Интерес мира к восстанию в Сирии за последние месяцы несколько поостыл. Общая нестабильность стала вполне стабильной, ежедневные сообщения об обстреле тут и взрыве там вызывают зевоту даже у граждан, интересующихся Ближним Востоком. Однако вскоре ситуация обещает круто измениться, причем не в лучшую сторону.
Гражданский конфликт в Сирии, продолжающийся с марта 2011 года, зашел в тупик: правительство никак не может покончить с оппозицией, а у повстанцев не хватает сил скинуть руководство.
Власть не понимает, как бороться с сетевым восстанием, у которого нет ни сколь-нибудь четкой структуры, ни заметных лидеров. Кого прикажете сажать и/или убивать, когда повстанцем может оказаться практически любой гражданин страны? Даже государственная пропаганда страдает от отсутствия образа врага (желательно - персонифицированного), списывая все беды страны на какие-то невнятные "террористические банды". Уже обыденной стала ситуация, когда правительственные войска штурмом берут какой-либо город, объявляют о своем полном над ним контроле, но спустя несколько недель те самые "банды" вновь прорастают на только что "зачищенной" территории. Весь цикл повторяется.
Оппозиционеры тоже не могут предпринять ничего существенного. По той же, в общем, причине. При отсутствии лидеров и структуры они не в состоянии провести сколь-нибудь серьезную операцию, ограничиваясь локальными вылазками. Ситуация существенно отличается от ливийской, где у противников режима была своя "столица", где они могли наладить какое-то подобие взаимодействия. Кроме того, ливийцам здорово помогали самолеты НАТО, которые раз за разом отгоняли правительственные войска от Бенгази.
Завершить дело миром в Сирии тоже не получается: противники режима не согласны ни на что, кроме ухода Башара Асада с поста президента, а сам он даже не рассматривает такую возможность. Усилия международного сообщества - миссия наблюдателей ООН и резолюции с призывами к переговорам - абсолютно неэффективны.
На этом фоне по всей стране продолжаются вялотекущие боевые действия, почти обыденными стали теракты, люди погибают каждый день. Такое положение вещей раздражает не только местных жителей, но и соседей Сирии, а также страны, обладающие серьезными интересами в регионе.
Главные союзники действующего режима - Россия и Иран - уже давно помогают Асаду, надеясь, что с их поддержкой он сумеет как-то переломить ситуацию. Однако ни российское заступничество в СБ ООН, ни иранское оружие погоды не делают. Кроме того, возможности Москвы и Тегерана сейчас весьма ограничены. Российское руководство ломает голову, как разобраться со своими несогласными и что делать в условиях падения цен на нефть, а Иран со всех сторон обложили многочисленными санкциями, да еще и войной грозят. Союзникам сирийского лидера сейчас не до его проблем - со своими бы развязаться.
Инициативу в свои руки взяли противники Асада: нефтяные монархии Персидского залива, турки и американцы. У всех у них разная мотивация, но одна цель: избавиться от нынешнего руководства Сирии. Арабским шейхам и эмирам хочется вырвать Дамаск из иранской орбиты и вернуть "сердце арабского мира" (самоназвание Сирии) в собственно арабский (читай - суннитский) мир. Анкара уже сатанеет от постоянной нестабильности на своей южной границе и потоков беженцев, пересекающих эту границу в северном направлении. Вашингтону нужна какая-то определенность у израильских границ и (как бонус) появление в Сирии дружественного американцам режима.
Ну а раз оппозиция не может сковырнуть Асада своими силами, эти уважаемые страны решили ей немного помочь. В чем выражается эта помощь, написала газета The Washington Post: повстанцы уже начали получать миллионы долларов, а также оружие и боеприпасы из стран Персидского залива. Кроме того, США вступили переговоры с сирийскими курдами об их присоединении к восстанию, а Турция всерьез задумалась о создании "буферной зоны" - своего рода "сирийского Бенгази", где противники Асада смогли бы сколотить армию для похода на Дамаск. Координацией всей этой деятельности занимаются американцы.
В конце мая в Чикаго состоится саммит стран НАТО, на котором, видимо, будет окончательно решена судьба Сирии. Во всяком случае, турки намерены именно там поинтересоваться у союзников по альянсу, что те думают насчет "буферной зоны". Если их, союзников, прямого участия не понадобится, то, скорее всего, против они не будут. Во всяком случае ранее они в один голос заявляли, что Башар Асад - враг своего народа и должен уйти. Решение поддержать турок в этом контексте будет вполне логичным и последовательным.
Из различных кусочков информационной мозаики пока складывается весьма любопытная картина. Принципиальное решение избавиться от Асада, похоже, уже принято. Для осуществления этой цели арабы поставят деньги и оружие, турки создадут базу для подготовки восстания по ливийскому образцу, а американцы займутся политической частью: подберут лидеров (процесс пошел), наладят координацию и обеспечат прикрытие всей операции на международной арене.
С последним пунктом могут возникнуть осложнения, поскольку для всего вышеописанного есть совершенно четкие термины: "вмешательство во внутренние дела суверенного государства", "поддержка терроризма" и даже "иностранное вторжение". Если зарубежные противники Асада действительно решатся взяться за него всерьез, то им придется удивить мир чудесами словесной эквилибристики, чтобы оправдать свои действия. Другой вариант - это прикрыться событием посерьезнее, вроде глобального финансового кризиса или израильского удара по Ирану. На таком фоне события в Сирии неизбежно потеряют в важности.
Как будет оформлена операция по свержению Асада, пока можно только догадываться. Однако фактом остается то, что повстанцы уже начали получать деньги и оружие. Даже если Турция не решится на установление "буферной зоны", сирийским правительственным войскам вскоре придется туго. Если за год с лишним они не смогли справиться с разобщенной и слабо вооруженной оппозицией, то сейчас шансов на успех у них будет еще меньше.
Тут, правда, надо отметить один очень важный момент. Американцы, турки и арабы, затеяв всю эту игру, здорово рискуют. Дело в том, что свои каналы взаимодействия с сирийскими повстанцами открывают не только иностранные правительства, но и профессиональные джихадисты. Недавние кровавые теракты в Дамаске - яркая тому иллюстрация.
Как именно может сыграть эта карта, очень хорошо видно на примере Афганистана 1980-х годов. Там тоже были народное восстание против "пророссийского" (точнее - "просоветского") режима, соседняя страна (Пакистан), предоставлявшая базу для подготовки бойцов, арабы, спонсировавшие и вооружавшие моджахедов, а также американцы, создавшие эту схему и координировавшие ее работу. Во что это все вылилось, знают все: Афганистан превратился в раздробленный, истекающий кровью рассадник средневекового мракобесия. О таких плодах антисоветского сотрудничества, как Осама бин Ладен, "Аль-Каеда" и сентябрь 2001 года, тоже не стоит забывать.
Для Сирии начинаются очень непростые времена. С притоком в страну оружия и денег восстание имеет все шансы перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Если же в дело вмешаются Турция и стоящие за ней США, такой сценарий будет неизбежным, а его последствия - совершенно непредсказуемыми.
О том, как именно будут развиваться события в ближайшие месяцы, можно будет судить по итогам саммита НАТО в Чикаго.