в Европе, Азии, России.
Этот рост не сможет не обеспечить увеличение доходов от рекламы, тем более что монетизация трафика идет в Facebook довольно активно. Покупка Instagram показала, что социальная сеть готова развиваться в смежные области и действовать как холдинг - это в конечном итоге не сможет не дать синергетический эффект и не увеличить выручку Facebook.
2. У Facebook нет конкурентов. В ближайшее время у социальной сети Цукерберга не будет сколько-нибудь серьезных противников в своем сегменте. Google, Yahoo!, "Яндекс" - прежде всего поисковики, LinkedIn - слишком узкоспециальная социальная сеть, Twitter - принципиально не про то, да и на IPO микроблоги пока не собираются.
Помимо прочего это означает, что инвестиционные фонды практически наверняка включат Facebook в свои портфели, причем его доля может быть весьма большой. Следовательно, спрос на акции социальной сети будет высоким, а при улучшении конъюнктуры фонды могут увеличить свои вложения в сеть в несколько раз. Ну а там где спрос, там и высокая стоимость акций.
3. В первые дни торгов акции интернет-компаний обычно растут. Собственно, дальше можно было бы ничего и не писать, а только привести несколько примеров. Google - плюс18 процентов в первый день торгов. Groupon - плюс 40 процентов. "Яндекс" - плюс 55 процентов. LinkedIn - плюс 91 процент. Alibaba - плюс 165 процентов. Список можно продолжать.
4. Мода - отличный помощник краткосрочным стратегиям. Все, что написано в первой части о рисках вложений в модные проекты, касается долгосрочных инвестиций. А вот для рисковых инвесторов, которые любят поспекулировать на акциях, едва ли найдется лучший шанс для приумножения своих капиталов. Вполне возможно, что многие участники IPO Facebook поиграют на бирже несколько недель, раздуют цену на акции, а потом продадут свои активы. В водовороте этих спекуляций доходность инвестиций может составить до нескольких десятков процентов всего за пару-тройку дней. Доходнее любой финансовой пирамиды.
5. Facebook везде. Социальная сеть могла бы не тратить деньги на рекламу вообще - все и так только о ней и говорят. Прочитайте эту статью до конца - вы увидите там кнопку Recommend от Facebook.
Сейчас рекламную кампанию в интернете невозможно проводить без использования социальных сетей. Спрос на продвижение в Facebook огромен, и в ближайшее время снижаться не будет: зарегистрировавшиеся на Facebook ежедневно проводят в социальной сети от нескольких десятков минут до суток напролет. Facebook - самый главный интернет-наркотик, слезть с которого его потребителям очень сложно. А там где наркотики, там и большие деньги.